Белорусские хроники 1945-го. Пасха, большой футбол и немцы на торфопредприятии "Свобода"

Источник материала:  
06.05.2015 13:12 — Новости Общества
В 1945 году день святого Георгия Победоносца, который в православном календаре приходится на 6 мая, совпал с Пасхой. В Минске группы красноармейцев, не особенно скрываясь, посетили богослужение в церкви Александра Невского на Военном кладбище. Похоже было на то, что комендант города полковник С.А. Лесных дал негласное указание патрулям не препятствовать верующим солдатам.


Церковь Александра Невского. Фото Владимира Воложинского.

Ну а секретарь ЦК КП(б)Б по пропаганде Т.С. Горбунов распорядился провести в пасхальное воскресенье 6 мая 1945 года какой-нибудь большой светский праздник. Какой?.. Решили, что это должен быть настоящий футбол с извечным соперничеством динамовцев и армейцев. Футбол, как в мирное время:

Плакат "Выше класс советского футбола!" художника А. Кокорекина.

Газета "Советская Белоруссия" напишет об этом ярком событии накануне Победы:

"Спортивные встречи

6 мая в Минске на стадионе "Пищевик" состоялась первая после открытия летнего спортивного сезона товарищеская встреча по футболу. На футбольном поле встретились спортсмены минского спортивного общества "Динамо" с футболистами воинской части. Встреча закончилась со счетом 5:1 в пользу "Динамо".

Кроме того, на стадионе встретились волейбольные команды Белорусского государственного ордена Трудового Красного Знамени института физкультуры с волейболистами воинской части".



Образные картины футбола сороковых-пятидесятых годов встречаются в романе-эссе "Городские сны" Александра Станюты:

В послевоенном минском детстве и позже, в юности, у Сергея Забеллы это был целый мир: футбольная команда минского "Динамо" и так же называвшийся главный стадион, а еще раньше – старенький "Пищевик" у мутной реки Свислочь (ребята ее звали Сволочь) в парке имени Горького.

Еще – афиши, на которых справа жадно читались названия команд гостей, их города: "Крылья Советов" (Куйбышев), "Нефтяник" из Баку, "Зенит" из Ленинграда, московские "Торпедо", "Локомотив", "Спартак".

Потом, сами фамилии игроков и тренеров, минских и приезжих, все эти Корчебоковы, Соловьевы, Кочетовы, Карцевы, Бесковы, Малявкины, Якушины и Яшины, Маргании, Зазроевы и Нетто, Сальниковы…

Уже в одних этих фамилиях, названиях городов и клубов для тогдашних сверстников Сергея и для людей, гораздо более старших, было что-то от большого, всегда нового и всегда доступного яркого мира, открытого для тысяч глаз, для восторженного крика тысяч глоток. Здесь, на битком набитом стадионе, на всех ветрах, под жгучим солнцем, под дождем, под низким пухлым покрывалом с белыми мухами осенних холодов, здесь пахло чем-то необыкновенным, и только много лет спустя он, студент-историк, сумеет это обозначить словом точным и простым: пахло свободой…
А несвобода и каторжные работы были назначены военнопленным и интернированным немцам. Рудников в Беларуси не имелось, но по тяжести труда им вполне соответствовали торфоразработки. Еще 6 апреля 1945 года газета "Советская Белоруссия" напечатала проблемно-постановочную статью "Накануне торфосезона".


Советские женщины на торфоразработках. Источник: energyfuture.ru.

Решили местных работников на добыче торфа частично заменить немцами.


Старший сержант А. Казниев сопровождает пленных в районе Гомеля. 1944 г. Автор фотоснимка: Георгий Хомзор. Источник: waralbum.ru.

С немцами на добыче торфа возникли проблемы. Об этом народный комиссар местной топливной промышленности БССР И.С. Хотько сообщил 7 мая 1945 года секретарю ЦК КП(б)Б В.Н. Малину в докладе "О медико-санитарном обслуживании интернированных немцев на торфопредприятиях Наркомместтоппрома БССР":

В системе Наркомтопа Белорусской ССР работает 4250 интернированных немцев, которые распределяются по следующим торфопредприятиям:
им. Орджоникидзе – 750 чел.,
"Красное Знамя" – 750,
"Дукора" – 550,
"Михановичи" – 200,
"Свобода" – 450,
"Татарка" – 300,
"Гонолес" – 750,
"Туголица" – 500.

Интернированные немцы, прибывшие из концлагерей, истощены и нуждаются в весьма серьезном медико-санитарном обслуживании. Несмотря на мои неоднократные просьбы с тем, чтобы Наркомздрав Белоруссии укомплектовал надлежащими квалифицированными медкадрами санитарно-медицинские пункты на торфопредприятиях, до сих пор со стороны Наркомздрава ничего не сделано, в результате чего имеет место большая смертность.

Особенно тяжелое положение создалось на торфопредприятии "Дукора" Руденского района Минской области, где, по заявлению командира рабочего батальона майора Забродина, с 14.04 по 5.05 с. г. умерло 14 человек, и из того же батальона умерло на торфопредприятии "Михановичи" 18 человек и безнадежных для лечения – 40 человек.

Личной моей проверкой состояния медико-санитарного обслуживания и обеспечения пункта торфопредприятия "Дукора" медикаментами – таковые отсутствуют; имеющийся врач совершенно неквалифицированный и не может даже установить правильной диагностики, а Руденский райздрав, несмотря на наличие в районе 13 врачей, никаких мер помощи пункту не оказывает.

Считаю, подобное положение терпимым далее быть не может, прошу Вас, товарищ Малин, дать категорическое указание Наркомздраву Белоруссии о немедленном укомплектовании медико-санитарных пунктов квалифицированным медперсоналом, снабдив пункты достаточным количеством медикаментов и перевязочным материалом, а также произвести тщательный осмотр всех интернированных на предмет выявления состояния их здоровья с тем, чтобы обследованием каждого немца можно было бы регулировать процесс использования их на работе.
Этот доклад наркома топливной промышленности получил резолюцию: "Т. Семенихину. С т. Коваленком я говорил о посылке дополнительно врачей на торфопредприятия. Прошу проследить за выполнением. В. Малин. 11.V.45". (Георгий Семенихин – инструктор отдела топливной и энергетической промышленности ЦК; Михаил Коваленок – нарком здравоохранения БССР).

На документе есть также помета: "По сообщению тов. Коваленка, все предприятия, имеющие лагери интернированных в системе Наркомместтоппрома, проверены специальной комиссией, с разборкой по категориям работоспособности. Лечебные пункты организованы. 20.VI.1945. Г. Семенихин".

Обратим внимание на то, что речь шла не о военнопленных, а об интернированных немцах. Наше предположение: это были гражданские лица, которых вывезли из Восточной Пруссии.

(Продолжение следует)

Источник документов: Национальный архив Республики Беларусь

Белорусские хроники 1945-го. Все выпуски проекта >>>

←Размер пенсии по возрасту у инвалидов ВОВ в 1,8 раза выше среднего размера пенсии по возрасту

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика