Белорусские хроники 1945-го. Первая попытка присвоить Минску звание "Город-герой"

Источник материала:  
13.06.2015 10:19 — Новости Общества
70 лет назад, 13 июня 1945 года, партийно-советские руководители Минска и столичной области подписали обращение о необходимости присвоить Минску почетное звание "Город-Герой".


Партизаны Минского соединения входят в освобожденную столицу БССР. 1944 г.

Адресован был документ правительству БССР, ЦК КП(б)Б и содержал предложение: "Возбудить ходатайство перед союзным правительством о присвоении столице Белоруссии городу Минску звания Города-героя за выдающееся участие его в организации и развитии партизанского движения в БССР".

В письме объемом более пяти страниц оставили подписи секретарь Минского обкома и горкома КП(б)Б В. Козлов, председатель Минского областного Совета депутатов трудящихся Р. Мачульский, секретарь Минского горкома И. Бельский и председатель Минского городского Совета И. Паромчик. Никто из этих людей не был в прошлом минским городским подпольщиком. А занимались они вообще "организацией и развитием партизанского движения в БССР".

Очевидно поэтому на первых двух страницах письма повествовалось о подрывах мостов на реках Птичь и Бобрик, о рельсовой войне и в целом – о партизанском движении в Минской области.

Про антифашистское сопротивление собственно в Минске сказано так и в такой последовательности:

В столице БССР и в районах области издавались подпольные газеты: орган ЦК КП(б)Б и Минского обкома КП(б)Б "Звезда", орган Минского обкома КП(б)Б "Минский большевик" и "Патриот Родины" и орган ЦК и ОК ЛКСМБ "Чырвоная змена". Кроме того, издавались районные подпольные газеты и сотни тысяч листовок.

Большевистская печать в глубоком подполье систематически освещала успехи Красной Армии на фронтах Отечественной войны, боевые действия партизанских отрядов и мобилизовала советских людей на борьбу с немецкими захватчиками.

Только за 1943 год Минским обкомом, горкомом и райкомами КП(б)Б было издано и распространено 445 тысяч экземпляров газет и листовок. Распространялась также книга товарища Сталина "О Великой Отечественной войне Советского Союза". Шедшая из подполья в массы, большевистская печать активно распространялась советскими людьми среди населения города и вывозилась в другие области и районы нашей республики.

Товарищи Никитенко, Осадчий, Воронич, Воронков, Молчан, Шатуров, Гуринович, преподаватель мединститута тов. Пруслина, учительницы т.т. Шидловская, Гуринович, В.В. Прохорчик и многие другие патриоты нашей Родины вывешивали газеты и листовки на заборах, зданиях и разбрасывали их по улицам и дворам города Минска. Безымянные советские люди население Минска призывали к борьбе против немецких захватчиков и на зданиях, в помещениях ежедневно в разных частях города писали антифашистские призывы: "Смерть немецким захватчикам", "Идите в партизаны", "Уходите в леса" и т. д.

Большевистская пропаганда и агитация сыграли громадную роль в деле подъема масс на всенародную партизанскую войну. Из Минска уходили сотни груженых легковых и грузовых машин и повозок в лес.

Минчане ежедневно, рискуя жизнью, добывали для партизан оружие, боеприпасы, продовольствие, медикаменты, одежду и агентурные сведения, помогавшие партизанским отрядам громить технику и живую силу врага.

В городе Минске получила широкий размах подрывно-диверсионная работа. Минские диверсионные группы провели большое количество крупных диверсий по разрушению военных объектов и уничтожению техники и живой силы врага. Героические подпольщики не давали покоя ни днем, ни ночью немецким захватчикам. Минчанами в городе был убит обер-палач белорусского народа фон Кубе. Этот факт потряс немецкие тылы. Немецкие бандиты расстреляли в городе свыше 3 тысяч невинного населения. Это еще более разожгло ненависть у минчан. Последовали новые выстрелы патриотов в немецких оккупантов и их пособников. В Минске были убиты враги белорусского народа авантюрист-лжепрофессор, бургомистр города Ивановский, наглый клеветник и прожженный политический жулик, редактор "Белорусской газеты" фашист Козловский.

10 июня 1943 года партизанская бригада Героя Советского Союза тов. Мармулева на шоссе Минск-Слуцк из засады истребила 36 офицеров, в том числе минскую областную администрацию в количестве 12 высших чинов. Были захвачены ценные документы.

В Минске в день "торжества" фашистов – 22 июня 1943 года – в городском театре взорвалась мина, было убито 30 и ранено 100 фашистов.

В сентябре 1943 года в офицерской столовой по Московской улице во время бала немецких офицеров СД был произведен взрыв. Было убито 18, ранено 54 и контужено 100 немецких офицеров.

В районе Козырева 3 октября 1943 года взорвали эшелон с боеприпасами и живой силой противника. Было уничтожено 10 и повреждено 7 вагонов.

1 декабря 1943 года помощник машиниста Николай Гаврилов на железнодорожном участке Минск-Барановичи произвел взрыв пассажирского офицерского вагона, в результате чего было убито 25 и ранено 30 немецких офицеров.

На заводе им. Мясникова, который работал на немцев, было организовано два взрыва, в результате чего завод простоял 5 суток. Немцы объявили приказ по заводу: "Кто выдаст виновников, тот получит награду в 100 тысяч марок".

По заданию партизан рабочие Минска произвели крупную диверсию на немецком танковом заводе, в результате чего завод был выведен из строя на 25 суток.

Диверсионными группами в разное время только на станции Минск было выведено из строя до пятидесяти паровозов и подорвано 12 эшелонов противника с боеприпасами и живой силой.

Думается, что если бы подобный отчет составлял офицер Генштаба, то сведения об уничтоженных паровозах и танках он поставил бы на первое место. Но это письмо готовили партийные работники, а для них наиглавнейшими были отчетные данные о количестве газет и листовок. И вряд ли бы кадровый военный решил тратить усилия на придумывание уничижительных эпитетов для противника: "авантюрист-лжепрофессор, наглый клеветник и прожженный политический жулик". На войне надо занимается военным делом…

Почему в 1945 году положили под сукно предложения о присвоении Минску почетного звания?

Думается, что слишком много еще было живых свидетелей и участников тех событий. Многие помнили, что белорусское руководство выехало из Минска вечером 24 июня 1941 года – за три дня до прихода немцев. Помнили, что без боя на минском аэродроме была уничтожена советская авиация:




И главное, где находился белорусский лидер Пантелеймон Пономаренко? Почему он, являясь начальником Центрального штаба партизанского движения, ни разу за всю войну не побывал на оккупированной территории? А ведь на партизанских аэродромах Минщины, особенно начиная с 1943 года, регулярно и относительно безопасно приземлялись транспортные самолеты с Большой земли. Москва устраивала даже что-то вроде пресс-туров.

Отличие Минска от города-героя Ленинграда состояло в том, что в блокадной северной столице находился член Политбюро товарищ Жданов. Он личным присутствием освятил трагедию и подвиг города на Неве.

Изначальные города-герои на послевоенном плакате: Москва, Ленинград, Севастополь, Сталинград, Одесса

А у Пономаренко присутствия (хотя бы протокольно-символического) среди жителей оккупированных территорий не получилось. Зато есть легенда, что в 1941 году в ответ на вопрос Сталина о количестве людей, которых не удалось эвакуировать из белорусской столицы, Пантелеймон Кондратьевич сказал: "В Минске остался тот, кто хотел остаться ". На годы вперед ввели как клеймо: жившие в оккупации – люди под подозрением.

А что касается подвигов героев-подпольщиков в столице… Мол, очень много неясностей с якобы стихийно возникавшими организациями и партийными комитетами. Первый состав Минского подпольного горкома партии… второй состав Минского подпольного горкома партии… третий состав Минского подпольного горкома партии… Можно ли быть уверенным, что там не было предателей? Кем выдвигались кандидатуры? Выполнялась ли в полной мере процедура персонального согласования с ЦК?

Умные понимали, что после войны так обычно бывает – "наказание невиновных, награждение непричастных". А в белорусском ЦК (чтобы неповадно было кому-либо спорить на темы военной истории) решили в 1949 году назначить министра госбезопасности Лаврентия Цанаву автором исторического труда "Всенародная партизанская война в Белоруссии против фашистских захватчиков". Конечно, все знали, что имя Цанавы на титуле – ширма. И что на самом деле это согласованный компромисс партизанских кланов во власти. Структура, названия разделов и глав в монументальном печатном труде были образцовые:

1. Партийное подполье в тылу немецких войск – организующая сила партизанского движения

2. Большевики Минской области – организаторы партизанской борьбы на Минщине

3. Большевики Пинщины организуют население области на борьбу с захватчиками

4. Большевики Гомельской области во главе народных мстителей Гомельщины

5. Большевики Могилевской области – организаторы борьбы с немецкими оккупантами на Могилевщине

6. Большевики Витебской области во главе партизанской борьбы трудящихся области против немецких захватчиков

7. Большевики Полесской области – организаторы борьбы с немецкими оккупантами на Полесье

8. Большевики Молодечненской области организуют население на борьбу с немецкими захватчиками

9. Большевики Брестской области – организаторы партизанской борьбы против немецких оккупантов на территории области

10. Большевики Гродненской и Барановичской областей в борьбе с немецкими захватчиками

11. ЛКСМБ – боевой отряд и верный помощник Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии

Как видим, в труде, автором которого указан Л. Цанава, отсутствовала отдельная глава, посвященная Минску…

Несколько послевоенных десятилетий тема Минского городского подполья будет для общества больной. Военные историки постигнут "правило": хочешь стать благополучным ученым мужем, вовремя получать звания, должности и хорошие оклады – пиши про апробированных партизан Витебщины или Минщины. А хочешь иметь проблемы – займись Минским подпольем.

…Наконец в 1978 году Леонид Брежнев прикрепит на знамя Минска "Золотую звезду" Города-героя:



История написана полностью? Нет. Лишь в 2005 году явится из забвения героическая личность Михаила Гебелева, который возглавлял сопротивление в Минском гетто, был секретарем Тельмановского подпольного райкома КП(б)Б, членом подпольного горкома. Погиб в августе 1942 года в нацистских застенках. Именем отважного подпольщика наконец-то назовут улицу столицы.

А сколько тайн Минского подполья насегда останутся нераскрытыми!

(Продолжение следует)

Источник документов: Национальный архив Республики Беларусь

Белорусские хроники 1945-го. Все выпуски проекта >>>

←Перечень госпрограмм научных исследований на 2016-2020 годы утвержден в Беларуси

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика