ГЛАВНОЕ ФИНАНСОВО‑ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ ИНФОРМИРУЕТ
Сотрудники главного финансово‑экономического управления Министерства обороны продолжают отвечать на страницах «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» на наиболее актуальные вопросы, касаемые оплаты труда, пенсионного обеспечения и иных выплат.
— В марте 2015 года был написан рапорт на получение единовременного пособия на оздоровление и материальной помощи за 2014 год, но в финансовой службе отказали в их выплате. Правомерно ли это, ведь в 2014 году вышеуказанные выплаты не осуществлялись?
— Порядок выплаты военнослужащим единовременного пособия на оздоровление и оказания материальной помощи определен в Положении об условиях и порядке выплаты единовременного пособия на оздоровление и оказания материальной помощи военнослужащим Вооруженных Сил, утвержденном приказом министра обороны Республики Беларусь № 1054 от 30 ноября 2011 года «О порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил».
В соответствии с указанным Положением военнослужащим ежегодно выплачивается единовременное пособие на оздоровление в размере двух окладов денежного содержания и оказывается материальная помощь в размере 0,3 оклада денежного содержания.
Выплата пособия на оздоровление и оказание материальной помощи осуществляются на основании приказов соответствующих командиров (начальников).
Приказы о выплате пособия на оздоровление и оказании материальной помощи издаются на основании письменных рапортов военнослужащих, то есть по заявительному принципу.
В соответствии с подпунктом 11.5 пункта 11 и пунктом 14 названного выше Положения единовременное пособие на оздоровление не выплачивается, а материальная помощь не оказывается военнослужащим в текущем календарном году за истекший календарный год, если они не обращались в установленном порядке за пособием на оздоровление и материальной помощью, в связи с чем приказы соответствующих командиров (начальников) о выплате единовременного пособия на оздоровление и оказание материальной помощи в течение истекшего календарного года не издавались.
И поскольку в течение 2014 года вы не обратились в установленном порядке за получением указанных выплат, право на их получение в текущем году вы не имеете — иными словами, в выплате было отказано законно.
— На каком основании может быть уволен работник, добровольно поступивший на военную службу по контракту?
— В части первой статьи 57 Конституции Республики Беларусь закреплено, что защита Республики Беларусь является обязанностью и священным долгом гражданина Республики Беларусь. Конституционный долг по защите Республики Беларусь граждане страны исполняют путем прохождения воинской службы, правовые и организационные основы которой определены Законом Республики Беларусь N 1914‑XII от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе».
Понятия воинской службы и ее видов определены статьей 1 этого Закона, согласно которой основным видом воинской службы является военная служба, заключающаяся в непосредственном исполнении гражданами воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований.
Военная служба подразделяется на военную службу по призыву и военную службу по контракту.
Военная служба по призыву — обязательная военная служба граждан мужского пола, признанных в установленном порядке годными к ее прохождению. Она подразделяется на срочную военную службу и военную службу офицеров по призыву.
Под военной службой по контракту понимается военная служба граждан, которую они в целях исполнения конституционного долга по защите Республики Беларусь добровольно обязуются проходить в соответствии с законодательством Республики Беларусь на условиях заключенного контракта.
Статьей 5 Закона установлен приоритет воинской службы перед другими видами государственной службы и трудовой деятельностью, который выражается в прекращении гражданами работы, учебы и иной деятельности при призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на службу в резерве, на сборы, а также в повышенном уровне социальной защищенности граждан, проходящих военную службу, службу в резерве.
Гражданам, проходящим подготовку к военной службе, призванным или поступившим на военную службу, службу в резерве, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством о труде и иными законодательными актами Республики Беларусь (ч. 1 ст. 6 Закона).
Гарантии для работников в связи с призывом или приемом на военную службу, а также для лиц, уволенных с военной службы, установлены соответственно статьями 340 и 342 Трудового кодекса. При этом частью первой статьи 340 Трудового кодекса установлена гарантия в виде выплаты выходного пособия работникам, призванным на военную службу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Трудового кодекса призыв работника на военную службу является одним из обстоятельств, не зависящих от воли сторон, влекущих за собой прекращение трудового договора. В связи с этим увольнение работника, добровольно поступающего на военную службу, не может быть произведено на основании пункта 1 статьи 44 Трудового кодекса.
Вместе с тем такой работник может быть уволен по другим основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом, в том числе по желанию работника, по соглашению сторон и др.
— Положена ли выплата пенсии при обстоятельствах, когда военным пенсионером утрачен статус постоянного жителя Республики Беларусь?
— Утрата статуса постоянного жителя Республики Беларусь напрямую зависит от регистрации на территории Республики Беларусь и подразумевает снятие военного пенсионера с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания.
При принятии решения о выплате пенсии в данной ситуации следует исходить из того, является ли военный пенсионер гражданином Республики Беларусь или иностранным гражданином, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь. В первом случае утрата статуса постоянного жителя будет связана с оформлением выезда для постоянного проживания за пределы Республики Беларусь, а во втором — с прекращением (аннулированием) разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь.
При выезде за пределы Республики Беларусь военные пенсионеры из числа граждан Республики Беларусь должны соблюсти специальную процедуру, связанную с оформлением паспорта серии РР. Завершением процедуры выезда за пределы Республики Беларусь будет являться постановка на консульский учет граждан, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь, с проставлением соответствующей отметки в паспорте серии РР.
До завершения процедуры выезда за пределы Республики Беларусь выплата пенсии данным пенсионерам положена при их ежемесячной личной явке в военный комиссариат области (г. Минска) и предъявлении паспортов серии РР для их проверки на предмет постановки на консульский учет.
В отношении пенсионеров из числа иностранных граждан следует отметить, что право на пенсионное обеспечение данной категории возникает при условии их постоянного проживания на территории Республики Беларусь.
Документом, удостоверяющим личность и подтверждающим получение разрешения на постоянное проживание на территории Республики Беларусь иностранного гражданина, является вид на жительство в Республике Беларусь. Вид на жительство выдается на основании принятого органами внутренних дел решения, оформленного в виде заключения о выдаче разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь.
При прекращении срока действия или аннулировании разрешения на постоянное проживание выплата пенсии прекращается.
Для возобновления выплаты пенсии военный пенсионер должен обратиться в отдел по гражданству и миграции по месту жительства для получения нового разрешения на постоянное проживание либо выехать в государство гражданской принадлежности, где и оформить необходимые документы для получения пенсии.
Вопросы вы можете направлять по адресу: 220034 (Ф‑2), г. Минск, ул. Азгура, 4, главное финансово‑экономическое управление Министерства обороны Республики Беларусь.