АМЕРИКАНСКАЯ ОДИССЕЯ НЕЛЕГАЛОВ МАРТЫНОВЫХ

Источник материала:  

В архиве Службы внешней разведки Российской Федерации имеется особый фонд, где хранятся личные дела разведчиков‑нелегалов. Эти дела приоткрывают завесу тайны над некоторыми событиями минувших лет.


Немецкий бар в Буэнос-Айресе

Сегодня наш рассказ — о плодотворной работе семьи разведчиков‑нелегалов Мартыновых. (К сожалению, мы еще не можем опубликовать фотографии этих героев.) Владимир Иванович Мартынов родился в Украине в семье служащих. В середине 1950‑х он окончил институт иностранных языков. В учебном заведении на него обратили внимание советские разведчики. Ему предложили сотрудничество, и Владимир Иванович дал свое согласие.

Его будущая супруга, Раиса Васильевна, была медсестрой. Тогда она не могла даже предположить, что когда-либо станет разведчицей.

Мартынов по договоренности со своим руководством сообщил ей о специфике своей будущей работы, и она согласилась стать ему помощницей в его нелегкой работе.

После прохождения специальной подготовки они были готовы начать работу за рубежом.

Под фамилией Мерконис Владимир Иванович поехал в аргентинскую столицу один. Некоторое время работал автомехаником, отслужил в аргентинской армии. Во время своей поездки в Европу он якобы совершенно случайно познакомился в 1963 году со своей «будущей» женой.

Согласно легенде центра, она являлась уроженкой Германии. Так Мартынов вторично зарегистрировал свой брак.

В Буэнос-Айресе супруги Мерконисы открыли бар со звучным немецким названием Zur Glocke («К колоколу»). В своем питейном заведении они работали чаще всего вдвоем. Вскоре бар стал одним из любимых мест, которое с удовольствием посещали немцы, переселившиеся в Аргентину после окончания Второй мировой войны. Многие из них знали, что фрау Мерконис родом из Германии, и это создавало в баре атмосферу покинутой родины.

Источник «Х» сообщает…

Мартынову удалось создать определенный круг информаторов. Одним из наиболее важных оказался один немец, которого можно условно назвать «X». С ним советский разведчик познакомился совершенно случайно во время посещения книжного магазина на улице Флорида в Буэнос-Айресе.

Они стали встречаться. Оказалось, что отец «X» во время Второй мировой войны занимал значительную должность в нацистской Германии. После поражения гитлеровского рейха отцу удалось бежать в Южную Америку, где он приобрел большой авторитет среди местных немцев.

Его друзьями были высокопоставленные аргентинские военные, американцы, занимающие высокое положение в США. Отец «X» считал, что новая мировая война неизбежна, но США и их союзникам следует к ней лучше подготовиться.

Между тем «X», его сын, имел природный ум и много читал, часто размышлял о проблемах войны и мира и пришел к выводу, что мировая война — это страшное зло, которое может вызвать гибель всего человечества. Однако про эти свои размышления «X» никому не говорил. Прошло немало времени, прежде чем он решился поделиться своими мыслями с Мартыновым. Сближение между ними происходило сложно, но все же они стали друзьями. И вот однажды Мерконис решил ему открыться, сказав, что он связан с Социалистическим интернационалом, созданным в 1951 году во Франкфурте-на-Майне. Социнтерн выступал против новой войны, и любая информация об агрессивных замыслах различных стран являлась бы очень полезной — говорил советский разведчик. Но он не мог даже предвидеть, какой ценный источник информации получил!

В центр пошли сообщения о ядерном арсенале США, о секретных военных разработках, о целях на территории СССР и странах социалистического содружества, по которым США и их союзники готовились нанести удары в случае войны, о планах американских военных в латиноамериканских странах.

Случай в Колумбии

Но не надо думать, что в жизни разведчиков все проходило гладко.

Об этом свидетельствует случай, который произошел с Мартыновым во время подготовки к встрече с представителем центра в Колумбии. Аргентинский паспорт Меркониса остался в Буэнос-Айресе. Теперь у него были документы на имя господина Фернандеса. После прибытия самолета в Боготу Фернандес поехал в отель, где пареньку, который нес его небольшой чемодан, дал за услугу не мелочь, а целых два доллара. Мартынов тогда не знал, что его щедрость поможет ему избежать больших неприятностей.

Встреча с представителем центра должна была произойти на следующий день в Национальном археологическом музее Боготы. Фернандес решил выйти из отеля раньше, чтобы не опоздать. При выходе он увидел знакомого паренька, который как-то странно взглянул на него и опустил глаза.

Разведчик догадался, что что-то произошло. Он подозвал носильщика и попросил принести ему карту города. Паренек, подавая Фернандесу карту, тихо произнес: «Двое господ интересовались вами у портье, я случайно подслушал их разговор. Один сейчас сидит в кресле»…

Разведчик не спеша вышел из отеля и направился к центру города. По дороге он заметил за собой «хвост». Мартынов очень удивился. В Колумбии его никто не знал. Почему же за ним ведется слежка? Необходимо было срочно исчезнуть.

Фернандес зашел в магазин, купил книгу и вернулся в отель. В номере тщательно осмотрел свои вещи. Наблюдатели находились в холле. Разведчик не исключал, что и второй выход из отеля будет под контролем спецслужб. Он спустился в ресторан. Плотно поев, Фернандес отправился на кухню под предлогом увидеться со знакомым и ушел через черный ход.

На улице взял такси, попросил водителя привезти его в одно из туристических бюро, которое формировало группы для осмотра достопримечательностей юга страны.

Когда его туристская группа добралась до города Нейва, он попросил его высадить. Купив необходимые туристу вещи, поехал в городок Летисию, который находился на юго-востоке Колумбии у границы с Перу. Разведчик понимал: если он в розыске, спецслужбы предупредят все аэропорты и контрольно-пропускные пункты (КПП).

«Все куплю! — сказало злато…»

Готовя свою поездку, Мартынов разработал план возможного отхода и собрал сведения о контрольно-пропускном пункте городка Летисии. По приезде туда Фернандес направился в кафе, где собирались работники КПП. Сделав заказ официанту, начал беседу с одним из сотрудников КПП, который сидел вместе с ним за столиком. В ходе беседы затрагивались различные темы. Фернандес вроде бы случайно обмолвился, что якобы потерял в дороге документы и теперь не знает, что делать. А в перуанском городе Икитос у него может сорваться выгодная сделка, что приведет к потере большой суммы денег. Сотрудник КПП задумался и потом сказал, что попробует поговорить с коллегами, чтобы его пропустили без обычных пограничных формальностей, но не гарантирует успех.

Тогда Мартынов достал пачку сигарет, положил туда одну за другой три стодолларовые купюры и предложил колумбийцу. Тот положил почти пустую упаковку в карман. Потом, пристально посмотрев на разведчика, сказал, что им звонили из Боготы и дали ориентировку на человека, которого необходимо задержать, после чего спросил о его багаже. Фернандес открыл перед ним свой дипломат. Колумбиец внимательно осмотрел содержимое. После недолгого раздумья он сказал Мартынову о том, что примерно через час на своей машине поедет его знакомый. Пусть Фернандес сядет в его автомобиль, а поскольку он будет дежурным по КПП, то он их пропустит. Так и произошло. А через день разведчик уже покинул Перу.

Мартынов впоследствии узнал, что в Колумбии его приняли за наркодилера. Встреча с представителем центра тогда не состоялась…

После возвращения в Аргентину Мартынов продолжил свою разведывательную деятельность.

Провал

Однажды поздним октябрьским вечером 1970 года в двери квартиры Мерконисов кто-то позвонил. Раиса Васильевна только закончила прием радиограммы из центра. Слышимость была плохая, и она записала сообщение на маленький магнитофон.

Звонок в дверь ее удивил. Они уже много лет жили в Аргентине, здесь родились две дочери, с представителями местных властей у них были хорошие отношения. Поэтому Раиса Васильевна спокойно открыла дверь. Неожиданно в квартиру ворвалась большая группа людей, некоторые были вооружены автоматами. Один человек был в полицейской форме. Из ванны вытащили Мартынова, приказали ему одеться и увезли в полицейский участок. Раиса Васильевна попросила разрешения одеться без присутствующих, быстро спрятала магнитофонную пленку на теле (позже она ее уничтожила в тюрьме). Ее вместе с детьми повезли в полицию, а утром отправили в тюрьму.

Больше всего в камере ее и детей раздражал яркий свет, который не выключался круглые сутки. У Мартынова же был сырой карцер, где ночью температура воздуха была +5 °C, да еще временами охранник выливал ведро воды на пол. Чтобы хоть немного согреться, разведчик делал до 40 приседаний, а потом сидел на корточках, прислонившись к холодной стене.

Мартынов напряженно думал о том, как предупредить центр о провале. Однажды утром к нему подошел парень со следами побоев на теле и лице и сказал, что он знает, кем является Мартынов, и ему сочувствует. Парень спросил, чем он может помочь разведчику.

Мартынов попросил его сообщить их няне- итальянке, что они в тюрьме. Аргентинец просьбу выполнил. Няня пошла к католическому епископу и рассказала об аресте семьи Мерконисов. Епископ позвонил местному начальнику полиции и ручался за семью Мерконисов, уверяя того, что они ни в чем не виноваты.

Однако это не помогло. Более того, к сожалению, в ходе обыска квартиры был обнаружен план с указанием места тайника, через который советский разведчик передавал информацию в центр. Вскоре у тайника задержали двух советских дипломатов, которые впоследствии были высланы из страны. Так центр узнал о провале разведчиков.

В когтях американского орла

Задержанных Мартыновых аргентинские контрразведчики не пытали. Однако следователь, который вел их дело, как-то сказал Владимиру Ивановичу: «Вы советский разведчик, это доказано. Знаю, что вы готовы на любые испытания. Но мы не будем с вами ничего делать. Пострадают ваши жена и дети, они находятся у нас, и это, поверьте мне, действительно страшно. Подумайте о них… Не забывайте, что у нас военный режим, вы можете исчезнуть без следа».

Супруги терялись в догадках: как на них вышла аргентинская контрразведка? После долгих размышлений они предположили: не исключено предательство.

Мартынов решил начать сложную игру с опасным противником. У него сложился план действий: добиться, чтобы их передали американским спецслужбам, а из США попытаться бежать. Однажды на допросе Мартынов заявил, что готов дать показания. Затем признался, что он советский разведчик, имеющий задание по сбору информации о странах Северной Америки.

Аргентинцы сообщили о нем контрразведчикам США. Спустя некоторое время Мартынова посетил работник ЦРУ и предложил сотрудничество. Мартынов согласился. Спустя несколько дней его с женой и детьми поселили в небольшом доме, который охранялся «тихими американцами». Так первая часть его плана осуществилась.

Начались новые допросы. Ничего серьезного Мартыновы сотрудникам ЦРУ не сообщили, ссылаясь на то, что проходили индивидуальную подготовку по специальной программе. Кроме двух высланных из Аргентины советских дипломатов, они ни с кем контактов не поддерживали, информацию собирали из разговоров подвыпивших посетителей своего бара, к активной работе пока не приступали, ожидая заданий из центра.

После долгих раздумий в июле 1971 года американские контрразведчики решили отправить их в США.

На самолете ВВС США их вывезли на авиабазу Эндрюс, а затем поселили в доме на окраине городка Спрингфилд недалеко от Вашингтона.

ЦРУ приняло решение использовать советских разведчиков для нелегальной работы на Балканах. Свои планы в отношении них не раскрывали, но учили их албанскому языку, разрабатывали новую легенду. Параллельно показывали фотографии сотрудников советской разведки, которые представляли для них какой-то интерес. Мартыновы говорили, что с ними незнакомы.

В один из вечеров, когда вся охрана смотрела по телевизору футбол, Мартынов бесшумно открыл окно (перед этим днем он смазал петли маслом) и пошел в лес. На этот раз он отсутствовал более четырех часов. Это была последняя проверка бдительности охраны перед побегом. На следующее утро Мартынову показали фотографию одного человека, которого он хорошо знал, но он сделал вид, что они незнакомы. Сотрудник ЦРУ удивленно посмотрел и сказал: «Очень странно». После этой беседы Владимир Иванович сказал жене, что необходимо срочно уходить, то есть выполнять вторую часть плана.

Заметая след…

7 января 1972 года супруги с детьми, как обычно, пошли на прогулку. До ближайшего поселка было четыре километра. Спустя тридцать минут они подошли к нему и здесь разделились…

Раиса Васильевна с детьми пошла к ближайшим домам города. Она увидела девушку, садившуюся в автомобиль, и попросила подвезти их до супермаркета. Приехав туда, она направилась к бензоколонке, оттуда вызвала такси. А когда машина подъехала, разведчица назвала водителю адрес советского посольства в Вашингтоне.

Вечером ворота посольства были открыты: рабочий день закончился, и сотрудники на машинах уезжали домой.

Такси остановилось возле ворот. Женщина выскочила из машины и, не обращая внимания на растерявшегося полицейского, вбежала во двор посольства. Ей навстречу вышел удивленный сотрудник охраны, поинтересовавшийся, в чем дело. Она попросила вызвать представителя спецслужбы. И только когда он появился, она почувствовала, как начинает спадать напряжение…

Мартынов тогда еще не знал, удалось ли супруге с детьми добраться до советского посольства. Расставшись с семьей, он пришел в специально оборудованное на подобный случай убежище. Там он при помощи грима и парика несколько изменил свою внешность и поехал на такси в болгарское посольство в Вашингтоне. Но дежурный… отказался его выслушать и заявил, что, если тот не уйдет, он вызовет полицию!

Тогда Владимир Иванович пошел в советское торговое представительство, которое находилось неподалеку. Его нервы были напряжены до предела. Когда Мартынов вошел в здание торгпредства, его трясло. Дежурный, увидев состояние посетителя, мгновенно опознал в нем соотечественника, не говоря ни слова, дал ему рюмку водки, маслину и кусочек сыра. Спустя некоторое время за ним приехали представители спецслужбы. И только тогда Владимир Иванович стал приходить в себя.

О «предателе века»

Около месяца Мартыновы жили в доме на территории советского посольства, а по дипломатическим каналам тем временем шла сложная работа. Делалось все возможное, чтобы получить разрешение на отправку домой этой семьи. Все закончилось 2 февраля 1972 года, когда посол СССР в США Анатолий Фёдорович Добрынин поздравил Владимира Ивановича с днем рождения, подарил ему маленький приемник, а всей семье вручил новенькие советские паспорта. В тот же день в сопровождении нескольких сотрудников советского посольства они улетели из Вашингтона в Москву…

После прибытия Мартыновых в Москву центр провел большую работу по выяснению причин провала разведчиков. Ведь аргентинская контрразведка не могла им ничего предъявить, кроме обнаруженного в квартире плана тайника.

Спустя некоторое время центру удалось узнать, что причиной провала супругов Мартыновых явилась информация, полученная аргентинскими спецслужбами от предателя, полковника КГБ Олега Гордиевского, который работал на английскую разведку и которого порой именуют крупнейшим предателем XX века.

Оказывается, ниточка вела в 1967 год, когда супружеская пара Мартыновых получила разрешение на посещение Москвы. Они ехали через Данию, в Копенгагене Владимир Иванович встретился с советским дипломатом и отдал ему аргентинские паспорта, а тот вручил ему советские. Дипломатом этим был не кто иной, как Гордиевский, в то время работавший в Дании…

Александр Левшевич

 

←ОБЪЯВЛЕНИЕ

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика