ТАМ ПРОЛИВАЛАСЬ ДЕТСКАЯ КРОВЬ…
Примерно в 200 километрах к юго-востоку от Минска — в гомельском направлении — расположена деревня Красный Берег. Восемь лет назад, летом 2007 года, здесь был открыт мемориальный комплекс «Памятник детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», который вскоре стал местом паломничества множества туристов и делегаций. Только представьте себе — с момента открытия мемориала его посетило уже более 1 миллиона 250 тысяч (!) человек.
Место для строительства мемориального комплекса было выбрано неслучайно: во время Великой Отечественной войны на территории этого населенного пункта размещался один из пяти «специализированных» детских донорских концентрационных лагерей гитлеровцев, которые функционировали на оккупированной белорусской земле. Детей насильно отнимали у матерей в нескольких районах Гомельщины, чтобы брать кровь для нацистских солдат и офицеров.
Коварству фашистов не было предела — для забора крови они использовали настолько изощренные методы, после применения которых дети либо навсегда засыпали, либо им, обескровленным, но еще живым, помогали уснуть, смачивая после процедуры губы ядом… Особенно это касалось так называемых универсальных доноров — детей с первой положительной группой крови.
Тела затем сжигали. А тех, кто оставался жив, отправляли в Германию. Хотя выживали, конечно же, немногие…
Во время недавно организованного Национальным пресс-центром Республики Беларусь и Постоянным комитетом Союзного государства при поддержке МИА «Россия сегодня» пресс-тура с участием белорусских и российских журналистов, посвященного малоизвестным страницам Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион», мы с коллегами воочию увидели мемориал, который называют детской Хатынью.
— А сейчас спустимся по трем ступеням, символизирующим грань между мирным временем и оккупацией, и окажемся на площади Раздумья… — пригласил пройти за собой ватагу журналистов экскурсовод Александр Манкевич. — Именно в этой деревне располагался один из крупнейших детских донорских концентрационных лагерей. Через Красный Берег прошло 1.990 детей в возрасте от 8 до 14 лет. Причем для донорства фашисты отбирали детей только славянской наружности.
Мы подошли ближе к скульптурной бронзовой фигуре девочки-подростка. Вознесенные вверх руки хрупкого беззащитного ребенка изогнуты в мольбе о защите. Однако взгляд девочки будто говорит, что у нее уже не осталось никакой надежды на спасение… Такой изобразил жертву извергов один из авторов мемориала — скульптор Александр Финский. Девочки были «более пригодны» для переливания крови… У ног мемориальной скульптуры лежала мягкая игрушка, принесенная кем-то из посетителей…
И тут мне вспомнились строки из одной песни: «Не несут сюда цветов. Здесь не слышен стон набатный. Только ветер много лет, заметая страшный след, кружит фантики конфет…». Ее, эту песню о также печально известном массовыми заборами крови у детей концентрационном лагере Куртенгоф, организованном фашистами рядом с латвийским городом Саласпилс, мы с моей младшей сестрой в детстве пели вместе с мамой. Помню, как комок в горле тогда застревал, мешая петь, а в глазах появлялась влага… Я держался (ведь мужчины не плачут), а сестра, заливаясь слезами уже после первого припева, уходила от нас в другую комнату. Очень горько и обидно было за наших на тот момент ровесников, жизнь которых так рано и бессовестно оборвалась. Это было даже страшно представлять.
Кто бы что ни говорил — мол, человеческое естество неразделимо связано с понятием войны — я твердо уверен, что это не так. Война — это патология, исключение из правил бытия. Особенно когда дело касается безопасности жизни детей.
…Александр Манкевич, понизив голос, почти шепотом рассказал и про восемь лучей, которые расходятся от круглой площади Солнца — центральной композиции мемориала. Семь золотистых лучей символизируют заветные мечты, жизнь, радость, все то, без чего нельзя представить счастливое детство. А восьмой луч — черный… Траурный солнечный луч и есть та противоестественная патология, которую называют войной.
На этом луче расположена мемориальная композиция «Мертвый класс». Два ряда белых бетонных парт с пустыми скамьями… Здесь же берет начало блестящий красный разлом, символ потери священной детской крови и жизни не только в Красном Береге — на всем театре военных действий, где погибли тогда более 14 миллионов детей. Весь мемориальный комплекс чист и светел — и полностью метафоричен: здесь не стоят на постаментах танки, нет даже упоминания о других орудиях смертельной вражды — войне тут не место!..
![](http://www.21.by/pub/news/2015/07/1437796930559549.jpg)
Экскурсовод Александр Манкевич возле карты Беларуси с 16 концентрационными лагерями, в которых гибли дети