ВОСПОМИНАНИЯ ВОЕННОГО ДЕТСТВА

Источник материала:  

«Война — это разруха, смерть родных и близких людей, голод, холод. Это паралич нормальной человеческой жизни, жестокость людей, убивающих друг друга. И не дай бог, чтобы над нашей прекрасной Родиной нависла ее угроза. Мы, дети войны, перенесли все ужасы этого страшного времени.


Деревня Зальково Дрибинского района Могилевской области расположена в 12 километрах от реки Прони. Это очень живописное место: огромный цветущий луг, как ковер, покрытый цветами, вокруг деревни — густой лес. Летом он кормил местных жителей ягодами, грибами и орехами, спасал от немецких налетов.

Особенно страшно было, когда в небе появлялся самолет, прозванный нами «рама». Он издавал такой жуткий звук, от которого буквально парализовывало и казалось, что ты сжимаешься в маленький шарик, а сердце стучало так, что пульс сосчитать было невозможно. Обычно самолет летал очень низко, делал по три круга и строчил по людям, которые лежали не шевелясь. Лес являлся укрытием.

Вскоре на реке Проне начались очень жестокие бои. На воду в ней было страшно смотреть: сплошная кровь. Мы этот ужас пронесли через всю нашу жизнь. Вскоре, когда началась Великая Отечественная война, отец, Иосиф Николаевич Комаровский, ушел на фронт. Мать осталась одна с четырьмя детьми.

В нашей семье до сих пор за чашкой чая вспоминают ужасы той кровавой бойни. Из Зальково мы были эвакуированы на Мстиславщину, в деревню Вихраны. Отец много писал с фронта, но однажды переписка прекратилась. Мать, Мария Николаевна Комаровская, буквально извелась от горя. И мы, с болью глядя на нее, часто плакали. Ее красивое лицо стало серым, взгляд тревожным, глаза потускнели от слез. И вот она спустя шесть месяцев решилась обратиться к пленному солдату и рассказать ему о своем горе. Дело в том, что он, как и его бабушка, умел гадать. Солдат сказал маме, что отец жив, только тяжело ранен и сейчас лежит в госпитале, но скоро выздоровеет. Писать сам не может из-за слепоты, но все будет хорошо.

Тогда мы не знали, как это понять. Но спустя полгода почтальон принес письмо-треугольник. В нем сообщалось, что отец наш жив, после тяжелого ранения лежит в госпитале в Чите, но потихоньку выздоравливает, скоро вернется домой. Правда, написано оно было не отцом, а от его имени медицинской сестрой. Глаза матери были полны слез радости. Ее состояние передалось и нам. Затаив дыхание мы слушали, когда мама вслух перечитывала письмо. Камень упал с души — и стало легко-легко!

В 1944 году отец вернулся с фронта. Его было не узнать: голова забинтована, глаза практически не видели. Но мы узнали, плакали и радовались встрече. На правой его руке осталось только два пальца. Врачи хотели ампутировать всю кисть, но Иосиф Николаевич попросил хирурга оставить эти пальцы. Несмотря на инвалидность второй группы, он писал левой рукой и продолжал работать. Долгое время у него из носа выходили осколки, мать прятала их за икону, молилась, чтобы побыстрее заживали раны.

Отец был очень талантливым человеком. Он виртуозно играл на скрипке, награжден орденом Отечественной войны, несколькими медалями. У него было двое братьев — Леонид и Валентин, оба погибли в первые месяцы войны. Эту тяжелую утрату очень болезненно пережила наша бабушка — Анна Казимировна Комаровская.

Ценой собственной жизни достойные сыны нашей Родины завоевали нам мир, в котором мы живем. Низкий им поклон и вечная память!»

Из воспоминаний дочерей Иосифа Комаровского. Записала Тамара Лялихова

 

←«ВСТРЕТИМСЯ ПОСЛЕ ВОЙНЫ…»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика