Как в торговой инспекции Минторга решают, кого проверить и кого наказать

Источник материала:  
01.07.2015 19:55 — Новости Общества

 
В последнее время Министерство торговли выступает активным поставщиком новостей. В результате проверок на время закрывались такие известные торговые точки, как "Мегатоп", "ОМА", "ДорОрс", "Электросила", "Гиппо", "Евроопт".  Из недавнего – санкции в отношении кафе "Штолле" и "Сайгон". Мы решили узнать больше о том, как строится работа сотрудников торговой инспекции и насколько обоснованы их проверки.


Здание Министерства торговли

1 июля контролирующей структуре Минторга исполняется ровно два года. TUT.BY побывал в гостях у контролеров и узнал, какие нарушения в сфере торговли общепита больше всего возмущают их самих, а также о каких схемах обмана потребителей им известно.


Контролеров узнают в магазинах

В будний день в минском офисе торговой инспекции немноголюдно – контролеры работают преимущественно "в поле". На каждую область, а также отдельно Минск приходится по шесть человек. Силами этих сотрудников за два года были проверены почти 3700 объектов. Выходит, что, в среднем, на один день приходилось по 5 проверок.

Фотографируются контролеры торгинспекции неохотно: говорят, что им ни к чему лишний пиар. Некоторых сотрудников уже отлично знают в магазинах.

– Я это вижу по тому, каким образом меня обслуживают и что начинает происходить в магазине, когда я туда захожу, – рассказывает заместитель начальника отдела контроля по Минску Елена Помитинская. – Допустим, магазин, возле которого я живу, с определенного момента начал очень сильно меняться. Хотя, может быть, это просто люди взялись за ум и стали более добросовестно работать…

О торговой инспекции в последнее время говорят много и не всегда хорошо, откровенничает начальник территориального отдела торговой инспекции по Минской области Валерий Чемраев. По долгу службы контролеры внимательно изучают комментарии под статьями о закрытых магазинах, в том числе и на TUT.BY (зачем это нужно, расскажем позже). Не всегда мнение читателей их вдохновляет.

Если посмотреть со стороны, торгинспекция там приостановила работу магазина или торгинспекция там какие-то санкции применила… Простому обывателю кажется, что мы какие-то звери, мешаем торговле, цепляемся. Но такие мысли исчезают в тот момент, когда проблема касается самого обывателя. Ведь, если разобраться, мы закрываем магазины, в которых имеются серьезные нарушения законодательства о торговле, – аргументирует специалист.


Валерий Чемраев, имея опыт работы в налоговой инспекции, отмечает проделанную Минторгом работу по контролю за ростом цен в начале этого года. Тогда в отделе работали без выходных.

На контроле у инспекторов сегодня немало вопросов: просроченные товары, обман покупателей, рост цен, торговля табаком и алкоголем и так далее. До создания отдельной структуры проверки проводили сотрудники различных отделов Минторга – для них это была дополнительная нагрузка. Поэтому в определенный момент было решено создать специализированное подразделение, в котором собрали людей с опытом ревизорской работы. Кто-то пришел из налоговой или комитета госконтроля, кто-то из исполкома, некоторых сотрудников переориентировали из центрального аппарата Минторга.

Нарушения можно найти практически везде

За два года работы торговой инспекции всего в нескольких магазинах не нашли ни одного нарушения – это явление крайне редкое.

"Идеальных магазинов не бывает",
– вторят друг другу специалисты и даже оправдывают некоторых руководителей ("за всем уследить невозможно", "не ошибается тот, кто ничего не делает"). При этом нарушение нарушению рознь. Если у продавца отсутствует бейдж – это одно дело, а реализация просроченных продуктов, которые могут навредить покупателю, – другое, подчеркивает заместитель начальника торговой инспекции Кирилл Слабко.


Кирилл Слабко с 2008 года выполняет функции ревизора в Министерстве торговли

За мелкие нарушения ответственное лицо получает небольшой штраф. Если на объекте не соблюдается ассортиментный перечень, продаются товары с истекшими сроками годности, Минторгом может быть принято решение о приостановлении его работы.

В абсолютном большинстве случаев к этапу повторной проверки все нарушения устраняют. Лишь дважды инспекция полностью закрывала объекты. В первый раз это был частный магазин в Могилеве, который проигнорировал требования контролеров об устранении нарушений и продолжил работу, несмотря на запрет. И недавний случай: полностью закрыли три кафе "Сайгон" в Ждановичах. К печальным результатам повторной проверки присоединились жалобы санэпидемслужбы и налоговой.

Как обманывают покупателей

На более чем 60% объектах контролеры находят просроченные продукты – эта проблема по-прежнему не теряет актуальности. Чаще всего, дольше положенного лежат в магазине мясные полуфабрикаты. Попадается просроченное пиво (в общепите часто реализуют просроченный алкоголь), кондитерские изделия. Иногда "просрочка" искусно маскируется.

Допустим, расфасовали в магазине сыр. Срок реализации сыра в условиях магазина – 12 часов. За день его не продали. Они меняют этикетку и наклеивают дату сегодняшнюю. По сути сыр уже не годен. Бывали такие случаи, когда даже не снимали полностью пленку (в таком случае это доказать невозможно), а просто наклеивали новую сверху. И таких наклеек может быть 2-3,  рассказывает Елена Помитинская.


Елена Помитинская работает в торговой инспекции со дня ее создания. Больше всего она не любит, когда обманывают покупателей – обвешивают или продают просроченный товар.

Покупателей обвешивают – такое нередко случается с предварительно расфасованным и взвешенным товаром. Расхождения могут быть на десятки, а то и сотни граммов, говорят в инспекции. С учетом стоимости, к примеру, колбасы – это обман на 1,5-25 тысяч рублей.

В общепите повара иногда забывают про технологическую карту и предлагают клиентам более скромные порции, чем указано в меню. К примеру, блюдо должно весить 200 граммов, а на выходе получается 170. Иногда в ход идут более дешевые ингредиенты: в салате должна использоваться моцарелла, а кладут обычный российский сыр.

В некоторых случаях товар, упакованный и взвешенный производителем, нас обязывают нести на весы. Инспекторы приводят в пример килограммовые упаковки киви или черри. Покупатели в итоге платят в том числе и за вес упаковки. Кстати, именно по поводу киви торговая инспекция в данный момент судится с одной из крупных торговых сетей.

Дело в том, что киви имеют свойство усыхать, поэтому производителем изначально закладывается в эту корзинку больше. Но если быстро реализовать продукт, можно продать упаковки по килограмму сто-двести. Мы посчитали, что это обман покупателя.


Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Бесплатная упаковка – еще одна больная тема. Товар, который требует расфасовки (фарш, печенье), должен упаковываться бесплатно. Это может быть пакет, пленка или контейнер – вид бесплатной упаковки определяет магазин. Увы, приходят к выводу контролеры, в руководстве некоторых магазинов даже не знают об этом правиле.

Иногда обманом для покупателей могут закончиться скидки и акции. В торговом зале намеренно или по недосмотру остается ценник со сниженной ценой, а на деле стоимость оказывается другой.

Несоблюдение ассортиментного перечня в торговой инспекции также считают серьезным нарушением. Некоторые крупные сети, которые торговая инспекция наказывала за недостаточный ассортимент белорусских товаров, впоследствии даже выражали благодарность контролерам, уверяет Валерий Чемраев.

– Белорусский товар на деле оказывается недорогим и ходовым, работать с ним проще. Субъекты иногда просто по привычке работают с импортом и благодаря нашей проверке находят для себя другие варианты. 


Что может подтолкнуть к проверке?

Отнюдь не каждая проверка заканчивается составлением акта и привлечением нарушителя к административной ответственности, заверил нас заместитель начальника торговой инспекции Кирилл Слабко. Более трети визитов – это мониторинг, когда контролеры ограничиваются рекомендациями в адрес руководства объектов. И только если при повторном мониторинге результатов не заметно, начинается административный процесс.

Проверки делятся на плановые и внеплановые. С плановыми все понятно – о них известно заранее, к ним магазины и кафе активно готовятся. Однако чаще всего торговая инспекция приходит неожиданно. По закону для каждой такой проверки должны быть основания. Ими могут послужить обращения граждан.

Жалобы потребителей

Жалобы поступают на "телефон доверия" Минторга. Белорусы в этом плане довольно активны: специалисты принимают, в среднем, по 10 звонков в день. Если обращение составлено корректно (названо юридическое лицо, аргументированно описана проблема, само обращение не анонимное), контролеры имеют полное право по этому факту выписать предписание и отправиться на объект с проверкой.

Если какой-то информации не хватает, например, обратившийся не хочет представляться, реагировать сразу на такой звонок специалисты не могут. Магазин впоследствии может оспорить решение в суде, поэтому всегда должен быть конкретный свидетель, объясняют в инспекции. Максимум, что может сделать контролер в такой ситуации, – это внести объект в так называемый "черный список" (сейчас в нем только по Минску около 100 объектов). Когда инспекция будет работать в этом районе, специалисты зайдут в магазин и проверят, имеет ли жалоба под собой основание. Если факт нарушения подтвердится, контролер может организовать официальную проверку.


Пример обращения

В торговой инспекции признают, что иногда активность потребителей доходит до абсурда. Так, один покупатель исправно писал в различные инстанции с просьбой наказать магазин, в котором его постоянно обвешивают на 2 грамма, несмотря на то, что такая погрешность предусмотрена в прилагаемых к весам технических документах.

– Бывают жалобы о том, что продавцам не платят зарплату или продавцы не могут разобраться с недостачей, но эти вопросы не входят в нашу компетенцию.



Претензии от общественных организаций

Некоторые обращения составляются, напротив, с юридической точки зрения профессионально, рассказывает Кирилл Слабко. Специалист видит за этим работу общественных объединений.

 – По информации субъектов торговли, в последнее время они "затерроризировали" магазины и в Минске, и в областях. Представитель общественного объединения под видом физического лица заходит в магазин, не представляясь, начинает искать просроченные товары, товары с нарушенной целостностью упаковки, собирает это все в корзинку, оплачивает, а потом вызывает администрацию и требует книгу замечаний и предложений.


Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Из разговора с представителями торговли инспектор сделал вывод, что в некоторых случаях дело доходит до шантажа. Представители общественных организаций пугают обращением в контролирующие органы. Чтобы этого не случилось, сотрудникам магазина предлагается пройти в объединении обучение. Кирилл Слабко считает, что таким проверяющим не хватает "этики контроля".

– Как у нас проходит проверка? – приводит в пример свою работу специалист. – Мы приходим, представляемся, записываемся в книгу проверок, после этого идем вместе с представителем объекта по всему торговому залу. Если что-то находим, демонстрируем ему нарушения. Все идет в присутствии работника, все прозрачно.


Комментарии на форумах, рассказы знакомых, личный опыт

Еще одним источником информации для инспекторов стал интернет. Из комментариев к статьям о закрытых магазинах специалисты узнают, в каких еще объектах есть проблемы. Кроме того, принято заходить на сайты торговых сетей и читать отзывы потребителей. Такая информация не может быть основанием для проверки – в инспекции не исключают случаи конкурентной борьбы. Все жалобы инспекторы проверяют лично, как обычные покупатели.

Главный контролер-ревизор отдела контроля по Минску Елена Ярошевич рассказывает, что в свободное время не может оставаться равнодушной к качеству обслуживания. Заметив нарушения, подходит к сотруднику магазина и просит их исправить. Иногда приходится прибегать к более жестким мерам.

– Был у меня случай. В магазине, где я живу, на Асаналиева, стоимость была заявлена одна, а на кассе пробили другую. Я указала на это сотруднику магазина, на что мне в некорректной форме был дан ответ. Конечно, мы взяли на заметку этот магазин и потом через некоторое время его проверили. Магазин закрыт не был, но штраф администрация получила.


Конфликты случаются редко

Несмотря на некоторую неприязнь со стороны сотрудников магазинов, конфликты с ними случаются редко, рассказывают инспекторы. В отделе контроля по Минску вспомнили лишь об одном случае, когда в адрес проверяющего посыпались реальные угрозы.

– Мы с начальником отдела проверяли объект общественного питания, – рассказывает Елена Помитинская. – В нашем присутствии ей было предложено за определенную сумму удалиться оттуда и забыть все, что происходило. Потом начались угрозы ей и ее семье. В итоге проверка закончилась отделением милиции. Естественно, мы написали заявление.

Позитива в работе инспекторов также хватает. По словам Елены Ярошевич, особенно приятно ходить на повторные проверки, когда видишь, что твои замечания не остались без внимания и от нарушений не осталось ни следа.
←Белорусы из 18 стран поддержали предложение провести в Минске в 2016 году Деловой форум белорусов зарубежья

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика