Что нам даст вступление в Болонский процесс? Изменения, которых ждут от высшего образования

Источник материала:  
15.05.2015 19:42 — Новости Общества
Беларусь приняли в Болонский процесс. Мы шли к этому несколько лет, но что теперь? С помощью ректора Белорусского государственного университета информатики и электроники Михаила Батуры и члена Общественного болонского комитета Владимира Дунаева TUT.BY разбирался, что изменится в системе белорусского высшего образования со вступлением в общеевропейское образовательное пространство.

Владимир Дунаев. Фото: labadzenka.by
Михаил Батура. Фото с сайта www.bsuir.by

Что изменится прямо сейчас?

Как будут признаваться наши дипломы за границей

Самое распространенное заблуждение в том, что наши дипломы о высшем образовании сразу признают в Европе, считает Владимир Дунаев.

"На самом деле как раньше признавали, так будут и сейчас"
. То есть, в некоторых иностранных вузах их уже и так признают, а в других приходится подтверждать.

Дипломы БГУИР, к примеру, и сегодня нередко признают за границей, рассказывает ректор этого университета Михаил Батура. Это дает возможность выпускникам поступать в магистратуры за рубежом. А многие заграничные компании брали на работу бывших студентов БГУИР.

В Беларуси после окончания вуза студент становится дипломированным специалистом. После вступления в Болонский процесс эту степень никто не будет отменять. Правда, в некоторых университетах ее засчитают за степень бакалавра, в других – учтут в часть магистерской программы. Остальную часть нужно будет сдавать дополнительно, чтобы получить степень магистра.

Как студенты будут выезжать на учебу за границу

Предполагается, что с вступлением в Болонский процесс любой учащийся сможет уехать на семестр в Европу – таким образом, больше будущих специалистов получат международный опыт.

Хотя и раньше белорусские студенты выезжали по программам обмена. Правда, они были предназначены совсем для небольшого числа ребят. Например, недавно озвучивалось, что 50 белорусов могут поехать за государственные деньги на обучение в Венгрию, рассказывает Владимир Дунаев. Для сравнения: в Западной Европе сегодня около 10% студентов участвуют в программах мобильности, говорит специалист. Если бы эта цифра была бы актуальна и для белорусских вузов, для учебы за границу выезжало бы 36-37 тысяч наших студентов ежегодно.

"А у нас пока, примерно, всего 100",
– говорит специалист.

Вкладывать ли деньги в студенческую мобильность, чтобы интернационализировать образование, – вопрос государства.

Михаил Батура приводит в пример опыт БГУИР. По программам обмена между университетами каждый год несколько студентов выезжает на учебу в европейские вузы, с которыми налажены договорные отношения. Вероятно, европейские университеты сейчас сами станут проявлять инициативу в вопросе обмена студентами, предполагает ректор БГУИР.

"Наверняка у них есть установка о договорных отношениях с вузами из стран, входящих в Болонский процесс", – рассуждает Михаил Батура.

Заграничные командировки преподавателей

Белорусские преподаватели всегда выезжали на стажировки за границу, рассказывает Михаил Батура. "В последнее время на это даже выделялось бюджетное финансирование".

Станут ли они выезжать за границу чаще и на более длительное время – вопрос открытый, потому что на это нужны деньги. Пока же образовательные поездки за границу на более чем 10 дней требуют рассмотрения Министерства образования – об этом говорил министр Михаил Журавков.

Иностранные лекторы в белорусских вузах

"Они к нам приезжают и сегодня, с этим нет проблем", – делится Батура.

Но ректор обращает внимание на общую проблему: оплата лекций преподавателей иностранных вузов для нас слишком высокая. В БГУИР, к примеру, не могут позволить себе часто звать в гости европейских профессоров.

Иммиграция молодежи

Многие предполагают, что со вступлением нашей страны в Болонский процесс появится проблема – уезжать будут не только специалисты востребованных в ЕС профессий (например, медики или программисты), но и все остальные.

"Но молодые белорусы уже и так давно едут в Европу и там остаются
, – говорит Владимир Дунаев и подчеркивает, что Беларусь – страна с высоким уровнем выездной мобильности. – В этом году около 30 тысяч студентов обучается за границей, а это почти столько же, сколько украинцев и немногим меньше, чем россиян. И люди едут за границу не на семестр, а навсегда".

Тем не менее, европейское понятие мобильность предполагает, что студенты поедут поучиться и вернутся обратно.

"Схема такая: государство дает студенту деньги для учебы за границей на семестр-два, а потом он возвращается в свой университет. При этом в своем вузе ему засчитали эту учебу. Таким образом, молодой человек расширяет свой международный опыт, и своей стране от этого польза".

"Врата в райские кущи нам не открываются"

Мы еще не знаем, на каких условиях Беларусь приняли в Болонский процесс, но можно сказать наверняка: прямо сейчас и резко для нас ничего не меняется, говорят специалисты.

"Никакие врата в райские кущи нам не открываются. Ничего не меняется, если мы не меняем", – говорит Владимир Дунаев.

"Чтобы вы понимали. Вступление в Болонский процесс – это не перекресток и не поворот, а движение вперед с новыми возможностями", –
считает ректор БГУИР Михаил Батура.

Сразу после принятия Беларуси в Болонский процесс Михаил Журавков сказал, что это не подразумевает замену нашей системы образования некой другой моделью. Вступление – это одно из средств повысить качество образования. "Мы должны с учетом своих особенностей развиваться дальше", – подчеркнул министр.

Вступление в Болонский процесс позволит нашему высшему образованию реформироваться в соответствии с общемировыми и общеевропейскими тенденциями, прокомментировал TUT.BY начальник управления высшего образования Минобра Сергей Романюк.

Какие реформы могут ждать Беларусь?

Трехступенчатое обучение

Возможно, в ближайшем будущем мы перейдем на трехступенчатое обучение в вузе: на 1-ой ступени (после около 3 лет обучения) студенту будут присваивать степень "бакалавр", на 2-ой (около 5 лет обучения) – "магистр", на 3-ей ступени специалисту присваивают степень доктора.

Причем степень "доктор" говорит не столько о научно-исследовательском, сколько о профессиональном обучении. Доктор в Европе не обязательно ученый, но профессионал высшего качества. Получение этой степени не связано только с написанием диссертаций, отмечает Владимир Дунаев.

Пока в Беларуси после окончания университета студент становится дипломированным специалистом. Это как бакалавр в Европе. В последнее время длительность обучения на первой ступени высшего образования у нас стали сокращать с 5 до 4-4,5 года.

Дальше у нас есть магистратура. Но магистрантами в Беларуси становятся всего 1,5% от выпускников вузов, сообщает Дунаев. Для сравнения, в европейских странах их 15%.

Третьей ступени обучения в вузе у нас нет. В Беларуси есть аспирантура (готовит кандидатов наук) и доктотура (готовит докторов наук) – это послевузовское образование как форма научно-исследовательской работы. Это несколько другое.

Европейское приложение к дипломам

Чтобы наши дипломы признавали в Европе, в Беларуси должно появиться европейское приложение к дипломам.

"Это полное и точное описание того, что человек изучил в вузе и чему научился", – поясняет Владимир Дунаев. Признание результатов обучения в наших университетах связано как раз с этим приложением.

Их в Беларуси собирались выдавать еще в 2011 году (даже демонстрировали его макет), но за оплату, рассказывает Владимир Дунаев. "Это нарушение, потому что документ должен выдаваться всем", – уверен член Общественного болонского комитета.

Приложения нет до сих пор.

Система учета учебной нагрузки студентов

В европейских вузах будет работать система учета учебной нагрузки студентов ECTS (Европейская система перевода и накопления кредитов). Она нужна при переходе студента из одного учебного заведения в другое. С ней человеку проще выехать на учебу в другую страну. При этом система накопление кредитов и система оценки знаний – разные вещи.

Так, если студент выезжает за границу, то год учебы ему зачтут здесь, если он наберет в европейском вузе 60 кредитов за любые курсы из программы своей специальности. И не нужно, скажем, согласовывать учебный план одной и той же специальности в белорусском вузе с учебным планом шотландского университета. "Ведь в них всегда будут расхождения", – говорит Владимир Дунаев.

В учебных планах белорусских вузов кредитная система есть уже два года. Вскоре ее основы определят в новой редакции Кодекса об образовании, рассказал начальник управления высшего образования Минобра Сергей Романюк.

"Но наша кредитная система – лишь видимость
, – считает Дунаев. – Потому что по-прежнему считают часами и курсами. Сейчас часто бывает, что человек едет в европейский вуз на семестр-два (для обучения на подобной своей специальности. – TUT.BY), а потом возвращается, и ему говорят: должен был пройти такие-то курсы, а прошел не те и не столько".

Вузовские программы будут ориентироваться на запросы работодателей

В Европе при составлении программ обучения университеты ориентируются на профессиональные стандарты. Для каждой из специальностей их разрабатывает сообщество профессионалов. В стандартах указывают, какими базовыми умениями должен обладать работник.

А студент при выборе курсов для изучения в вузе ориентируется на эти стандарты. Ведь, как уже говорилось, студент в Европе волен сам выбирать, за какие курсы получать кредиты.

"Там не министерство образования, не администрация вуза, а сам студент определяет, чему ему обучаться, – поясняет Владимир Дунаев. – Человек строит свою индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с рекомендациями работодателей, чтобы, получив степень бакалавра или магистра, он мог устроиться на работу".

Все это Беларусь могла вводить и продвигать у себя и раньше. "Кто же запрещал?!" – удивляется член Общественного болонского комитета Владимир Дунаев.
←В Минской области определили лучших участковых инспекторов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика