"Можно поломать судьбы людей". Хозяева агроусадеб просят не менять законодательство до 2021 года

Источник материала:  
26.05.2015 10:16 — Новости Общества
В сельском туризме грядут перемены. Хозяева агроусадеб опасаются, что им могут увеличить налог и запретить проводить свадьбы и семинары. При таком раскладе многие участники рынка готовы сойти с дистанции. Со своей стороны представители власти заверяют, что людей не обидят и в то же время подход к делу будет государственным.



Как усадьба стала частью жизни

В 1991 году Анатолий Ганец купил невзрачный домик на хуторе Эпимахи в Воложинском районе. Местные жители считали его чудаком: приехал из города в захолустье. Зачем? О сельском туризме тогда Анатолий не думал, был директором медицинской компании. До сих пор вспоминает, как создавал таблетку валерьяны, ортопедические матрасы и дезинфицирующие коврики.


Анатолий Ганец встречает гостей усадьбы с баяном.




Как-то в Эпимахи погостить приехала теща из Кисловодска. Увидев местные пейзажи – лес, водоем – заметила, что здесь можно и туристов принимать. Как в воду глядела: в двухтысячных Анатолий с супругой Ларисой занялись агротуризмом. Сегодня его усадьба – одна из лучших в стране, а в деревню перебрался не только он с женой, но и подтянулись дети.

Место, где находится дом, имеет глубокую историю. Недалеко от хутора расположены стены старинной корчмы, в соседних деревнях есть захоронения IX-X веков и церковь Александра Невского, построенная в 1865-1866 годах.

Помимо отдыха на лоне природы, в усадьбе предлагают специальные развлекательные тематические программы, показывают батлейку, усадьба включена в веломаршрут по району.


На усадьбе проводят программы для школьников.

Ночлег здесь с посещением мероприятий тематической программы и завтраком на одного человека стоит чуть более 500 тысяч рублей. Это средняя цена, в общем стоимость размещения в усадьбах в Беларуси доходит до 700 тысяч рублей.




В основном в усадьбе "Ганка" отдыхали туристы из России, но когда российский рубль обвалился, стали приезжать реже.

– Надо было выживать, и мы придумали детские программы. Их начали проводить с прошлого года, – рассказывает Анатолий.







Вереницей в усадьбу к Ганцу стали съезжаться автобусы со школьниками. Для них здесь показывают театрализованное шоу, проводят конкурсы и игры на командообразование.

Сценарии для всех программ семья Ганцев пишет сама. Здесь они могут максимально проявить свои творческие способности. Например, гостей Анатолий всегда встречает с баяном и домашним караваем.

– Здесь я всего себя отдаю, – говорит он о своем детище, в которое вложил и силы, и деньги. Сколько конкретно пошло средств, держит в секрете. Но добавляет, что посчитать сложно, так как заработок идет на то, чтобы усадьбу развивать.


Что есть агротуризм, а что нет?

24 мая усадьба "Ганка", как и более двухсот других, участвовала в дне открытых дверей. Но с визитом сюда пожаловали не только туристы, но и представитель власти – замминистра спорта и туризма Михаил Портной. Также приехали хозяева соседних с "Ганкой" усадеб и председатели белорусского общественного объединения "Отдых в деревне", в том числе председатель правления Валерия Клицунова. В таком составе они собрались здесь неспроста – агротуризм может накрыть волна перемен, к которой не все готовы.


Заместитель министра спорта и туризма Михаил Портной (справа) посетил усадьбу Анатолия Ганца и принял участие в круглом столе по развитию агротуризма

TUT.BY уже писал, что владельцам агроусадеб хотят увеличить подоходный налог в 12 раз – до 2 160 000 рублей в год (сегодня они платят одну базовую величину в год – 180 тысяч рублей). Несмотря на негодования части хозяев агроусадеб, как оказалось, такой налог многие платить готовы. Их больше беспокоят слухи о других новшествах – вероятном запрете на проведение семейных торжеств, более жесткой регламентации деятельности в сфере агротуристических услуг.

В 2006 году президент подписал указ № 372, регулирующий агроэкотуризм. По нему эта сфера деятельности не считается предпринимательством. При этом на развитие усадьбы можно взять кредит на 7 лет под 5% годовых. Хозяева усадеб говорят, что в последнее время с кредитами много бюрократической волокиты. Но все же пробуют их получить. И если в 2006 году в стране было 36 усадеб, то в 2014 их количество выросло до 2037. Из них сегодня услуги оказывают 1424 домика в деревне.




Дискуссия о будущем агроэкотуризма началась уже во время экскурсии по усадьбе, которую Анатолий Ганец организовал для гостей. Заместитель министра Михаил Портной подчеркнул, что суть указа президента менять никто не собирается, при этом агроэкотуризм – одна из успешных отраслей туризма:

– Просто к тем людям, которые выросли из коротких штанишек, немножко и другое отношение будет. Некоторые уже перебирают. Когда люди открыто занимаются гостинично-ресторанным бизнесом, то это уже не агроэкотуризм.

Тех, кто "перебирает", по словам замминистра, небольшой процент (по разным оценкам 5-7%). Во время круглого стола Портной еще раз подчеркнул, что вся эта история относится к единицам и "никому не стоит волноваться". Тем не менее тема волновала как никогда.




Валерия Клицунова сразу перешла к делу и спросила, как изменится ситуация с видами деятельности, которые могут осуществлять в усадьбах, можно ли там будет проводить свадьбы, другие торжества и семинары.

– Сейчас идет аналитика. Этот вопрос разбирается со всех сторон. Позиция государства – найти компромисс, не наломать дров и сделать так, чтобы не обидеть человека, – ответил Портной.

Клицунова попросила не сужать возможности для деятельности хозяев усадеб. Она предлагает в корректировке к указу ясно прописать и разрешить проводить на усадьбах свадьбы в национальном стиле. При этом оставить для представителей сферы широкое поле для деятельности, чтобы они могли открывать музеи и реализовывать другие креативные идеи.


Представители агроэкотуризма предлагают пока оставить все как есть

Дискуссия длилась больше часа. За это время все стороны успели высказать свои точки зрения. Чем закончится эта история? Пока сказать сложно, но представители агроэкотуризма настаивают на том, чтобы оставить все как есть до 2021 года.




Валерия Клицунова уверена, что единственное, что сейчас можно сделать, – создать комиссию из представителей власти, общественного объединения и хозяев усадеб и провести сертификацию объектов. Во время нее выяснить, кто занимается агроэкотуризмом, а кто нет. Тех, кто не занимается, попытаться "обернуть в свою веру" и объяснить, как можно развиваться в сфере агроэкотуризма.




К слову, сегодня общественное объединение "Отдых в деревне" проводит свою сертификацию усадеб, присуждая им "петушки". Согласно ей, чем больше петушков, тем выше уровень усадьбы. Так вот такую добровольную сертификацию прошли около 300 усадеб.

– Наша позиция – пусть растут все цветы. Если начнем кромсать, одним росчерком пера можем поломать судьбы людей,
– уверена Валерия Клицунова, которая уже более восьми лет следит за тем, как развивается отрасль.



←В Гомельской области купальный сезон начался с трагедии

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика