ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ
В наше агентство приходит немалое количество писем.
В этих посланиях люди делятся мыслями об армии, рассказывают свои истории жизни, зачастую наполненные трагическими событиями. Предлагаем вниманию читателей некоторые из них.
«Низкий поклон ветеранам»
Все письма, о которых я расскажу сегодня, написаны от руки, и это очень ценно. Почему? Например, потому, что те, кто их писал — в преклонном возрасте. Но они находят силы аккуратным, понятным почерком рассказать о себе, выразить слова благодарности армейцам. И помнят все, будто это было вчера…
Накануне 70‑летия Победы на адрес агентства пришло письмо от ветерана педагогического труда, бывшей несовершеннолетней узницы немецкого концлагеря «Озаричи» из города Рогачева Тамары Александровны Головаченко-Ткачевой. 7 мая Тамаре Александровне исполнилось 80 лет. Но, по ее словам, она не считает свои годы и живет в ногу с событиями в нашей стране. В свободное время пишет стихи, является частым гостем в родной школе и детской библиотеке. Выписывает «Белорусскую военную газету. Во славу Родины», и зачастую использует в беседе с ребятами материалы издания.
«Ваша газета отражает все сферы человеческой жизни. Мне очень интересно все: жизнь и учеба солдат, материалы для детей, все фотоснимки, рассказы-воспоминания былых воинов. Как приятно, что не забывают ветеранов войны и бывших узников, вручают им награды. Молюсь за нашу белорусскую армию. Низкий поклон ветеранам, многие из них заплатили своей жизнью за мир на земле, — пишет женщина. — Наш город Рогачев помнит и благодарит 120‑ю дивизию, среди наименований которой есть «Рогачевская», в феврале 1944 года ее военнослужащие форсировали Днепр и штурмом овладели городом».
У самой Тамары Александровны очень сложная судьба. В 1944 году без вести погиб ее отец, родного дядю (партизана) убили фашисты за два километра от родного дома, а ему было всего 18 лет. Брат отца — военный врач, прошел всю войну на фронтах, был тяжело ранен, лежал долго в госпитале, умер и похоронен в городе Сочи. Женщина навещала его могилу.
После войны они с младшей сестрой помогали маме, так как бабушка (мать отца) погибла в концлагере «Озаричи», укрывая их от холода. Поддерживали, как могли, и другие родственники.
Женщина говорит, что она гордится тем, что в ее роду были и есть люди в военной форме. Из них самый молодой — внук, который окончил Минское суворовское военное училище и Военную академию Республики Беларусь, в которых учат беречь, безгранично любить и отважно защищать своих близких, земляков, родной край. У Тамары Александровны сейчас большая семья, много внуков и правнуков, которые живут в мире и согласии и радуют женщину, прошедшую столь тяжелую дорогу жизни.
О киномеханике Ровнягине
Поэтесса Тамара Лялихова в своем письме пишет о послевоенном детстве и непосредственно о киномеханике Иване Ровнягине, который навсегда оставил след в сердце женщины и ее земляков.
«У нас, детей, тогда была радость и развлечение — поиграть в классики, двигая золотистую медаль правой ногой по земле по нарисованным клеткам. Эту медаль я выпросила у отца, когда он в 1946 году вернулся с фронта. У меня было их несколько, да и не обращали на них особого внимания, так как главное было, что война закончилась».
Другой радостью для них, детей и взрослых, переживших войну, было кино. Киномехаником был сосед Иван Иванович Ровнягин, который, пережив все ужасы войны, проработал им с 1954‑го по 1966 год. Два раза в месяц привозил и показывал жителям деревни фильмы. К слову, Ивана Ровнягина фашисты пытались сжечь вместе с матерью и сестрой Майей, братьями Александром и Николаем. Но парнишке суждено было жить.
Иван Ровнягин был ответственным, трудолюбивым работником. В деревне пользовался большим авторитетом несмотря на возраст. На саночках, запряженных лошадью, златокудрый сероглазый парень в простом пальтишке, в резиновых сапогах возил передвижную электростанцию весом 200 кг, а аппаратуру (весом 32 кг) носил в сумке на плечах. При этом он умудрялся обслуживать 15 деревень. С ним работал мотористом Саша — тоже подросток, который продавал билеты на киносеанс: взрослый — 20 копеек, детский — 10 копеек. Им сложно было выполнить план, потому как не было у людей денег, в итоге Ваня своим землякам показывал фильмы практически бесплатно.
К каждому фильму дополнительно запускался 10‑минутный выпуск киножурнала о новостях дня республики или Союза. Тамара Митрофановна вспоминает, что от движка, вырабатывающего ток, было много шума, но люди все равно приходили на сеансы, вслушивались в каждое слово. В основном привозили военные фильмы. Запомнились названия — «Застава в горах», «Чапаев». Были также и трофейные немецкие, но надо было читать и переводить текст титров. Привозил Иван и специальные (технические) фильмы, по которым деревенские мальчишки учились ремонтировать сельскохозяйственную технику.
Уже после Иван учился в школе рабочей молодежи, поступил в Московский институт культуры им. Н. К. Крупской на факультет декоративного оформления. Работал в Минске художником-оформителем более 30 лет.
Вот какими словами заканчивается письмо: «Своим земляком Иваном Ровнягиным мы все гордились. Он написал маслом много картин о природе, а она в наших краях очень красивая. Дарил эти картины своим землякам, в том числе и мне. У меня есть четыре его картины: «Мост через речку Мошовка», «Весна в Мошевом», «Букет роз», «Наш лес». Человек он очень хороший, добрый, талантливый, но при этом скромный, что редко бывает. Все фотографии, которые есть у нас, земляков, делал Иван. Таким образом он сохранил для нас память о тех годах, о нашей деревне. Спасибо ему за это!».
«Я видел врагов живыми»
Автор этого письма — наш постоянный автор подполковник в отставке Николай Шашков. Николай Степанович рассказал историю своей жизни.
Интересно, что родился он 14 мая 1941 года в деревне Островы Минского района. Повзрослев, он иногда при случае и в шутку, и всерьез повторял:
— Ну и наглец же этот Гитлер, мне всего лишь немногим больше месяца от роду, а он на меня — войной…
Отец ушел на фронт, а семья — мать Анна Александровна с Николаем на руках и два старших его брата — переехала по месту жительства родителей матери — в деревню Каменка Дзержинского района Минской области. Здесь и прошли детство, отрочество и юность Николая Александровича.
«Война. Оккупация… Смутно помню, как всей семьей прятались в погребе, а над нами кружили в небе самолеты с черно-белыми крестами на крыльях. Я видел врагов живыми. Немцы то бродили группами по деревне, заглядывая в дома, то за кем-то гнались. Слышались выстрелы. Все это отразилось в моих стихах…»
Запомнились мальчику и радостные события 1945 года, майские счастливые возгласы: «Победа! Победа!». В дни победного мая он видел и слезы на глазах обездоленных вдов — ведь на фронт ушло немало селян, а вернулось — раз-два и обчелся. Видел и счастливые улыбки на лицах дождавшихся — кто мужей, кто сынов, кто своих возлюбленных.
В дошкольные и школьные годы у Николая Шашкова не было особого пристрастия к стихам. Но были другие увлечения: любуясь красотой родного края, его природой, он приобщился к рисованию. Некоторые графические работы сохранились до сих пор. Иногда Николай Степанович акварельными и масляными красками делал копии картин любимых художников.
«А еще я любил слушать по радио героико-патриотические песни, такие как «Солнце скрылось за горою», «Там, вдали за рекой», «По долинам и по взгорьям». Быстро запоминал их и во весь голос напевал… А еще была гармонь…» — пишет в своем письме поэт.
Уже позже у него стали появляться стихи. Военное время, учеба в Львовском высшем военно-политическом училище, служба в Ракетных войсках стратегического назначения, любовные перипетии — все это нашло отражение в лирических произведениях Николая Шашкова. Он так и говорит в завершение письма: «Таким образом, малая и большая родина, детство, опаленное войной, послевоенное время, юность в курсантских погонах, зрелость — в офицерских, служба после службы, пожилой возраст, сегодняшняя жизнь… Все это и составляет ту главную почву, на которой строятся и стоят мои стихи».
* * *
Эти три истории от разных людей, объединяет жизнелюбие. Несмотря на голод, холод, разруху, боль от расставания с любимыми и дорогими сердцу людьми, они не огрубели душой, не очерствели, остались добрыми и приветливыми. Более того — они сохранили в себе способность видеть прекрасное: в людях, в окружающей природе, в архитектуре — и пишут об этом стихи.
Майор Андрей Бокза, «Ваяр», bokza@mod.mil.by