Полезный мусор. Как в Гомеле работает экспериментальный завод по сортировке отходов
25.06.2015 17:05
—
Новости Общества
Экспериментальный биомеханический завод по сортировке отходов КУП "Спецкоммунтранс" на окраине Советского района Гомеля запустили в 2007 году. Цель создания производства декларировали двойную: извлечение вторичных ресурсов и обезвреживание коммунальных отходов для снижения нагрузки на природу. Тогда же в областном центре стали массово устанавливать баки для разных типов отходов.
Восемь лет назад содержимое контейнеров ворошили вручную, чтобы извлечь из отходов полезные для страны ресурсы. За короткое время культура населения по разделению отходов повысилась, но работы меньше не стало. До половины баков содержат именно то, что нужно, остальное все равно приходится доставать руками.
Мусор на завод поступает со всех районов областного центра. На транспортной проходной грузовики взвешивают, после чего каждый отправляется к площадкам "по принадлежности". "Желтые" - к площадке по аккумуляции полимерных отходов и текстиля, "синие" - к стеклобою, "серебристые" - на общую ленту транспортера.
Отдельно разгружаются тракторы районных коммунальных предприятий, собирающие по дворам остовы диванов, отслужившие свое холодильники и стиральные машины, старые деревянные окна. На отдельном участке все это разбирают по составляющим полностью.
Металл идет в чермет, стекло - в бой. Пружинные матрасы от мебели и те не доходят до свалки. До последнего витка проволоки их каркас отправляется опять же в металлолом, а слежавшиеся наполнители - в емкости вторсырья для текстильной промышленности.
Из желтых контейнеров высыпаются в основном пластиковые бутылки. Они на заводе не задерживаются. Тут же прессуются и отправляются другим транспортом на производственный участок "Спецкоммунтранса", до недавней поры известный как самостоятельный завод "Экопластсервис". Там после соответствующей обработки пластиковые баклажки обретают форму бордюрных "камней", полимерной брусчатки, канализационных люков и полезных мелочей для дома. Например, цветочных горшков.
Со стеклом из синих контейнеров сложнее - "Спецкоммунтранс" извлекает его из мусора, а вот дальнейшая логистика недавно дала сбой, и на открытой площадке скапливаются запасы. Известная стекольными традициями Костюковка переживает непростое время и приостановила приемку сырья. Выход нашли: сейчас стеклобой грузят в поезда и отправляют под Минск, где бутылки сортируют по цвету, освобождают от вредных примесей и производят ту же самую тару по запросам конкретных производителей.
Отходы превращают в доходы даже из граммовых изделий. За день в контейнеры города выбрасывают невообразимое количество баночек от пива и прохладительных напитков, каждая из которых весит всего ничего. На заводе их откладывают в сторону, в конце смены прессуют, и в итоге в адрес предприятия "Белцветмет" уходит вполне себе ощутимое количество пригодного к переработке алюминия.
Последнюю степень очистки мусор проходит на ленте транспортера, где без вмешательства человека не обойтись. Этим ремеслом заняты 70 человек. Они снимают все вплоть до мелочей и дополняют уже сформированные на участках крупногабаритных отходов тюки. Только после этого отсева оставшаяся масса отправляется на полигон. Но она уже в разы меньше поступившей от населения, и избавлена как от пригодного к переработке сырья, так и от вредных химических примесей.
Восемь лет назад содержимое контейнеров ворошили вручную, чтобы извлечь из отходов полезные для страны ресурсы. За короткое время культура населения по разделению отходов повысилась, но работы меньше не стало. До половины баков содержат именно то, что нужно, остальное все равно приходится доставать руками.
Мусор на завод поступает со всех районов областного центра. На транспортной проходной грузовики взвешивают, после чего каждый отправляется к площадкам "по принадлежности". "Желтые" - к площадке по аккумуляции полимерных отходов и текстиля, "синие" - к стеклобою, "серебристые" - на общую ленту транспортера.
Отдельно разгружаются тракторы районных коммунальных предприятий, собирающие по дворам остовы диванов, отслужившие свое холодильники и стиральные машины, старые деревянные окна. На отдельном участке все это разбирают по составляющим полностью.
Металл идет в чермет, стекло - в бой. Пружинные матрасы от мебели и те не доходят до свалки. До последнего витка проволоки их каркас отправляется опять же в металлолом, а слежавшиеся наполнители - в емкости вторсырья для текстильной промышленности.
Из желтых контейнеров высыпаются в основном пластиковые бутылки. Они на заводе не задерживаются. Тут же прессуются и отправляются другим транспортом на производственный участок "Спецкоммунтранса", до недавней поры известный как самостоятельный завод "Экопластсервис". Там после соответствующей обработки пластиковые баклажки обретают форму бордюрных "камней", полимерной брусчатки, канализационных люков и полезных мелочей для дома. Например, цветочных горшков.
Со стеклом из синих контейнеров сложнее - "Спецкоммунтранс" извлекает его из мусора, а вот дальнейшая логистика недавно дала сбой, и на открытой площадке скапливаются запасы. Известная стекольными традициями Костюковка переживает непростое время и приостановила приемку сырья. Выход нашли: сейчас стеклобой грузят в поезда и отправляют под Минск, где бутылки сортируют по цвету, освобождают от вредных примесей и производят ту же самую тару по запросам конкретных производителей.
Отходы превращают в доходы даже из граммовых изделий. За день в контейнеры города выбрасывают невообразимое количество баночек от пива и прохладительных напитков, каждая из которых весит всего ничего. На заводе их откладывают в сторону, в конце смены прессуют, и в итоге в адрес предприятия "Белцветмет" уходит вполне себе ощутимое количество пригодного к переработке алюминия.
Последнюю степень очистки мусор проходит на ленте транспортера, где без вмешательства человека не обойтись. Этим ремеслом заняты 70 человек. Они снимают все вплоть до мелочей и дополняют уже сформированные на участках крупногабаритных отходов тюки. Только после этого отсева оставшаяся масса отправляется на полигон. Но она уже в разы меньше поступившей от населения, и избавлена как от пригодного к переработке сырья, так и от вредных химических примесей.
Раздельная система сбора отходов неэффективна при использовании в многоэтажках мусоропроводов. Но Гомель от них избавился почти повсеместно. Сегодня в состав жилого фонда областного центра независимо от принадлежности входят 2318 многоэтажных домов, 1152 из которых были построены с мусоропроводами. Действующими остались трубы только в трех домах, во всех остальных - заварены и не обслуживаются. Им на замену пришли 909 контейнерных площадок, на 189 из которых стоят евроконтейнеры с закрывающимися крышками.