"Чтобы заработать - нужно вертеться". Почему абитуриенты идут в образование и искусство
15.07.2015 11:55
—
Новости Общества
Абитуриенты педагогического университета уверенно говорят, что в учителя идут по призванию – "хотят учить детей". Абитуриенты университета культуры с ними соглашаются, отмечают, что "зарплаты в сфере маленькие, но люди работают по зову, по духу". В творческом и педагогическом вузах мы поинтересовались, почему ребята хотят получить образование по не самым прибыльным профессиям.
– Менеджмент под собой подразумевает управление. Все хотят руководить. А работать кто будет? – смеется помощник ответственного секретаря приемной комиссии Виталий Монтик. – Вот с библиотекарями хуже: после средне-специального набираем 15 человек, заявлений пока только пять.
Мы стоим у стенда с информацией о ходе приема документов. Пытаемся понять, что популярно у абитуриентов заочной формы получения образования.
– Лучше, конечно, учиться очно. Так что если есть возможность пойти на дневное… – принимая меня за абитуриента, советует сотрудник университета.
Кажется, подобным советом решила воспользоваться будущий режиссер театрализованных представлений Анастасия Коршунова. У девушки уже есть средне-специальное образование по специальности хореография, которое она получила в 2009 году в колледже родного Бобруйска.
– Собиралась на заочное. Пришла сюда, педагоги спросили: "А точно ли на заочное?" В общем, я подумала и решила попробовать на дневное. Колледж окончила еще в 2009 году, но каждый год собиралась идти на высшее: я ведь и пою, и танцую. К творческому экзамену подготовилась! Басня, этюд, стих, проза, танец: в университете хочу свои таланты обрамить в профессиональную рамку.
Анастасия говорит, что семья у них творческая. Мама – дизайнер-модельер, младшая сестра учится в университете культуры на бальных танцах.
– Родители сказали, что я должна думать не обо всем на свете, а прислушиваться к сердцу. Решила идти на очное, потому что мне нужен этот опыт, эти уроки: я и сама хочу стать хорошим педагогом.
Что касается будущей зарплаты, то Анастасия считает, что ее размер зависит от того, насколько ты масштабно занят работой.
– Можно ведь работать сразу в нескольких направлениях. Спектакли – это одно, праздники – другое, еще можно играть в передвижном театре.
Чтобы заработать, считает девушка, нужно "вертеться в разных сферах", быть "разноплановым" и успеть везде. Девушка работала со студентами художественного колледжа – вела хореографический кружок. Заработная плата, по словам преподавателя, "более, чем скромная".
– Зарплаты у нас маленькие, конечно. Меня это не смущает, а вот маму... Я просто не особо разбираюсь, сколько денег нужно зарабатывать в Беларуси, чтобы "не быть в долгах, как в шелках".
Анастасия объясняет это тем, что еще совсем недавно работала в России. Там она получала от 17 до 20 тысяч российских рублей. Денег хватало на комнату, на проезд "и совсем чуть-чуть – на еду".
– На такие специальности идут по духу, по зову. Себя не обманешь, от себя не убежишь.
Студенты, которые работают с абитуриентами факультета музыкального искусства, угощают их карамельками. Несмотря на старания приемной комиссии, в коридорах напряженно: абитуриенты судорожно ищут фотографии, звонят родителям, консультируются со студентами, куда все-таки лучше подать документы. "Группу поддержки" – маму, бабушку, подружку в стены университета культуры пропускают без проблем: турникет открыт.
– Абитуриенты попадают в стены учебного заведения и начинают волноваться, поэтому зачастую приходят подавать документы вместе с родителями, – говорит Виталий Монтик.
По его наблюдениям, многие абитуриенты, даже когда приходят в университет с документами, не до конца себе представляют, кем хотят быть.
– Мы стараемся дать им максимальную консультацию, объяснить, куда уйдут четыре года их жизни.
– Знаете, у вас на этой специальности большие шансы! Документы только три человека подало. Наверное, потому что берут только после колледжа, – подбадривает абитуриентку девушка из приемной комиссии.
– Ну, давайте тогда туда. Я ведь все равно на народные ремесла хочу. А где мне галочку поставить? – дрожащей рукой Маргарита Лапушинская только что решила пойти учиться на специальность "народное творчество" с сокращенным сроком обучения: вместе четырех лет она будет учиться три с половиной года.
Специальность, говорит девушка, определилась сама собой: Маргарита с детства рисует, училась в художественном классе гимназии и художественной школе. К тому же получила диплом по специальности "живопись" (станковая) в колледже искусств в Молодечно. Абитуриентка точно решила, что по диплому о высшем образовании хочет быть "Художником. Преподавателем рисования".
– Я уже успела немного поработать по распределению. Трудилась в частной компании: мы оформляли помещения, иногда рисунки нужны были.
Маргарита говорит, что за свою работу она получала вполне приличные деньги.
– Во всяком случае, меня устраивало.
Девушка старается не думать, станет ли она с дипломом о высшем образовании более оплачиваемым специалистом. Говорит лишь о том, что диплом вуза нужен – его требуют многие работодатели.
– Семь, шесть, восемь, семь, девять... 7,2 получается, – приемная комиссия пересчитывает средний балл диплома Маргариты.
Средний балл в аттестатах и дипломах прописывают, но зачастую допускают ошибки.
– Иногда округляют по-своему. Мы ведь должны всех абитуриентов ставить в равные условия: в некоторых случаях десятые и даже сотые доли могут повлиять на попадание абитуриента в ряды студентов.
Темпы вступительной кампании в главном педагогическом университете республики близки к прошлогодним. В БГПУ говорят, что неожиданностей не произошло: традиционно пользуется спросом факультет специального образования.
– Самая популярная специальность – логопедия, там неплохой конкурс складывается. Еще популярно изобразительное искусство и компьютерная графика. Хуже всего идут в педагоги на физико-математический профиль, – рассказывает Сергей Василец, ответственный секретарь приемной комиссии БГПУ.
С родителями пришла подавать документы вчерашняя школьница из городского поселка Радошковичи Алина Нарубень. Она – будущий учитель русского и английского языка.
– Любим и ценим учителей: они всю жизнь отдают нам для того, чтобы мы получили знания... Хотим, чтобы дочка стала достойным педагогом!
– А что насчет скромных зарплат?
– Ничего страшного! Если будешь стараться и работать, повышать свой уровень – получишь и достойную оплату, – считает мама абитуриентки Алла Антоновна.
– Главное – удачно выйти замуж, – шутит Алина.
В предпоследний день пришли подавать документы подружки Света и Инга. Обе девушки поступают без экзаменов. Они – золотые медалистки из Копыля.
– С прошлого года с золотой медалью можно поступать без экзаменов почти на любую специальность педагогического профиля, – говорит Сергей Василец.
"На всякий пожарный" централизованное тестирование девушки решили не сдавать: точно определились – будут педагогами. Будущий учитель математики и информатики Инга Петровская и будущий учитель русского и английского языка Светлана Лавочникова сходятся на том, что золотую медаль нужно еще заработать.
– Девятки и десятки должны быть с восьмого класса! Хотя раньше у меня всегда была восьмерка по белорусскому языку. Но ничего – подучила и стала получать девятки.
О том, что принесли документы в педвуз, девушки не жалеют. Говорят, что нужно ходить на ту работу, которая нравится.
– Может потом и будем жалеть, но не сейчас точно. Если ты идешь на работу с удовольствием – это хорошо, а если платят много денег и не будет нравится...тогда что это за работа?
На вопрос, почему девушки все-таки идут в педагоги, отвечают, что "просто хотят учить детей".
– Мне понравилось, как в моей школе учительница помогла мне выучить английский язык буквально за пару лет. Поэтому я тоже хочу быть учителем! – говорит Светлана.
Сергей Василец считает, что медалистов приходит не так много, как хотелось бы, а такая "льгота" вполне оправдана.
– Зачисление без экзаменов золотых медалистов позволяет получить в ряды студентов всесторонне развитых ребят. А педагог должен таким быть: с учениками нужно уметь говорить на совершенно разные темы.
На самый непопулярный, физико-математический профиль, общий конкурс: пока заявление подали 64 человека. Всего мест – 120.
– Мы считаем, что половина мест, которые мы заполнили, это уже результат: он не хуже прошлогоднего. Будет ли дополнительный набор в этом году? Я думаю, что будет. В прошлом году это решило проблему.
Абитуриентов в последнее время информатика интересует куда больше, чем математика и физика. В педагогическом вузе будущим студентам объясняют, что если те пойдут учиться на учителя математики и информатики – во время учебы получат неплохие знания в области компьютерных сетей и их администрирования.
– Это дает им возможность быть мобильными на рынке труда. Понравится быть педагогами – мы будем счастливы, нет – на нашей базе можно получить другую квалификацию, что, впрочем, часто и происходит.
Целенаправленно поступает на учителя истории Иван Рак. В прошлом году, рассказывает молодой человек, чтобы поступить на бюджет, ему не хватило восемь баллов.
Когда парень практически уехал учиться в полоцкий колледж на специальность "туризм", из БГПУ прислали письмо, в котором предложили поступить на подготовительное отделение и попытаться стать студентом в следующем году.
– В 11 классе ребята не знают, кем хотят быть. Я тоже не знал. Варианты специальностей были разные: от "журналистики" до "актерского мастерства".
В школе педагоги всегда пророчили парню карьеру учителя. С детьми, рассказывает Иван, ему работать нравится. В 11 классе к ЦТ готовился "через пень колоду", в этом же году – осознанно.
– Сейчас набрал 305 баллов. Профессия учителя живая, с детьми весело. Очень надеюсь, что поступлю: весь год только и зубрил к ЦТ.
Оплата труда учителя парня не смущает. Говорит, что он "абсолютно идейный человек". К тому же, отмечает молодой человек, всегда можно подработать.
– Если будут трудности с деньгами – всегда есть работа, что называется, "на стороне". Да тем же грузчиком можно подработать! Главное, что я хочу быть педагогом. Надеюсь, из меня выйдет хороший учитель, – улыбаясь, рассказывает Иван.
Сегодня завершается прием документов на бюджетные места. Подать документы на платную форму обучения можно до 2 августа.
Абитуриентка университета культуры: "Чтобы заработать, нужно вертеться в разных сферах: спектакли, праздники"
Самая популярная специальность в Белорусском государственном университете культуры и искусств – культурология. Учат на ней сразу по нескольким направлениям. Например: менеджмент международных культурных связей, менеджмент рекламы и связей с общественностью. По словам сотрудников вуза, абитуриентов привлекает их будущая квалификация – культуролог-менеджер.– Менеджмент под собой подразумевает управление. Все хотят руководить. А работать кто будет? – смеется помощник ответственного секретаря приемной комиссии Виталий Монтик. – Вот с библиотекарями хуже: после средне-специального набираем 15 человек, заявлений пока только пять.
Мы стоим у стенда с информацией о ходе приема документов. Пытаемся понять, что популярно у абитуриентов заочной формы получения образования.
– Лучше, конечно, учиться очно. Так что если есть возможность пойти на дневное… – принимая меня за абитуриента, советует сотрудник университета.
Кажется, подобным советом решила воспользоваться будущий режиссер театрализованных представлений Анастасия Коршунова. У девушки уже есть средне-специальное образование по специальности хореография, которое она получила в 2009 году в колледже родного Бобруйска.
– Собиралась на заочное. Пришла сюда, педагоги спросили: "А точно ли на заочное?" В общем, я подумала и решила попробовать на дневное. Колледж окончила еще в 2009 году, но каждый год собиралась идти на высшее: я ведь и пою, и танцую. К творческому экзамену подготовилась! Басня, этюд, стих, проза, танец: в университете хочу свои таланты обрамить в профессиональную рамку.
Анастасия говорит, что семья у них творческая. Мама – дизайнер-модельер, младшая сестра учится в университете культуры на бальных танцах.
– Родители сказали, что я должна думать не обо всем на свете, а прислушиваться к сердцу. Решила идти на очное, потому что мне нужен этот опыт, эти уроки: я и сама хочу стать хорошим педагогом.
Что касается будущей зарплаты, то Анастасия считает, что ее размер зависит от того, насколько ты масштабно занят работой.
– Можно ведь работать сразу в нескольких направлениях. Спектакли – это одно, праздники – другое, еще можно играть в передвижном театре.
Чтобы заработать, считает девушка, нужно "вертеться в разных сферах", быть "разноплановым" и успеть везде. Девушка работала со студентами художественного колледжа – вела хореографический кружок. Заработная плата, по словам преподавателя, "более, чем скромная".
– Зарплаты у нас маленькие, конечно. Меня это не смущает, а вот маму... Я просто не особо разбираюсь, сколько денег нужно зарабатывать в Беларуси, чтобы "не быть в долгах, как в шелках".
Анастасия объясняет это тем, что еще совсем недавно работала в России. Там она получала от 17 до 20 тысяч российских рублей. Денег хватало на комнату, на проезд "и совсем чуть-чуть – на еду".
– На такие специальности идут по духу, по зову. Себя не обманешь, от себя не убежишь.
Студенты, которые работают с абитуриентами факультета музыкального искусства, угощают их карамельками. Несмотря на старания приемной комиссии, в коридорах напряженно: абитуриенты судорожно ищут фотографии, звонят родителям, консультируются со студентами, куда все-таки лучше подать документы. "Группу поддержки" – маму, бабушку, подружку в стены университета культуры пропускают без проблем: турникет открыт.
– Абитуриенты попадают в стены учебного заведения и начинают волноваться, поэтому зачастую приходят подавать документы вместе с родителями, – говорит Виталий Монтик.
По его наблюдениям, многие абитуриенты, даже когда приходят в университет с документами, не до конца себе представляют, кем хотят быть.
– Мы стараемся дать им максимальную консультацию, объяснить, куда уйдут четыре года их жизни.
– Знаете, у вас на этой специальности большие шансы! Документы только три человека подало. Наверное, потому что берут только после колледжа, – подбадривает абитуриентку девушка из приемной комиссии.
– Ну, давайте тогда туда. Я ведь все равно на народные ремесла хочу. А где мне галочку поставить? – дрожащей рукой Маргарита Лапушинская только что решила пойти учиться на специальность "народное творчество" с сокращенным сроком обучения: вместе четырех лет она будет учиться три с половиной года.
Специальность, говорит девушка, определилась сама собой: Маргарита с детства рисует, училась в художественном классе гимназии и художественной школе. К тому же получила диплом по специальности "живопись" (станковая) в колледже искусств в Молодечно. Абитуриентка точно решила, что по диплому о высшем образовании хочет быть "Художником. Преподавателем рисования".
– Я уже успела немного поработать по распределению. Трудилась в частной компании: мы оформляли помещения, иногда рисунки нужны были.
Маргарита говорит, что за свою работу она получала вполне приличные деньги.
– Во всяком случае, меня устраивало.
Девушка старается не думать, станет ли она с дипломом о высшем образовании более оплачиваемым специалистом. Говорит лишь о том, что диплом вуза нужен – его требуют многие работодатели.
– Семь, шесть, восемь, семь, девять... 7,2 получается, – приемная комиссия пересчитывает средний балл диплома Маргариты.
Средний балл в аттестатах и дипломах прописывают, но зачастую допускают ошибки.
– Иногда округляют по-своему. Мы ведь должны всех абитуриентов ставить в равные условия: в некоторых случаях десятые и даже сотые доли могут повлиять на попадание абитуриента в ряды студентов.
Абитуриент педагогического: "Если будут трудности с деньгами – всегда можно подработать. Главное – я хочу быть учителем"
Темпы вступительной кампании в главном педагогическом университете республики близки к прошлогодним. В БГПУ говорят, что неожиданностей не произошло: традиционно пользуется спросом факультет специального образования.
– Самая популярная специальность – логопедия, там неплохой конкурс складывается. Еще популярно изобразительное искусство и компьютерная графика. Хуже всего идут в педагоги на физико-математический профиль, – рассказывает Сергей Василец, ответственный секретарь приемной комиссии БГПУ.
С родителями пришла подавать документы вчерашняя школьница из городского поселка Радошковичи Алина Нарубень. Она – будущий учитель русского и английского языка.
– Любим и ценим учителей: они всю жизнь отдают нам для того, чтобы мы получили знания... Хотим, чтобы дочка стала достойным педагогом!
– А что насчет скромных зарплат?
– Ничего страшного! Если будешь стараться и работать, повышать свой уровень – получишь и достойную оплату, – считает мама абитуриентки Алла Антоновна.
– Главное – удачно выйти замуж, – шутит Алина.
В предпоследний день пришли подавать документы подружки Света и Инга. Обе девушки поступают без экзаменов. Они – золотые медалистки из Копыля.
– С прошлого года с золотой медалью можно поступать без экзаменов почти на любую специальность педагогического профиля, – говорит Сергей Василец.
"На всякий пожарный" централизованное тестирование девушки решили не сдавать: точно определились – будут педагогами. Будущий учитель математики и информатики Инга Петровская и будущий учитель русского и английского языка Светлана Лавочникова сходятся на том, что золотую медаль нужно еще заработать.
– Девятки и десятки должны быть с восьмого класса! Хотя раньше у меня всегда была восьмерка по белорусскому языку. Но ничего – подучила и стала получать девятки.
О том, что принесли документы в педвуз, девушки не жалеют. Говорят, что нужно ходить на ту работу, которая нравится.
– Может потом и будем жалеть, но не сейчас точно. Если ты идешь на работу с удовольствием – это хорошо, а если платят много денег и не будет нравится...тогда что это за работа?
На вопрос, почему девушки все-таки идут в педагоги, отвечают, что "просто хотят учить детей".
– Мне понравилось, как в моей школе учительница помогла мне выучить английский язык буквально за пару лет. Поэтому я тоже хочу быть учителем! – говорит Светлана.
Сергей Василец считает, что медалистов приходит не так много, как хотелось бы, а такая "льгота" вполне оправдана.
– Зачисление без экзаменов золотых медалистов позволяет получить в ряды студентов всесторонне развитых ребят. А педагог должен таким быть: с учениками нужно уметь говорить на совершенно разные темы.
На самый непопулярный, физико-математический профиль, общий конкурс: пока заявление подали 64 человека. Всего мест – 120.
– Мы считаем, что половина мест, которые мы заполнили, это уже результат: он не хуже прошлогоднего. Будет ли дополнительный набор в этом году? Я думаю, что будет. В прошлом году это решило проблему.
Абитуриентов в последнее время информатика интересует куда больше, чем математика и физика. В педагогическом вузе будущим студентам объясняют, что если те пойдут учиться на учителя математики и информатики – во время учебы получат неплохие знания в области компьютерных сетей и их администрирования.
– Это дает им возможность быть мобильными на рынке труда. Понравится быть педагогами – мы будем счастливы, нет – на нашей базе можно получить другую квалификацию, что, впрочем, часто и происходит.
Целенаправленно поступает на учителя истории Иван Рак. В прошлом году, рассказывает молодой человек, чтобы поступить на бюджет, ему не хватило восемь баллов.
Когда парень практически уехал учиться в полоцкий колледж на специальность "туризм", из БГПУ прислали письмо, в котором предложили поступить на подготовительное отделение и попытаться стать студентом в следующем году.
– В 11 классе ребята не знают, кем хотят быть. Я тоже не знал. Варианты специальностей были разные: от "журналистики" до "актерского мастерства".
В школе педагоги всегда пророчили парню карьеру учителя. С детьми, рассказывает Иван, ему работать нравится. В 11 классе к ЦТ готовился "через пень колоду", в этом же году – осознанно.
– Сейчас набрал 305 баллов. Профессия учителя живая, с детьми весело. Очень надеюсь, что поступлю: весь год только и зубрил к ЦТ.
Оплата труда учителя парня не смущает. Говорит, что он "абсолютно идейный человек". К тому же, отмечает молодой человек, всегда можно подработать.
– Если будут трудности с деньгами – всегда есть работа, что называется, "на стороне". Да тем же грузчиком можно подработать! Главное, что я хочу быть педагогом. Надеюсь, из меня выйдет хороший учитель, – улыбаясь, рассказывает Иван.
Сегодня завершается прием документов на бюджетные места. Подать документы на платную форму обучения можно до 2 августа.