СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ — ЖУРНАЛИСТИКА БУДУЩЕГО?

Источник материала:  

Google, Facebook, Twitter и любая другая социальная платформа, какую бы вы ни вспомнили навскидку, в своё время активно защищали следующую идею: они не являются издательствами и никоим образом не принимают участия в процессах журналистики. Судя по всему, в последнее время ситуация стремительно меняется.


Google «выходит из тени»

Между небезызвестной корпорацией Google, восемью крупными европейскими издателями и несколькими коммерческими организациями установились добрые партнерские отношения. Целью нетривиального союза была объявлена поддержка «высококвалифицированной журналистики».

Пакт между крупными издателями новостей и большими платформами для социальных медиа — это альянс, которому благоприятствовали два обстоятельства: отчаяние издателей и возможности технологических компаний. В конечном счете мало кто сомневается, что основу крупнейших мировых новостных и информационных компаний будет формировать некий гибрид деятельности вышеназванных союзников.


Последние исследования СМИ показывают, насколько большой сектор информационного пространства стал мобильным. Facebook, к примеру, контролирует доходы медийных объявлений в этом пространстве, удерживая при этом почти 40 (!) процентов медиарынка.

Соглашение стало результатом встречи Newsgeist Google в Фениксе (штат Аризона) и крупнейших мировых издателей на Всемирном экономическом форуме в Давосе.

Было решено создать инновационный фонд (150 миллионов евро) для развития «нового мышления в практике цифровой журналистики», начать «разработки продукта» с упором на «рекламу, видео, приложения, базы данных, оплату работы журналистов и Google News». Также было утверждено решение о создании дополнительных грантов для научных исследований и образования в этой сфере.

В альянс вошли крупнейшие европейские издательства: Les Echos (Франция), FAZ и Die Zeit (Германия), NRC Media (Нидерланды), El Pais (Испания), La Stampa (Италия), а также Financial Times и The Guardian (Великобритания). Как утверждают представители Google, каждое из них может присоединиться к любой из предложенных инициатив.

В данной ситуации факт выделения денежных ресурсов для выполнения определенных задач не выглядит чем-то из ряда вон выходящим. Однако в целом корректировки в общении представителей Силиконовой долины с издательствами уже чрезвычайно значимы.

Прежде всего этот ясный сигнал от Google означает, что корпорация пока явно не может нанимать в своих интересах большое количество журналистов (пока!), но уже определенно видит себя полноправным игроком на поле новостного бизнеса — не только поисковой платформой, через которую проходит вся интерактивная информация, но и активным участником формирования журналистики в широком ее понимании.

На встрече издателей и представителей Google в Давосе сложилась несколько комичная ситуация. Основная «жалоба» первых заключалась в том, что Google в настоящее время часто знает об издательских компаниях и их клиентах больше, чем они сами о себе знают. Данные о том, кто что читает или смотрит и как долго этим занимается, принадлежат корпорации Google, представители которой затем продают нужную информацию рекламодателям.

В ходе встречи выяснилось, что Google хочет помочь сделать журналистику лучше за счет совершенствования собственных услуг, а издатели видят развитие СМИ с помощью их собственных бизнес-моделей.

Откровенно говоря, компания Google, по крайней мере в частном порядке, подвержена постоянному нормативному давлению в Европе, которое зачастую подпитывается издателями. Европейская комиссия дала ясно понять, что будет рассматривать факт доминирования Google на поисковом рынке. Удивительно, но в прошлом году Европейский суд буквально приказал Google изменить определенные результаты, которые выдает поисковая система, в соответствии с решением на «право быть забытым».

Google, безусловно, нуждается в большем количестве друзей в Европе. Но эта потребность не настолько сильна, насколько новостным организациям нужна помощь в навигации в настоящем и тем более будущем. Они по-прежнему плохо подготовлены к условиям современного медиарынка.

Кто несет ответственность

Не так давно в руководстве Facebook признались, что ведут переговоры с рядом новостных компаний в США о том, чтобы использовать видео и текстовую информацию крупных издательств, включая The New York Times, National Geographic и Buzzfeed, на своем собственном сайте.

Это был в какой-то мере оборонительный ход против действий Snapchat — популярного среди подростков сайта фотосообщений, который благодаря сотрудничеству с такими партнерами, как Daily Mail, Cosmopolitan и ESPN, получил на выходе огромные цифры роста аудитории. Snapchat также недавно нанял репортера CNN Питера Хамби, назначив его директором новостей, чтобы увидеть, как навыки в создании и обработке информации для крупнейшего телеканала могут быть полезны в работе на социальной платформе.

В разговорах редакторов ряда компаний, участвующих в обсуждениях подобных сделок, присутствует легкая паника. Почти никто из них не хочет идти таким путем. В то же время у руководителей есть понимание того, что для многих из них будет хуже не участвовать в переговорах с компаниями, которые в настоящее время контролируют пути к аудитории.

Решение публиковать новости прямо в Facebook привлекательно тем, что у последнего трафик выше, а доход впоследствии может быть поделен. Недостатки — более высокая зависимость от систем, над которыми издатели не имеют никакого контроля, а принципы и законы их существования понимают смутно.

Недавно на Международном фестивале журналистики в итальянском городе Перуджа Энди Митчелл, руководитель глобального медиапартнерства Facebook, заявил, что их компания сама по себе остается «вне паблишинга».

В то же время на вопрос, какую ответственность за целостность и достоверность информации из своей ленты новостей несет Facebook, Митчелл дает поверхностный ответ: компания прежде всего принимает во внимание субъективное видение пользователей. Но не является ли это отказом от ответственности и не будет ли оскорбительным для аудитории?

Актуальный вопрос для Facebook и, в конечном итоге, для Google: кто будет отвечать за содержание новостных публикаций в этом новом информационном мире? Когда для прочтения текстовой информации нужно перейти по ссылке, ведущей на другой сайт, то для социальной сети риск минимален, даже если есть какие-то проблемы в содержании информационного блока. Но когда есть явное соглашение на репост материала в соцсети, построенной для высокой виральности (стремительности распространения контента среди пользователей. — Авт.), кто несет ответственность за защиту читателя от неверной, исковерканной информации? Представители Facebook «все еще работают над этим вопросом».

Тревожный звонок

Ясно одно: никто не знает, к чему приведет этот новый партнерский подход. Судить о том, насколько серьезны проблемы мировых издательств, можно исходя из того факта, что, к примеру, более 30 процентов взрослого населения США считают Facebook основным источником новостей, и данная тенденция становится глобальной.

Вырисовывается интересная ситуация: форма гигантских социальных платформ судя по всему, будет превалировать над содержанием, что не слишком трудно. Ведь для большинства постоянных пользователей Facebook ценность информации, как правило, измеряется ее размерами в мегабайтах — чем быстрее на телефоне высвечивается завлекающая картинка с «правильным» текстовым сопровождением, тем лучше и интереснее новость. Парадокс? Нет, это реальный портрет типичного современного потребителя, увы.

Редакционные приоритеты выглядят иначе, и часто издательства ищут компромисс между скоростью доступа к информации и полнотой ее содержания. Если основная аудитория потребителей новостного контента все же соберется «мигрировать» в более мобильные социальные платформы, то в этой динамике организаций новостей издательствам неизбежно придется приспособиться к требованиям соцсетей, а не наоборот.

Это тревожный звонок (даже набат!) не только для новостного бизнеса, но и для всех думающих потребителей.

Альтернатива пока представляется неясной, но в конечном итоге социальные сети, примеряя на себя роль ведущих новостных источников, должны нести ответственность за предоставляемую широкому кругу людей информацию.

А вы замечаете, как незаметно и быстро из читателей мы превращаемся в пользователей? Все же хочется верить, что представители самой читающей нации в СНГ не променяют «меню ресторана» на «фастфуд».

Старший лейтенант Сергей Деминский, «Ваяр», deminski@mod.mil.by

 

←За четыре дня белорусскими пограничниками задержаны 34 нарушителя границы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика