Посол Польши показал Минск для поляков и рассказал, чем ему запомнится Беларусь

Источник материала:  
24.07.2015 15:00 — Новости Общества
Чрезвычайный и Полномочный Посол Польши в Беларуси Лешек Шерепка впервые оказался в Минске 15 лет назад. Тогда он работал в посольстве в Москве и ехал на машине через Беларусь в Варшаву. Зима. На часах примерно шесть-семь часов утра. Рабочие МАЗа и МТЗ в серой или черной одежде шли на заводы.




– Увидев эту толпу людей, я сразу вспомнил клип Radio Ga Ga группы Queen… Впечатление от всего было не очень хорошим... – говорит он.

– Изменились ли люди и город за это время? – спрашиваю.

– Все стало более светлым. У меня сын родился в Минске, есть уже родственная связь с городом.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Официальный клип группы Queen на композицию Radio GA GA

Через месяц Лешек Шерепка покинет Беларусь. Здесь он проработал более четырех лет. За это время отношения Беларуси и Польши пережили и кризис, и "нормализацию", как принято говорить в дипломатических кругах. Но уважительное отношение к Минску, городу, где можно найти места, связанные с Польшей, в его жизни осталось неизменны. Именно эти места посол Польши и решил показать читателям TUT.BY.


Куропаты

На северо-востоке Минска находится лесной массив, где в 30-е – начале 40-х годов XX века расстреляли людей, репрессированных НКВД. По разным оценкам, здесь захоронено от 7 до 250 тысяч человек, среди которых были и поляки. Посреди леса стоят кресты, а в земле покоятся анонимные жертвы политических репрессий…

Это место по белорусским законам считается историко-культурной ценностью первой категории. Это значит, оно имеет международный статус. Но, как ни странно, сегодня у Куропат нет ни официального хозяина, ни финансирования, ни окончательно утвержденной зоны охраны. Заботятся об урочище в основном волонтеры.

Лешек Шерепка говорит, что поставить свечи около польского креста сюда приезжают не только представители официальных делегаций, но и простые небезраличные поляки. Для них это пятое кладбище, связанное с Катынским расстрелом (массовое убийство поляков НКВД. – TUT.BY ).




– Для нас это символическое место. Я знаю, что для части белорусов оно такое же. То, как оно сейчас выглядит, эти кресты, ямы – все очень натурально. И порой это впечатляет даже больше, чем ухоженное кладбище, построенное по хорошим проектам, – говорит посол, пока мы идем к польскому кресту.

Он полагает, что в Польше такое захоронение выглядело бы иначе: поставили бы ограждение, чтобы было ясно, где кладбище начинается, а где заканчивается, власти финансировали бы благоустройство… В Польше есть, например, Совет по охране мест памяти борьбы и мученичества, который отвечает за польские места памяти.

История, подобная строительству ресторанного комплекса "Бульбаш-холл" впритык к урочищу, по словам посла, в Польше бы развивалась, скорее всего, не так, как в Беларуси. При этом, если бы выяснилось, что есть нарушения закона, здание пришлось бы разобрать. У нас на протяжении трех лет общественность безуспешно боролась за то, чтобы комплекс не строили.

Сегодня польская сторона по-прежнему продолжает вести диалог с Беларусью о Катынском списке. В Беларуси отрицают его наличие. Но посол верит, что через какое-то время ситуация может измениться. Так же, как это было в Украине, когда говорили, что документов нет, но потом их нашли:

– Чем мы будем дальше от войны, тем будет легче добиться официальных документов. Когда-то чьи-то родственники убивали людей, которые сейчас лежат в Куропатах. Может быть, их внукам и сыновьям неприятно, что эту информацию раскроют. В этом году мы праздновали 70-летие со Дня Победы во Второй мировой войне. Казалось бы, за это время три поколения сменились. Времени, чтобы открыть все данные, прошло много, но, видимо, еще недостаточно.


Бывшее здание посольства в Минске

– Видите яблони? – показывает посол на сад за забором по улице Румянцева в Минске. – Так вот, такие же росли здесь, на территории бывшего посольства Польши. Хорошие яблоки были, вкусные. Польша считается яблочной страной, но сейчас у нас выращивают современные сорта. А здесь были такие яблоки, как в моей молодости, домашние, с тем прежним вкусом.

Генеральное консульство Польской Народной Республики начало работать в 1971 году. По информации посла, это было первое дипломатическое учреждение, открытое после Второй мировой войны.




– Знаете, почему я вас сюда привел? – задает вопрос посол. – Для Польши важно, чтобы Беларусь существовала как процветающее суверенное государство. То, что мы первыми открыли здесь консульство, это символично, говорит о том, какое мы уделяем внимание этим вопросам. Не у всех стран есть посольства в Беларуси, и не все к этому стремятся.

Почти 40 лет, до переезда, консульство, а потом посольство работало в здании по улице Румянцева. Первый год в Беларуси Лешек Шерепка ходил сюда на работу, а после нее гулял с дочкой по парку имени Максима Горького, который находится рядом.

– Сейчас все изменилось, я бы не узнал это здание, – говорит посол о продолжающейся реконструкции объекта. – Поляки и сегодня часто сюда приходят, потому что не знают, что мы уже три года работаем в другом месте.




Сегодня посольство Польши находится на улице Змитрока Бядули, а консульство, где принимают документы на визу, на Кропоткина. Польша выдает белорусам больше всего шенгенских виз по сравнению с консульствами других стран Евросоюза. В прошлом году выдали более 400 тысяч с учетом национальных виз. Это больше, чем консульские службы Беларуси по всему миру. При этом треть от всего количества – визы бесплатные. В этом году 36% от общего количества выданных виз – сроком от года.

Лешек Шерепка говорит, что ему хотелось бы, чтобы шенгенские визы для белорусов были дешевле, еще шире стал список категорий граждан, которые претендуют на бесплатные визы, возле посольства не было очередей, а зарегистрироваться на подачу было проще... Но с введением с 23 июня 2015 года биометрических виз консульские учреждения Польши стали принимать в день на 15-20% ходатайств меньше. Сбор отпечатков пальцев замедлил процесс.

При этом интернет-страница, где можно зарегистрироваться на подачу документов, по-прежнему подвергается хакерским атакам. А это значит, белорусы продолжают сетовать на сложности с регистрацией и отсутствием свободных дат.

Посол уверен, что решить вопросы помогут визовые центры: чем больше мест появится для подачи документов, тем короче будут очереди и меньше желания у хакеров взламывать сайт с регистрацией. В Беларуси планируют открыть восемь таких учреждений уже в конце этого года. Сервисные услуги там будут стоить меньше 20 евро.


Площадь Свободы

Площадь Свободы в Минске – любимое место Лешека Шерепки. Здесь он чувствует себя как дома или как в любом европейском городе. Ратуша напоминает о том, что когда-то Минск получил Магдебургское право. На противоположной стороне дороги находится посольство Франции, где послы стран Евросоюза каждые две недели собираются, чтобы обсудить насущные вопросы. В здании Академии музыки Лешек Шерепка впервые выступил публично в качестве посла, когда учреждению дарили бюст Шопена. Также здесь сохранилась древняя архитектура, которой сегодня в Минске практически нет.




– Социалистическая архитектура все-таки не для повседневной жизни, а здесь такое место, где человек чувствует себя спокойно, – говорит он. – Можно сесть на летней террасе ресторана, выпить пива и поговорить с друзьями.

Площадь Свободы способствует разговору на тему взаимоотношений Беларуси и Евросоюза. Лешек Шерепка уверен, что сегодня  их можно оценить как "нормализацию", но никак не "улучшение".

– Я слежу за тем, что происходит в Беларуси, более 20 лет. Все это время отношения со странами Западной Европы то ухудшались, то снова становились лучше. Ухудшение обычно было после выборов. После последних, например, практически холодная война: никаких встреч, разговоров. Сейчас мы наводим каналы для диалога.

– Но что могло бы поспособствовать улучшению отношений?

– Мы не скрываем своих ожиданий от Беларуси. Мы бы хотели, чтобы Беларусь, как европейская страна, больше обращала внимания на права человека. У всех стран есть проблемы с этим, у нас они тоже есть. Отчеты ООН говорят, например, о фактах насилия в семье или некорректного отношения к секс-меньшинствам… В этом смысле ваша страна не исключение, но есть момент, который отличает ее от других: у вас тема прав человека еще связана и с политическим вопросом. Право на свободу высказываний, собраний… Тут возникают проблемы. Мы считаем, что в Беларуси есть политзаключенные. (Белорусская сторона говорит, что политзаключенных, у нас нет. – TUT.BY). Наше условие, которое до сих пор в силе, чтобы их выпустили.




– То есть, если мы выпустим политзаключенных, это улучшит взаимоотношения?

– Это будет свидетельством того, что белорусская сторона прислушивается к тому, что мы говорим, учитывает нашу позицию, она заинтересована отношения улучшить.

– Как будущие президентские выборы повлияют на отношения с Евросоюзом?

– Все будет зависеть от того, как они пройдут. Я бы не хотел, чтобы они прошли в похожей манере, как предыдущие. Есть ОБСЕ, они наблюдают за выборами и делают вывод, насколько все соответствовало правилам. Выборы – это не театр, не церемония, это волеизъявление народа. Когда они будут отражать истинное мнение народа, ни у кого не будет замечаний по тому, кто победил.


Музей "Дом Ваньковичей"

Если в Беларуси известен художник Валентин Ванькович, то в Польше эту фамилию знают благодаря писателю Мельхиору Ваньковичу. Посол считает, что музей "Дом Ваньковичей" важно показать туристам из Польши, потому что эта семья связана с их страной, при этом здание дома неплохо сохранилось.

Здесь наша беседа перетекает в туристическое русло. Оказывается, в прошлом году белорусские консульства в Польше выдали польским гражданам около 70 тысяч виз. Однако туристы – только часть из этого числа и наверняка не большинство.




– Среди них много водителей-дальнобойщиков. Поэтому трудно сказать, что они приезжают в Беларусь, ведь они ее переезжают.

– Как вам кажется, как поляки, которые никогда у нас не были, представляют жизнь в Беларуси?

– Если обобщить, то никак. Кто-то слышал, что у вас лидер Лукашенко. Иногда они смотрят на Беларусь как на часть бывшего Советского Союза. Думаю, что представление очень невнятное. Большинство поляков, которые приезжают к вам, удивляются, что в городе так чисто, хорошо и обустроено. Но это не наша задача – показать полякам Беларусь, это задача вашего диппредставительства. Большинство стран, которые заинтересованы в туристах, покупают телепрограммы на международных каналах, приглашают журналистов, чтобы они написали о стране. Это кропотливая работа.

– А что формирует мнение о Беларуси?


– Средства массовой информации. Сейчас СМИ занимаются прежде всего скандалами. Наши СМИ писали о Беларуси, когда здесь разогнали демонстрацию, произошел теракт… Поэтому очень сложно получить целостную картину.

– Чем мы бы могли заинтересовать туристов из Польши?




– У многих поляков в Беларуси родились родственники, и они бы с радостью сюда приехали. Опыт такого сентиментального туризма мы используем, когда говорим о немцах, которые едут в Польшу. Но вам нужно в первую очередь облегчить въезд для таких туристов: ввести безвизовый режим.

– Мне кажется, что поляку получить визу в Беларусь проще, чем нам в Польшу, и стоит она дешевле…

– Но вы должны понимать, что поляки могут путешествовать по всей Европе не только без виз, но и без паспорта. При этом люди считают деньги. Если тур в Грецию или Болгарию стоит дешевле, чем отдых в Беларуси… К тому же там система all inclusive, а чтобы попасть в Беларусь, нужно сделать визу, неизвестно, какие еще будут условия проживания и что можно в стране посмотреть… Зачем им это? Беларусь как массовое туристическое направление сразу отпадает.

– Чем, помимо сентиментального туризма, мы можем заинтересовать?


– Экотуризмом. У вас есть болота, реки, озера… При этом у вас страна не густо заселена, и большинство людей живут в городах. Когда ты выезжаешь из города – почти нет людей. Человек, который живет в Голландии или Бельгии, где практически нет свободного пространства, у вас почувствует себя комфортно. Есть категория туристов, которым нравится такой отдых. Надо просто сделать в лесу кемпинг и создать условия, чтобы они могли там в палатке жить дня два-три.

Сейчас также очень популярно проводить большие бизнес-мероприятия. Например, когда компания собирает сотрудников из разных стран в одном месте. Но у вас нет подходящих для таких мероприятий бизнес-центров с гостиницами.

– Туристы из России часто говорят, что у нас – как в Советском Союзе...

– Я историк по образованию и вижу, что есть еще советское мышление. Оно у вас доминирует. У нас критически относятся к советскому прошлому. Мы сравниваем советский режим с фашистским. Это для нас другое проявление того же: один глава страны был левым радикалом, второй – правым. А вы еще не до конца расстались с прошлым. Это мешает найти ориентиры, а надо подумать, посмотреть, поговорить… Пока же все – часто безрефлексивно.


Памятник Адаму Мицкевичу

Памятник польскому и белорусскому писателю Адаму Мицкевичу, по мнению посла, – еще один пункт обязательной для поляков экскурсии по Минску. Сегодня многие гости из Польши удивлены, что в белорусской столице вообще есть такой памятник. Открыли его по инициативе польской диаспоры еще в 2003 году.

Беларусь и Польшу связывают не только история и семейные и культурные узы. В прошлом году товарооборот между странами составил 3 млрд долларов. Из них 2 млрд – польский экспорт и 1 млрд – импорт из Беларуси. За пять месяцев этого года товарооборот – 880 млн долларов, спад почти на 30%. Эту тенденцию посол связывает с экономическим кризисом в Беларуси.




Посол говорит, что сегодня польские инвесторы смотрят на Беларусь как на часть Евразийского экономического союза. Сам по себе белорусский рынок им не очень интересен. При этом не всегда инвесторы готовы открывать у нас какие-то производства из-за не совсем позитивных примеров.

– У вас есть свободная экономическая зона в Бресте. Там польских инвестиций на 150 миллионов евро. Например, есть польская мясная фирма, которая работает на польском мясе. Ввели запрет на ввоз мяса из Польши в Беларусь, и инвесторы не знают, что делать. Государство должно не только защищать свой рынок, но и учитывать интересы инвесторов. Потому что потом их опыт будет негативно влиять на других предпринимателей, которые бы хотели вложить деньги в производство в Беларуси.

– В каких отраслях вы видите потенциал для польских инвестиций?

– Польша является одним из самых крупных производителей мебели в мире. В Беларуси есть сырье. Можно было бы создать совместные предприятия. Другой перспективной областью сотрудничества является продовольственный сектор. Также было бы интересно больше сотрудничать в области логистики и транспорта, например, открывать сервисные центры. Без сотрудничества с Польшей тяжело будет воплотить в жизнь идею "шелкового пути".


Костел святого Симеона и святой Елены

Посол признает, что ему очень сложно говорить на тему менталитета. Потому что она всегда вызывает много дискуссий. Но есть вещи, которые сложно оспорить.

Например, то, что на менталитет белорусов влияет как православие, так и католицизм. Костелы в Беларуси связаны с польским прошлым западной части Беларуси и поляками, которые здесь жили. Именно поэтому последним пунктом нашей экскурсии Лешек Шерепка выбирает костел святого Симеона и святой Елены, который в народе чаще всего называют Красным костелом. Построил костел польский и белорусский деятель Эдвард Войнилович, автор проекта – польский архитектор Томаш Пайздерский.




В 1932 году костел закрыли, а в нем работал Государственный польский театр БССР, затем киностудия. Во время немецкой оккупации храм снова открыли, после войны закрыли. Здесь находился Дом кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино. В 1990 году костел вернули католикам, и он снова начал работать.

– Через Беларусь проходит граница между западным и восточным мирами. Это проявляется и в вашем менталитете, – говорит посол. – Католическая церковь, которую не так давно у вас еще называли "польской", сейчас является оплотом белорусскости. Руководство костела много усилий приложило, чтобы все служебные книги в костеле в Беларуси перевели на белорусский язык. Поэтому в костелах ваш язык официально имеет публичное место, он здесь живет. Вероятно, это влияет на укрепление суверенитета и национального самосознания белорусов.

– В начале нашей прогулки вы сказали, что Беларусь, как европейская страна, должна больше уделять внимания правам человека. То, что мы географически
– Европа, это понятно, но ментально?

– Сложно приводить какие-то аргументы, когда говоришь о ментальности… Скажите, почему Польша – европейская страна? Потому что в Европе, имеет европейскую историю... Не надо думать о том, европейская Беларусь страна или нет. Нужно воспринимать это как очевидный факт и пытаться в этом русле идти дальше.
←В Пуховичском районе двое подростков по просьбе бабушки-соседки украли 5 рулонов сена

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика