ДОРОГА К СЧАСТЛИВОМУ СЕРДЦУ
Наиважнейшей проблемой медицины экономически развитых стран является профилактика, лечение и реабилитация заболеваний сердечно-сосудистой системы. По данным ВОЗ, смертность от них в 2012 году превысила 31 % от всего количества умерших на Земле.
Заболевания сердечно-сосудистой системы разнообразны. Это врожденные и приобретенные пороки развития сердца и сосудов, инфекционно-аллергические заболевания, болезни вен и артерий, кардиоаритмии и другие. Но более чем в половине случаев смерть от заболеваний данного класса наступает от атеросклероза и сопровождающих его болезней: гипертонии, ишемической болезни сердца (ИБС), инфаркта миокарда, сердечной недостаточности, геморрагического и ишемического инсульта… Список можно продолжать.
Уровень летальности, масштабы инвалидизации и временной нетрудоспособности, а также затраты на лечение при данных недугах представляют не только огромную медицинскую, но и серьезную социально-экономическую проблему, так как в первую очередь речь идет о наиболее опытном и квалифицированном слое населения 35—55 лет.
По оценкам американских экономистов, болезни сердца, инсульт и сахарный диабет тяжелым бременем легли на экономику страны, понижая ее ВВП на 1—5%. В США в 2001 году самое дорогостоящее лечение получили больные с хронической недостаточностью и ишемической болезнью сердца. Затраты на одного пациента составили соответственно 11.915 и 10.726 долларов. Расходы нашего здравоохранения, безусловно, скромнее, но лечение данной группы больных и у нас считается одним из самых дорогостоящих.
По данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь, смертность по причине ИБС и сердечной недостаточности в 2012‑м составила более половины от общей смертности по данному классу болезней. Более 25 тысяч человек стали инвалидами в нынешнем году.
В Беларуси огромная работа проводится по улучшению качества медицинского обслуживания населения. По ряду статистических показателей мы не только опережаем страны бывшего СССР, но и шагаем вровень с мировыми лидерами в медицине (медицина раннего детского возраста, трансплантология, онкология и другое).
Для организованной масштабной борьбы с заболеваниями сердечно-сосудистой системы принят Закон от 4 января 2002 года № 80—3 «О демографической безопасности Республики Беларусь» и разработана Республиканская программа «Кардиология на 2011—2015 гг.». Сделано много. В настоящее время в каждой области созданы кардиохирургические центры. Постоянно проводится переподготовка и усовершенствование врачебных кадров. Не прекращается поиск новых схем медикаментозного и методов хирургического лечения ИБС и сердечной недостаточности.
Самым эффективным методом лечения этих заболеваний на сегодня является хирургический метод (аортокоронарное шунтирование (АКШ), стентирование и другие). Улучшение пациент ощущает сразу после операции. Но в любом случае аортокоронарное шунтирование — это серьезная операция! Проводится на открытом сердце с остановкой или без остановки сердца. Само хирургическое вмешательство предполагает наличие мощной операционной, оснащенной прогрессивным оборудованием, и наличие высококвалифицированных кадров, на подготовку которых уходят годы. Поэтому операции на сердце — удовольствие дорогостоящее! Стоимость кардиохирургических операций в клиниках ближнего зарубежья колеблется от 6 до 10 тысяч долларов, в странах Европы она достигает 18—25, в США — 40—60 тысяч долларов.
Ученые нашли более дешевые хирургические методы лечения ИБС — стентирование, интракоронарная баллонная ангиопластика, эндоваскулярная лазерная реваскуляризация и ультразвуковое воздействие на миокард. Методы несколько менее эффективные по сравнению с АКШ, но лечебное воздействие некоторых из них ощущается сразу же после пробуждения от наркоза.
И все-таки… Это всегда психологический стресс для пациента: «А проснусь ли я после наркоза, поможет ли операция?!». А самое главное не это. Беда в том, что наше здравоохранение способно удовлетворить потребность в таких операциях лишь 10—15 % нуждающихся. А что же делать остальным 85—90 %, страдающим ИБС?
Вот теперь я дошел до причины, побудившей меня взяться за написание данной статьи. Я, как и многие ветераны Вооруженных Сил, страдаю ИБС. Перенес в 2010 году АКШ. И поэтому данная проблема мне в буквальном смысле кровно близка.
Во‑вторых, сказалось, видимо, профессиональное чутье. Дело в том, что в начале 90‑х годов я был последним по штату медслужбы Вооруженных Сил Беларуси начальником 2‑го лечебно-профилактического отдела. В силу должностных обязанностей руководил работой лечебно-профилактических учреждений белорусской армии и внедрением в их работу новых медицинских методов и технологий.
Ежегодно посещаю весенние международные медицинские выставки. В прошлом году мне повезло, так как на выставке «Здравоохранение‑2014» я попал на презентацию терапевтической системы EECP (в русской транскрипции — УНКП, что означает: усиленная наружная контрпульсация). Я испытал гордость за медицину, радость за себя и сотни тысяч таких больных, как я.
Презентатор — молодой ученый из России И. В. Шашенков (сегодня он руководит Московским международным методологическим центром по подготовке специалистов по УНКП) подчеркнул, что это не светлое завтра и даже не вчерашний, а позавчерашний день практической медицины по объему использования метода. Поэтому на очередной выставке «Здравоохранение‑2015» я надеялся увидеть результаты внедрения УНКП в отечественную медицину. Но оказалось, что терапевтическая система УНКП осталась незамеченной (!)
государственным здравоохранением, в том числе военным медицинским руководством.
Считаю, что наш 432‑й главный военный клинический медицинский центр, внедрив данный метод, вновь превратился бы в передовое медицинское учреждение, блеснул бы новизной в подходах к лечению сложных пациентов с многогранной патологией. А научно-исследовательская работа вокруг этого метода стала бы предметом зависти гражданских ученых!
Мне удалось вас заинтриговать, в чем же уникальность метода? УНКП — безоперационный, неинвазивный, атравматичный, безмедикаментозный, органосохраняющий, стационарозамещающий и безопасный метод. Терапевтические системы УНКП позволяют улучшить коронарный кровоток путем контрпульсации специальными воздушными манжетами на ногах в фазу диастолы сердца, усиливая физиологическое наполнение коронарных сосудов кровью. За счет сдвига интимы (напряжение сдвига) происходит выброс в кровь биологически и химически активных веществ, благодаря которым происходит так называемое омоложение внутренней оболочки всех сосудов организма. Наиболее значительно оно в аорте, коронарных и почечных сосудах, в мезантериальном и церебровертебральном бассейнах.
Между тем процедура очень проста. На ноги накладывают манжеты, напоминающие собой таковые от прибора для измерения артериального давления, — на голень, бедро и верхнюю часть бедра и ягодицы. В эти манжеты мгновенно подается и выкачивается из них воздух — синхронно с работой сердца в фазу диастолы. Кровь в большом объеме поступает под воздействием давления (250—280 мм рт. ст.) в сердце.
Как итог обратного тока крови, отмечается раскрытие резервных капилляров и формирование новой сосудистой сети, приводящее к увеличению кровотока (брюшной аорты — на 93 %, в артериях мозга — на 35 %, в коронарных артериях — на 44 %, в органах малого таза — на 148 %!).
Повышение концентрации NO (окись азота) в крови расширяет сосуды, способствует повышению сердечного выброса и минутного объема сердца, чем облегчает работу сердца, улучшает питание тканей. Это приводит к уменьшению интенсивности и частоты сердечных болей или полностью снимает их, укрепляет сердечную мышцу и, конечно, улучшает качество жизни.
Сегодня данный метод применяется для лечения ряда болезней и состояний. Например, стенокардии III—IV ФК; ишемической кардиомиопатии; застойной сердечной недостаточности ишемического генеза или геопатической (ФК II—III по NYHA) в стадии компенсации; стенокардии любого ФК, особенно при наличии явлений толерантности к проводимой медикаментозной терапии; микрососудистой стенокардии (кардиальный синдром Х); рецидивов стенокардии после оперативного вмешательства на коронарных артериях (по данным Л. А. Бокерия, десятая часть оперированных с АКШ на первом году после операции); артериальной гипертензии, первичной (эссенциальной) артериальной гипертензии; заболеваний периферических артерий нижних конечностей (облитерирующий атеросклероз), в том числе так называемой диабетической стопы; церебрального атеросклероза и последствий ишемического инсульта, транзиторных нарушений мозгового кровообращения и вертебробазилярной ишемии; заболеваний глаза, обусловленных нарушением кровоснабжения органа (тромбоз центральной артерии сетчатки глаза, ишемические повреждения зрительного нерва, хориоретинопатии, ретиниты); эректильной дисфункции сосудистого генеза; болезней Паркинсона и Альцгеймера. Применяется указанный метод также для повышения толерантности к физическим нагрузкам у спортсменов‑профессионалов и специалистов силовых структур.
Есть и противопоказания к применению. Это варикозное расширение вен, склонность к тромбообразованию; тяжелое нарушение функционирования периферических или центральных сосудов; недавно проведенная катетеризация сердца; выраженная недостаточность аортального клапана сердца; беременность; тяжелые аритмии; геморрагический диатез.
Каждого пациента до начала лечения должен консультировать врач. Основная задача специалиста: учитывая абсолютные и относительные показания, определить состояние здоровья пациента и целесообразность использования УНКП. Такой подход в совокупности со строгим соблюдением правил отпуска процедур и использованием надежного оборудования гарантирует безопасность лечения и исключает возможный риск.
Какие преимущества перед другими методами? Кроме вышеуказанных, это минимальные затраты на расходные материалы (разовые электроды, замена манжет после лечения 30—40 пациентов); нет необходимости в стационарном лечении; процедуры просты в исполнении и не имеют смертельного риска для больного, они отпускаются амбулаторно или в санаторно-курортных условиях; возможность получать лечение в удобное для пациента время без отрыва от производства и нахождения на листе временной нетрудоспособности; бескровная, атравматичная, безопасная процедура, хорошо переносимая пациентами; отсутствие травмирующего страха перед предстоящими наркозом и операцией (психологический комфорт); эффективность лечения сопоставима по результатам со стентированием, что дало право американским кардиологам назвать данный метод стентированием без стентирования. Положительный эффект достигается у 80—92 % пациентов и держится 2—5 лет. Остается возможность безопасного повторного получения лечения УНКП с положительными результатами. Метод используется у детей, начиная с 14‑летнего возраста. Экономический же эффект складывается из всего вышеперечисленного. Метод значительно дешевле хирургического и намного эффективнее медикаментозного.
Приоритет в разработке УНКП принадлежит американским и китайским ученым. Первое массовое использование началось в 1996—1998 годах (испытание на пяти тысячах добровольцев). С 1999‑го лечение данным методом в США оплачивается двумя страховыми компаниями. В России система корпорации Vasomedical начала использоваться с 2003 года (НИИ кардиологии имени А. Л. Мясникова РКНПК МЗ РФ, НЦ ССХ имени А. Н. Бакулева, Томский кардиологический научный центр и ОКБ г. Ханты-Мансийска).
Приказами Минздравсоцразвития России № 287 и 288 от 20 апреля 2007 года метод УНКП включен в стандарты медицинской помощи больным со стабильной стенокардией и сердечной недостаточностью. С прошлого года он включен также в национальный страховой полис СМS (центров предоставления услуг по программам «МедикЭР и Медикейд» для лечения пациентов со стенокардией, плохо поддающейся инвазивной процедуре). Из расчета 2.154 российских рубля за одну процедуру.
Сегодня данная система используется более чем в полусотне стран мира (США, Япония, Китай, Индия, Израиль, Германия и так далее). Наиболее широко — в США (более полутора тысяч установок). В России — более полусотни установок.
Мировая практика применения терапии УНКП (в том числе и в России с 2003 года) констатирует только улучшение состояния пациентов. У большинства больных субъективное улучшение отмечается после 5—7 сеансов. Объективное улучшение состояния, подтверждаемое аппаратными методами диагностики, у них отмечается после 15—17 процедур.
Прошу прощения за наличие узкоспециальных терминов. Но я очень рассчитываю на то, что таким образом заинтересую коллег, а это чрезвычайно важно. Надеюсь, статью не оставят без внимания медицинские руководители силовых ведомств Беларуси. И, как следствие, этот высокотехнологичный метод глобального улучшения кровообращения и микроциркуляции с очень широким спектром терапевтического применения займет достойное место в работе лечебных военно-медицинских учреждений.
Полковник медицинской службы в отставке Анатолий Денисенко, отличник здравоохранения СССР