ПАРОЛЬ — «АСАДАБАД»
Три года выполняли интернациональный долг в Афганистане воины легендарного 334‑го отдельного отряда специального назначения,тридцать лет назад сформированного на белорусской земле.
Дерзкий спецназ шурави
В минувшие выходные на базе 5‑й отдельной бригады специального назначения прошли торжественные мероприятия, посвященные юбилею этого легендарного спецназовского отряда.
Около 150 бывших военнослужащих отряда приехали в Марьину Горку из Беларуси, России, с Украины, из Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Прибалтики… Приехали для того, чтобы увидеть друг друга и почтить память товарищей, погибших в далекой стране.
Многие из них не виделись друг с другом более двадцати пяти лет. Кто-то расстался с сослуживцем на афганской земле, кто-то — после вывода отряда на территорию Советского Союза.
— Володя Родин прибыл в нашу часть незадолго до моего увольнения в запас, — вспоминает бывший разведчик-снайпер, кавалер трех медалей «За отвагу» Александр Соловьёв и похлопывает по плечу боевого товарища, на груди которого — медаль «За боевые заслуги». — Передавали молодежи боевой опыт, подтягивали физическую подготовку, особенно выносливость, так необходимую спецназовцам. По утрам — шестикилометровые марш-броски, на тех, кто послабее, еще надевали бронежилеты…
— Тяжеловато приходилось? — интересуюсь у Владимира Родина, впервые приехавшего на эту встречу однополчан из родной Волгоградской области.
— Конечно, нелегко, но та армейская наука помогла сохранить не одну солдатскую жизнь. И я с благодарностью вспоминаю своих старших товарищей. Мы многому у них учились, особенно когда ходили на боевые, — отвечает Владимир и, уже с улыбкой добавляет, глядя на Александра Соловьёва: — Так что «дедушек» мы любили…
— У вас просто не было шансов нас не любить, — вторит товарищу Александр Георгиевич, и оба они смеются.
Тот опыт действительно многого стоил. Слишком высокую цену пришлось заплатить за него спецназу… В первом же серьезном бою в ущелье с колючим и резким, как треск автоматной очереди, названием Маравар погибли 29 разведчиков, 15 были ранены. 17 из погибших подорвали себя и врагов гранатами и минами!.. Даже на «духов», не склонных к сентиментальности, столь массовый героизм произвел сильное впечатление. Они не стали минировать тела погибших воинов — и в этом тоже была дань уважения достойному противнику.
По признанию бойцов отряда, Маравар стал для них тогда холодным, даже леденящим душем. Они начали по-новому осознавать мир вокруг себя и себя в этом мире. Но самое главное — каждый понял: спецназу противостоит очень сильный противник, переиграть которого в этой войне будет непросто.
Однако 334‑му отряду удавалось это сделать. Его бойцы научились отлично воевать — дерзко, красиво, по-спецназовски. Так учил их ставший впоследствии легендой отряда командир — Григорий Быков. Смелый, волевой, требовательный к себе и окружающим комбат, имеющий большой боевой опыт. Гриша Кунарский, или Кобра, как зачастую называли его между собой бойцы.