На какие любопытные проекты собирают деньги белорусы
08.06.2015 12:16
—
Новости Общества
С весны 2015 года в Беларуси действует сразу две краундфандинговые площадки. Белорусы получили возможность искать единомышленников и самостоятельно претворять в жизнь различные общественно-полезные инициативы. TUT.BY узнал, на что собирают средства в Беларуси. Отзывчивы ли белорусы и какие проекты вызывают у них наибольший энтузиазм? Какую сумму реально собрать на такой площадке?
На площадке "Талакошт" сейчас представлено 19 проектов. Суммы, которые нужны белорусам для проектов, колеблются от 208 млн (на открытие гастрономической мастерской) до 20 млн рублей. Однако рекорд по минимальной сумме на "Талаке" – 10 млн на создание научных открыток. Первым успешным проектом на этой площадке стала "Свінка Пэпа па-беларуску", которая собрала более 60 млн. Параллельно на площадке успешно завершились еще две кампании. Идея по организации бесплатного велопроката в Минске "Добры ровар" собрала 8,5 млн рублей (36% от необходимой суммы), а проект по созданию сообщества взаимопомощи "Разам!" – 8,2 млн рублей (32%). Успешными считаются проекты, собравшие более 25% заявленной суммы.

Наиболее динамичными культурными проектами на "Талакоште" сейчас является проект "Навуковыя паштоўкі", который популяризирует белорусскую науку и ученых (уже собрано 5,7 млн – 58% от суммы), и проект возрождения культуры белорусско-литовского хлебопечения "ŽORNY. Майстэрня" (уже собрано 13,5 млн – 5% от суммы. В среднем каждый спонсор готов поддержать проект на 850 тыс), хотя пока это самый дорогой проект на сайте.
"Сейчас самый востребованный тренд в белорусском краудфандинге – это возрождение национальной культуры", – рассказывает креативный директор Talaka.by Иван Веденин. Его слова подтверждаются статистикой: из шести самых успешных проектов у пяти – белорусское название. Хотя в целом белорусскоязычные проекты на площадке составляют около 40%. Он затруднился назвать максимальную сумму, которую реально собрать с помощью общественности, но поделился логикой расчетов успешного проекта. Так как проект поддерживают конкретные люди, максимальную цену, которую можно собрать, определяет размер сообщества людей, чью жизнь затрагивает проект.
По словам Ивана Веденина, средний взнос спонсора на "Талакоште" составляет 300 тыс. При активном сообществе в 1 тысячу человек вполне можно собрать 300 млн "Тогда главный вопрос к автору проекта, который решит запустить краудфандинг-кампанию, – какой размер сообщества он способен объединить своим проектом?", – размышляет Иван Веденин. При этом он отмечает однозначную зависимость между успешностью кампании и социальной значимостью проекта. По его наблюдениям, собственное дело, построенное как социальное предпринимательство, всегда строится на удовлетворении потребностей общества пусть и с выгодой для основателя. Поэтому бизнес также может быть общественно значимым и пользоваться поддержкой общества и прежде всего своих клиентов, считает креативный директор.
Меньше всего спонсоров привлекли проекты издания Нового Завета на 4 языках, установку памятника Каролю Гуттен-Чапскому (авторы собирают 250 млн) и создание мобильного приложения-гида по Брестской крепости (75 млн), а также передвижной стрит-арт мастерской (70 млн). Эти проекты собрали по 1% от запрашиваемой суммы.

PR-менеджер "Улея" Виктор Радьков признался, что такие большие суммы на данный момент белорусский краудфандинг не потянет, и это никак не зависит от общественной значимости проекта. По его словам, пока потолком является сумма 150 млн рублей, а больше вероятности успешно завершить краудфандинговую кампанию у проектов стоимостью 20-30 млн.
При этом он подчеркнул, что это не значит, что цель недостижима: "Я думаю, через год 150 млн будут уже не потолком, а средней суммой, которую можно будет собрать". В доказательство своих слов он привел в пример мировую краудфандинговую площадку Kikstarter, которая постоянно обновляет рекорды по собранным средствам. В Беларуси, по его мнению, относительно скромные сборы из-за того, что пока мало людей знают о такого рода площадках. Средняя сумма пожертвований – 100 тысяч рублей (кто-то дает 10 тысяч, а кто-то сразу миллион).
Помимо амбициозного проекта по съемке фильма, на "Улее" также больше проектов со средней стоимостью 20 млн (мы насчитали 9). Эта сумма необходима авторам для записи альбома, создания журнала, приложения и летающего электрогенератора, а также на создание детской книги. Один из трех успешных на данный момент проектов на "Улее" - сбор средств на книгу "Андрюша и бузяки", который собрал 17 млн от почти 50 дарителей. Из пяти завершенных проектов успешных пока только два: помимо книги, сбор средств на проведение концерта. Правда, требовалось всего 5 млн, относительно скромная сумма по сравнению с другими проектами.

Одним из успешных проектов, на который еще продолжается сбор средств, является "ДобраХата", который собрал уже 78% из необходимых 30 млн. Эти средства нужны авторам для создания кукольного домика для девочек в детском доме по их эскизу. По словам Виктора Радькова, этот проект понятен и эмоционально близок людям, хотя он отказался назвать тенденцией, что белорусы охотнее помогают детям. По его мнению, краудфандинг решает задачи, интересные и полезные обществу, будь это даже открытие студии. И со временем люди поймут, что в их силах изменить реальность и улучшить жизнь не только детей, но и многих других. Тогда, считает он, будут поддерживать и "взрослые" проекты. По его наблюдениям, важную роль в успешности идеи является активное ее продвижение автором через знакомых, в соцсетях и других площадках.
Наименьший отклик у белорусов вызвал проект онлайн-игры для поклонников покера. Кампания почти завершилась, а из 950 млн собрано почти 4 млн. Также всего 1% средств пока собрал сервис доставки экопродуктов, которому на реализацию требуется 400 млн. Малый интерес вызывают проекты издания книги об освобождении Минска в 1944 году, создания фотостудии частному лицу и мастерской по созданию мебели из пней.
Краудфандинг – способ финансирования проектов, когда потенциальные покупатели, поклонники или единомышленники напрямую через интернет переводят деньги авторам идеи.
31 марта начал работать проект "Талакошт" на инициативной платформе "Талака". 24 апреля официально запустился "Улей" — белорусская площадка, которая дублирует механику Kickstarter. В зависимости от пожертвованной суммы авторы проекта предлагают дарителю подарок. Это может быть упоминание в проекте или экземпляр того, на что дает деньги спонсор.
На "Талакошт" спонсор сначала лишь "обещает" желаемую сумму. Если набирается нужное количество "пообещавших", каждому из них приходит сообщение о том, что пора перевести деньги. На "Улее" пользователи сразу указывают данные своей платежной карты, и на счету блокируется нужная сумма. На "Талакоште" надо объяснить общественную значимость проекта, а на "Улее" он сопровождается мотивирующим видео.
Если проект собрал меньше 25% заявленной суммы, он считается неуспешным. В краудфандинговой системе, которая сразу списывает деньги со счета, пожертвованная сумма в таком случае возвращается дарителю без комиссии.
Краудфандинг во всем мире основан на добропорядочности и доверии, поэтому никаких юридических обязательств у авторов проекта нет. Хотя организаторы белорусских площадок обещают контролировать выполнение проекта, размещать отчетное видео и делать спонсорам обещанные подарки.
Запрос на национальные проекты
На площадке "Талакошт" сейчас представлено 19 проектов. Суммы, которые нужны белорусам для проектов, колеблются от 208 млн (на открытие гастрономической мастерской) до 20 млн рублей. Однако рекорд по минимальной сумме на "Талаке" – 10 млн на создание научных открыток. Первым успешным проектом на этой площадке стала "Свінка Пэпа па-беларуску", которая собрала более 60 млн. Параллельно на площадке успешно завершились еще две кампании. Идея по организации бесплатного велопроката в Минске "Добры ровар" собрала 8,5 млн рублей (36% от необходимой суммы), а проект по созданию сообщества взаимопомощи "Разам!" – 8,2 млн рублей (32%). Успешными считаются проекты, собравшие более 25% заявленной суммы. 
Наиболее динамичными культурными проектами на "Талакоште" сейчас является проект "Навуковыя паштоўкі", который популяризирует белорусскую науку и ученых (уже собрано 5,7 млн – 58% от суммы), и проект возрождения культуры белорусско-литовского хлебопечения "ŽORNY. Майстэрня" (уже собрано 13,5 млн – 5% от суммы. В среднем каждый спонсор готов поддержать проект на 850 тыс), хотя пока это самый дорогой проект на сайте.
![]() |
Навуковая паштоўка |
"Сейчас самый востребованный тренд в белорусском краудфандинге – это возрождение национальной культуры", – рассказывает креативный директор Talaka.by Иван Веденин. Его слова подтверждаются статистикой: из шести самых успешных проектов у пяти – белорусское название. Хотя в целом белорусскоязычные проекты на площадке составляют около 40%. Он затруднился назвать максимальную сумму, которую реально собрать с помощью общественности, но поделился логикой расчетов успешного проекта. Так как проект поддерживают конкретные люди, максимальную цену, которую можно собрать, определяет размер сообщества людей, чью жизнь затрагивает проект.
По словам Ивана Веденина, средний взнос спонсора на "Талакоште" составляет 300 тыс. При активном сообществе в 1 тысячу человек вполне можно собрать 300 млн "Тогда главный вопрос к автору проекта, который решит запустить краудфандинг-кампанию, – какой размер сообщества он способен объединить своим проектом?", – размышляет Иван Веденин. При этом он отмечает однозначную зависимость между успешностью кампании и социальной значимостью проекта. По его наблюдениям, собственное дело, построенное как социальное предпринимательство, всегда строится на удовлетворении потребностей общества пусть и с выгодой для основателя. Поэтому бизнес также может быть общественно значимым и пользоваться поддержкой общества и прежде всего своих клиентов, считает креативный директор.
Меньше всего спонсоров привлекли проекты издания Нового Завета на 4 языках, установку памятника Каролю Гуттен-Чапскому (авторы собирают 250 млн) и создание мобильного приложения-гида по Брестской крепости (75 млн), а также передвижной стрит-арт мастерской (70 млн). Эти проекты собрали по 1% от запрашиваемой суммы.
Фильм почти за 2 млрд рублей и кукольный домик для девочек из детского дома
На "Улее" сейчас 29 проектов, и абсолютный рекорд по запрашиваемой сумме – 1 млрд 900 млн – на съемки фильма на белорусском языке "Дзікае паляванне". Именно такая сумма необходима белорусской продакшн-студии Cinema Pride для создания зрелищного и динамичного кино по мотивам произведения Владимира Короткевича. Ребята хотят снять фильм в духе французского "Видока" с Жераром Депардье в главной роли и "Сонной лощины" Тима Бертона с мистической атмосферой и изображением распущенной аристократии.
PR-менеджер "Улея" Виктор Радьков признался, что такие большие суммы на данный момент белорусский краудфандинг не потянет, и это никак не зависит от общественной значимости проекта. По его словам, пока потолком является сумма 150 млн рублей, а больше вероятности успешно завершить краудфандинговую кампанию у проектов стоимостью 20-30 млн.
При этом он подчеркнул, что это не значит, что цель недостижима: "Я думаю, через год 150 млн будут уже не потолком, а средней суммой, которую можно будет собрать". В доказательство своих слов он привел в пример мировую краудфандинговую площадку Kikstarter, которая постоянно обновляет рекорды по собранным средствам. В Беларуси, по его мнению, относительно скромные сборы из-за того, что пока мало людей знают о такого рода площадках. Средняя сумма пожертвований – 100 тысяч рублей (кто-то дает 10 тысяч, а кто-то сразу миллион).
Помимо амбициозного проекта по съемке фильма, на "Улее" также больше проектов со средней стоимостью 20 млн (мы насчитали 9). Эта сумма необходима авторам для записи альбома, создания журнала, приложения и летающего электрогенератора, а также на создание детской книги. Один из трех успешных на данный момент проектов на "Улее" - сбор средств на книгу "Андрюша и бузяки", который собрал 17 млн от почти 50 дарителей. Из пяти завершенных проектов успешных пока только два: помимо книги, сбор средств на проведение концерта. Правда, требовалось всего 5 млн, относительно скромная сумма по сравнению с другими проектами.

Одним из успешных проектов, на который еще продолжается сбор средств, является "ДобраХата", который собрал уже 78% из необходимых 30 млн. Эти средства нужны авторам для создания кукольного домика для девочек в детском доме по их эскизу. По словам Виктора Радькова, этот проект понятен и эмоционально близок людям, хотя он отказался назвать тенденцией, что белорусы охотнее помогают детям. По его мнению, краудфандинг решает задачи, интересные и полезные обществу, будь это даже открытие студии. И со временем люди поймут, что в их силах изменить реальность и улучшить жизнь не только детей, но и многих других. Тогда, считает он, будут поддерживать и "взрослые" проекты. По его наблюдениям, важную роль в успешности идеи является активное ее продвижение автором через знакомых, в соцсетях и других площадках.
Наименьший отклик у белорусов вызвал проект онлайн-игры для поклонников покера. Кампания почти завершилась, а из 950 млн собрано почти 4 млн. Также всего 1% средств пока собрал сервис доставки экопродуктов, которому на реализацию требуется 400 млн. Малый интерес вызывают проекты издания книги об освобождении Минска в 1944 году, создания фотостудии частному лицу и мастерской по созданию мебели из пней.