Как люди мешают спасать птиц и где живет кулик, которому по человеческим меркам более 100 лет?

Источник материала:  
09.05.2015 17:40 — Новости Общества
Весной мы радуемся возвращению скворцов, аистов, журавлей, но не все знают, что каждый десятый вид пернатых мигрантов находится под угрозой вымирания. Как люди мешают спасать птиц, зачем орнитологи ловят их в сети и где живет кулик, которому по человеческим меркам более 100 лет? Накануне Всемирного дня перелетных птиц, который ежегодно отмечается во вторую субботу мая, корреспонденты "Знамя юности" побывали на птичьем балу в Турове.


На луг возвращаются пернатые мигранты в основном из Европы, но иногда есть залетные гости из Малави, Намибии и других дальних стран. Фото: Павел Чуйко, "Знамя юности"


Фото: Павел Чуйко, "Знамя юности"


Крылатый город

Туровские пейзажи неповторимы. Красавица Припять, сочные краски пойменных лугов и белые аисты, гордо парящие над землей. Даже на крыше исполкома они свили гнездо, растят птенцов. У туровчан на этот счет есть поверье: если аист вернется на здание мэрии, в городе целый год будет все хорошо.

Но не аисты главные птицы Турова, а кулики. В подтверждение этого на площади видим скульптуру – единственный в мире памятник куликам-мородункам, занесенным в Красную книгу. У него непростая судьба: несколько лет назад бронзовых птиц разрушили вандалы. Пришлось восстанавливать скульптуру заново, ведь это один из главных символов города. В честь куликов – и большой фестиваль, который проходит в Турове шестой год подряд. Настоящий праздник для горожан, особенно для детей. Экомастерские, конкурсы, выступления школьных команд – есть чему научиться и где себя показать.


Фото: Павел Чуйко, "Знамя юности"


Фото: Павел Чуйко, "Знамя юности"


Властелины Туровского луга

С Красной площади в центре городка открывается вид на Туровский луг – место обитания сотни тысяч турухтанов, свиязей, больших веретенников и еще 50 видов водно-болотных птиц. Ежегодно сотни иностранных туристов приезжают сюда наблюдать за птицами.

По пути на луг проходим через станцию кольцевания, которая расположилась в сенцах деревенского дома, где орнитологи живут весь полевой сезон – с весны по осень. Директор Белорусского центра кольцевания птиц Павел Пинчук показывает инструменты:

– Раньше орнитология делалась с ружьем, птиц отстреливали, чтобы получить данные. В некоторых регионах России, на Чукотке например, остался этот метод, но мы используем кольцевание. На металлическом кольце стоит номер и написано "Минск, Беларусь". Где бы потом ни увидели птицу, информацию о ней направят нам. По цветным меткам получают нужную информацию, не отлавливая пернатых.


Фото: Павел Чуйко, "Знамя юности"


Кольцуют всех

Орнитологи работают по ночам: с 11 вечера и до 7 утра. На шесты ставят сети и каждый час проверяют, попалась ли птица. Добычу приносят в тканевом мешочке на станцию, замеряют вес, размер, уточняют пол, возраст и с помощью плоскогубцев закрепляют на лапке металлическое и цветные кольца, благодаря которым бердвотчер прочтет информацию об этой особи с большого расстояния.

– В европейских странах используют геолокаторы, чтобы отследить маршрут птиц. Как-то мы делали проект со шведами, надели приборы на четырех дупелей, потом через год отловили одного из них и выяснили, что зимовала птица в Африке и из Конго в Туров пролетела 6000 километров за два дня.

В сезон на станции кольцуют около 5000 птиц, суточный рекорд – 500 турухтанов за ночь, иногда только они и попадают в руки орнитологов. Есть и вовсе неуловимые птахи, которых ничем не заманить в сети. Золотистую ржанку, например, еще никому не удалось закольцевать. Не то чтобы птицы были в восторге от научных изысканий специалистов, но кольца не мешают им, живут 10–15 лет, как и другие особи, уверяет Павел Пинчук:

– Поймали недавно 16-летнюю мородунку, по человеческим меркам ей уже больше ста. Скоро птицы будут старше студентов, которые к нам приезжают.



Орнитолог Наталья Карлионова зажимает на лапке кольца, измеряет птичьи параметры. Фото: Павел Чуйко, "Знамя юности"







Коровы спешат на помощь

На Туровском лугу усилиями орнитологов и местных властей закрыта весенняя охота на птиц. Благодаря этому многие редкие виды куликов снова гнездятся в пойме Припяти. Но специалисты говорят, что не все проблемы решены:

– Ивняк и трава, которыми зарастает луг, мешают куликам делать гнезда,
– отмечает директор "Аховы птушак Бацькаўшчыны" Александр Винчевский. – Но если с кустарником мы сами можем бороться, то с травой без коров не справиться, а их в последние годы перестали здесь пасти. Палить траву нельзя – погибают птенцы. Есть и конфликт "птицы – люди": когда в период весенней тишины на реке ловят рыбу или выгуливают собак, многие кладки яиц оказываются загубленными. Если мы не создадим условия, которые нужны куликам, большая популяция перелетных птиц может исчезнуть.

Орнитологи не жалуются: и власти, и руководители фермерских хозяйств, и местные жители идут навстречу. Главное – вовремя рассказать, как если не помогать, то хотя бы не мешать птицам жить. Тогда, глядишь, и куликов считать не придется.
←ФПБ предлагает включить в школьную программу обязательное посещение памятников

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика