Как это было. Историк моды прокомментировала наряды минских выпускников пятидесятых и шестидесятых
10.06.2015 11:50
—
Новости Общества
Каждый год выпускной ажиотаж охватывает все новых девушек и ребят. Среди прочего, они определяются, что же надеть на выпускной. У архивистов отыскались видео, на которых можно рассмотреть, как одевались выпускники столичных школ в пятидесятые и шестидесятые годы прошлого века. TUT.BY посмотрел архивные кадры вместе с историком моды.
Галина Мешкова - доцент кафедры костюма и текстиля Белорусской государственной академии искусств. Галина Яковлевна как раз сейчас работает над книгой по истории белорусской моды.
Открыть/cкачать видео (32.37 МБ)
- После войны, как вы понимаете, прошло совсем немного времени, - рассказывает Галина Мешкова, просматривая кадры. - Это отражается и в одежде. Такая характерная деталь: в это десятилетие не было очевидного разделения на моду женскую, девичью и даже детскую. Одежда была одноплановая: девушки одевались в почти такие же платья как и их мамы. Единственное: молодежная одежда шилась из более светлых тканей - бело-голубых, белых.
Собеседница обращает внимание на фасоны: платья часто маркируются (выделяются) поясом. Лиф - приталенный. Вырезы - неглубокие.
- Ткани обхватывают хрупкие талии, юбка поддерживает форму. Очень все нежное и деликатное. Люди уходили от войны, им хотелось спокойствия, романтики, лирики. Длина – за колено. Короче – еще не носили. Только в 60-е годы Андре Курреж подарит нам моду на мини (этот французский дизайнер соперничает со своей коллегой Мэри Куант за право зваться изобретателем мини-юбки. - TUT.BY), - рассказывает собеседница.
После войны бурно развивалась химическая промышленность. Появились новые волокна. Производство их было недорогим, а значит, и ткани стоили недорого. Синтетика выглядела как шелк. Стали модными и пестрые ацетатные полотна, капрон - легкие, воздушные.
На видео, снятом всего лишь спустя три года - выпускники минской школы № 29. Директор Анатолий Семенович Овсянский вручает аттестаты зрелости - на этот раз среди учеников видим и парней.
- Костюмы мальчиков – в английском стиле: сорочки, галстуки. Многие надевали костюмы в первые раз в жизни именно на выпускной. Там, где ребята танцуют, можно рассмотреть, что у брюк прямая форма, некоторые даже - очень свободного пошива. Проще говоря - еще не стиляги в наших школах, - улыбается Галина Мешкова.
У выпускниц на втором видео - платья более длинные, чем у их сверстниц тремя годами раньше. У каждой на груди - бутоньерка. Впрочем, такие нюансы могли определяться и конкретной школьной модой.
В платьях - цельнокроеные рукава или "фонарики". Галина Мешкова рассказывает, что "фонарики" пришли к нам из австрийской моды, еще во время войны. Еще одна характерная деталь: появляются платья без рукав.
"Талия маркирована очень сильно, для этого даже были вставные пояса. Было популярно сочетание приталенного с сильно расклешенной юбкой", - комментирует Галина Мешкова.
По словам Галины Мешковой, стиль выпускниц 50-х вполне отражает общеевропейские тенденции. В 1947 году Кристиан Диор создал женственный образ New Look, который подчеркивал тонкую талию, хрупкость.
- В войну, когда вся промышленность работала на фронт и было совсем тяжело, женщина не могла себе позволить быть женщиной. После войны все вылилось в феерию красоты. Но и мода стала строгим диктатором. Миллионы женщин стали другими. Советские - не исключение.
Заканчивается видео 1958 года уникальными кадрами: выпускники идут прямо по проспекту, встречая рассвет. Движутся от Круглой площади (называться площадью Победы она станет с ноября того же года) в сторону тогдашней площади Ленина. Как говорит закадровый голос - это их первые шаги во взрослую жизнь.
Еще одно архивное видео - с выпускного вечера в 1969 году (номер школы диктор не называет). Образы выпускниц абсолютно новые - беспечные, игривые.
- Дело в том, что в шестидесятые выросло уже новое поколение - потребителей моды, более того, тех, кто эту моду формирует. В мировой моде тогда появилась английская манекенщица Твигги, девушка-тростинка. Кукольный образ (Baby Doll), который она несла, насаждался повсеместно. Пришел он и к нам.
В те годы становится популярной силуэтная форма платьев (прямоугольник, овал, трапеция). По нарядам некоторых девушек это особенно хорошо видно. Очень часто - свободный лиф.
Возрождаются тафта, жаккардовая ткань, появляются кремпленовые трикотажные полотна - легкие в уходе. Буклированные ткани, набивки на капроне, появляется лайкра и ткани с эффектом стрейч.
- Приходит мода на богатую, разнообразную бижутерию, парики. Девушки начинают использовать накладные ресницы. Космическая эра принесла в нашу моду серебристые цвета, перламутровую помаду и даже "скафандровые" - шлемообразные - шапочки и комбинезоны. Во многих фильмах того времени можно увидеть черные большие круглые солнечные очки и косынку "а-ля Джекки", - вводит в курс дела Галина Мешкова.
Шестидесятые годы подарили нейлон.
- Нейлоновые сорочки у мужчин - это было самое то! Подозреваю, что у многих ребят на этом видео в основном такие.
Обычных кос на головах у выпускниц уже нет. Зато то и дело попадают в кадр высокие прически с начесом.
- Немного про обувь. В 50-е вся Европа носила обувь "кутюрных" моделей: острый нос-"юла", или усеченный нос. Каблучок уже доходил до шпильки. У нас тогда каблучки были более широкими и комфортными. В шестидесятых появляются шпильки, высокие каблучки, обувь более явно декорируют. К сожалению, мы не можем оценить верно на этом видео цвета, но тогда было очень много яркой обуви: белой, желтой. Вообще шестидесятые - это яркие цвета в одежде. Это вызов, протест, стремление быть непохожим. А по миру уже шествуют стиляги.
В 50-х на ногах выпускниц могли быть надеты чулки. В 1969 году - это уже определенно капроновые колготки.
Галина Мешкова отмечает: на большинстве девушек на всех видео, надо полагать, сшитые на заказ платья.
- Услуги портних были востребованы, бурно развивались ателье. Там можно было недорого и качественно пошить одежду по фигуре. В продаже был узкий ассортимент, не все размеры, достать по-настоящему красивую одежду было непросто.
- Говорят, что в те годы люди у нас одевались не модно...
- Я с этим не согласна. Нельзя обобщать. Например, минский Дом моделей появился уже в конце сороковых. В центре моды были люди, которые разрабатывали интересные коллекции - мировые тенденции до нас доходили. Просто возможности были не у всех - а это совсем другая история. Скажу вам, что Беларусь считалась одной из самых модных советских республик. За границу на выставки приглашали в основном московский общесоюзный, минский и ташкентский дома моделей.
На вопрос, что она думает про выпускные наряды школьников сегодняшних, Галина Яковлевна отвечает:
- Это необъяснимо: бесконечная гонка, позерство. Сегодня ведь легко выделиться: если хотите, можете быть королевой, можете - секс-символом, можете уже на выпуске щеголять наколкой. Да ведь пару лет назад никто не мог выйти на выпускной без корсета! Сегодня популярны юбки длины, которую мы когда-то называли "манжеты для попы". По-моему, потерялся вкус - главное, чтобы побогаче.
По мнению собеседницы, в выпускниках должны воспитывать вкус - проводить хотя бы короткие лекции по эстетике.
- Я не сноб, я очень демократичный человек. Но я говорю так о сегодняшней выпускной моде, потому что хочу, чтобы наша молодежь была самая красивая, не теряла своего лица и имела свой "гонар", - завершает разговор Галина Мешкова.
Галина Мешкова - доцент кафедры костюма и текстиля Белорусской государственной академии искусств. Галина Яковлевна как раз сейчас работает над книгой по истории белорусской моды.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Открыть/cкачать видео (32.37 МБ)
Киножурнал "Савецкая Беларусь", №19, 1955 г., реж. Ю.Стальмаков, опер. М.Беров, И.Вейнерович, Ю.Иванцов, В.Окулич, С.Фрид, В.Цеслюк; киностудия "Беларусьфильм".
Киножурнал "Савецкая Беларусь", №19, 1958 г., реж. М.Горбунов, опер. М.Беров, Ю.Иванцов, Г.Лейбман, Г.Масальский, С.Фрид, В.Цеслюк; киностудия "Беларусьфильм".
Киножурнал "Савецкая Беларусь", №8, 1969 г., реж. В. Шелег, опер. Г.Лейбман, В. Ковалев, Р. Масальский, Ф. Осипов, В.Поляк, В.Пужевич, В.Шаталов; киностудия "Беларусьфильм".
Видеоматериалы подготовила главный архивист отдела научного использования документов и информации БГАКФФД Елена Полещук.
Пятидесятые. Длинные платья, искусственный шелк
Киножурнал "Савецкая Беларусь" уносит в Минск далекого 1955 года. Диктор сообщает, что в этом году "вторую русскую школу" окончили 114 девочек. Выпускницам вручают аттестаты зрелости - девушки одна за другой поднимаются на сцену, где за длинным столом сидят учителя.- После войны, как вы понимаете, прошло совсем немного времени, - рассказывает Галина Мешкова, просматривая кадры. - Это отражается и в одежде. Такая характерная деталь: в это десятилетие не было очевидного разделения на моду женскую, девичью и даже детскую. Одежда была одноплановая: девушки одевались в почти такие же платья как и их мамы. Единственное: молодежная одежда шилась из более светлых тканей - бело-голубых, белых.
Собеседница обращает внимание на фасоны: платья часто маркируются (выделяются) поясом. Лиф - приталенный. Вырезы - неглубокие.
- Ткани обхватывают хрупкие талии, юбка поддерживает форму. Очень все нежное и деликатное. Люди уходили от войны, им хотелось спокойствия, романтики, лирики. Длина – за колено. Короче – еще не носили. Только в 60-е годы Андре Курреж подарит нам моду на мини (этот французский дизайнер соперничает со своей коллегой Мэри Куант за право зваться изобретателем мини-юбки. - TUT.BY), - рассказывает собеседница.
После войны бурно развивалась химическая промышленность. Появились новые волокна. Производство их было недорогим, а значит, и ткани стоили недорого. Синтетика выглядела как шелк. Стали модными и пестрые ацетатные полотна, капрон - легкие, воздушные.
На видео, снятом всего лишь спустя три года - выпускники минской школы № 29. Директор Анатолий Семенович Овсянский вручает аттестаты зрелости - на этот раз среди учеников видим и парней.
- Костюмы мальчиков – в английском стиле: сорочки, галстуки. Многие надевали костюмы в первые раз в жизни именно на выпускной. Там, где ребята танцуют, можно рассмотреть, что у брюк прямая форма, некоторые даже - очень свободного пошива. Проще говоря - еще не стиляги в наших школах, - улыбается Галина Мешкова.
У выпускниц на втором видео - платья более длинные, чем у их сверстниц тремя годами раньше. У каждой на груди - бутоньерка. Впрочем, такие нюансы могли определяться и конкретной школьной модой.
В платьях - цельнокроеные рукава или "фонарики". Галина Мешкова рассказывает, что "фонарики" пришли к нам из австрийской моды, еще во время войны. Еще одна характерная деталь: появляются платья без рукав.
"Талия маркирована очень сильно, для этого даже были вставные пояса. Было популярно сочетание приталенного с сильно расклешенной юбкой", - комментирует Галина Мешкова.
По словам Галины Мешковой, стиль выпускниц 50-х вполне отражает общеевропейские тенденции. В 1947 году Кристиан Диор создал женственный образ New Look, который подчеркивал тонкую талию, хрупкость.
- В войну, когда вся промышленность работала на фронт и было совсем тяжело, женщина не могла себе позволить быть женщиной. После войны все вылилось в феерию красоты. Но и мода стала строгим диктатором. Миллионы женщин стали другими. Советские - не исключение.
Заканчивается видео 1958 года уникальными кадрами: выпускники идут прямо по проспекту, встречая рассвет. Движутся от Круглой площади (называться площадью Победы она станет с ноября того же года) в сторону тогдашней площади Ленина. Как говорит закадровый голос - это их первые шаги во взрослую жизнь.
Шестидесятые. "Кукольный" стиль на выпускном
Еще одно архивное видео - с выпускного вечера в 1969 году (номер школы диктор не называет). Образы выпускниц абсолютно новые - беспечные, игривые.
- Дело в том, что в шестидесятые выросло уже новое поколение - потребителей моды, более того, тех, кто эту моду формирует. В мировой моде тогда появилась английская манекенщица Твигги, девушка-тростинка. Кукольный образ (Baby Doll), который она несла, насаждался повсеместно. Пришел он и к нам.
В те годы становится популярной силуэтная форма платьев (прямоугольник, овал, трапеция). По нарядам некоторых девушек это особенно хорошо видно. Очень часто - свободный лиф.
Возрождаются тафта, жаккардовая ткань, появляются кремпленовые трикотажные полотна - легкие в уходе. Буклированные ткани, набивки на капроне, появляется лайкра и ткани с эффектом стрейч.
- Приходит мода на богатую, разнообразную бижутерию, парики. Девушки начинают использовать накладные ресницы. Космическая эра принесла в нашу моду серебристые цвета, перламутровую помаду и даже "скафандровые" - шлемообразные - шапочки и комбинезоны. Во многих фильмах того времени можно увидеть черные большие круглые солнечные очки и косынку "а-ля Джекки", - вводит в курс дела Галина Мешкова.
Шестидесятые годы подарили нейлон.
- Нейлоновые сорочки у мужчин - это было самое то! Подозреваю, что у многих ребят на этом видео в основном такие.
Обычных кос на головах у выпускниц уже нет. Зато то и дело попадают в кадр высокие прически с начесом.
- Немного про обувь. В 50-е вся Европа носила обувь "кутюрных" моделей: острый нос-"юла", или усеченный нос. Каблучок уже доходил до шпильки. У нас тогда каблучки были более широкими и комфортными. В шестидесятых появляются шпильки, высокие каблучки, обувь более явно декорируют. К сожалению, мы не можем оценить верно на этом видео цвета, но тогда было очень много яркой обуви: белой, желтой. Вообще шестидесятые - это яркие цвета в одежде. Это вызов, протест, стремление быть непохожим. А по миру уже шествуют стиляги.
В 50-х на ногах выпускниц могли быть надеты чулки. В 1969 году - это уже определенно капроновые колготки.
Галина Мешкова отмечает: на большинстве девушек на всех видео, надо полагать, сшитые на заказ платья.
- Услуги портних были востребованы, бурно развивались ателье. Там можно было недорого и качественно пошить одежду по фигуре. В продаже был узкий ассортимент, не все размеры, достать по-настоящему красивую одежду было непросто.
- Говорят, что в те годы люди у нас одевались не модно...
- Я с этим не согласна. Нельзя обобщать. Например, минский Дом моделей появился уже в конце сороковых. В центре моды были люди, которые разрабатывали интересные коллекции - мировые тенденции до нас доходили. Просто возможности были не у всех - а это совсем другая история. Скажу вам, что Беларусь считалась одной из самых модных советских республик. За границу на выставки приглашали в основном московский общесоюзный, минский и ташкентский дома моделей.
Про сегодняшних выпускников
На вопрос, что она думает про выпускные наряды школьников сегодняшних, Галина Яковлевна отвечает: - Это необъяснимо: бесконечная гонка, позерство. Сегодня ведь легко выделиться: если хотите, можете быть королевой, можете - секс-символом, можете уже на выпуске щеголять наколкой. Да ведь пару лет назад никто не мог выйти на выпускной без корсета! Сегодня популярны юбки длины, которую мы когда-то называли "манжеты для попы". По-моему, потерялся вкус - главное, чтобы побогаче.
По мнению собеседницы, в выпускниках должны воспитывать вкус - проводить хотя бы короткие лекции по эстетике.
- Я не сноб, я очень демократичный человек. Но я говорю так о сегодняшней выпускной моде, потому что хочу, чтобы наша молодежь была самая красивая, не теряла своего лица и имела свой "гонар", - завершает разговор Галина Мешкова.