КРЫЛАТЫЙ «ПОЛТИННИК», ЗАКАЛЁННЫЙ ВОЙНОЙ
Сегодня 50‑я ордена Красной Звезды смешанная авиационная база отмечает своё 35‑летие.
В нашей армии ныне нет военнослужащего, ничего не знающего о 50‑й смешанной авиабазе. Ведь ее воздушные суда — постоянные труженики и незаменимые помощники в подготовке войск. Учение сил специальных операций или десантирование специалистов поисково‑спасательной службы, оперативная переброска сил и средств на белорусский или российский полигон для совершенствования ратного мастерства военнослужащих — все это не обходится без действенной помощи «небесных лошадок» легендарного «полтинника».
— Я не ошибусь, если скажу, что сегодня полноценное существование Вооруженных Сил Республики Беларусь немыслимо без 50‑й смешанной авиационной базы в силу выполняемых ее личным составом задач, — так в преддверии знаменательной даты начал свой рассказ об особенностях службы подчиненных командир авиабазы полковник Андрей Лукьянович. — Это и боевое дежурство по противовоздушной обороне, поисково‑спасательному обеспечению, действия в составе сил немедленного реагирования, перевозка главы государства, руководящего состава Министерства обороны, десантирование личного состава, боевой техники, грузов, полеты по международным воздушным линиям, выполнение специальных задач.
Командир 50‑й саб с удовольствием отметил высокий уровень взаимодействия с силами специальных операций Вооруженных Сил. Ведь без воздушных судов авиабазы не обходится даже первоначальная парашютно-десантная подготовка воинов, не говоря уже о различного рода учениях — от ротных до совместных стратегических. Летчики постоянно участвуют в учениях, проходящих практически всегда на сложном тактическом фоне с десантированием личного состава и боевой техники на полигонах как Республики Беларусь, так и стран ОДКБ и даже дальнего зарубежья.
— Однако достигнутое — не предел. В совершенствовании боевой готовности не может быть границ, — подчеркнул в беседе Андрей Юльянович. — Сегодня наш личный состав достойно выполняет свой воинский и патриотический долг по защите страны, верен Военной присяге и своему народу. Авиационная база боеспособна, идет интенсивная подготовка молодого летного и инженерно-технического состава, растет уровень профессиональной подготовки всех авиаторов для выполнения задач по предназначению. Хочу выразить слова благодарности всем ветеранам, военнослужащим, гражданскому персоналу 50‑й смешанной авиационной базы. У нас замечательный, сплоченный коллектив. Мы — одна команда! Спасибо всем вам за нашу историю — настоящую и будущую!
* * *
История этой авиачасти неразрывно связана с войной в Афганистане. Там зародились и окрепли все значимые и незыблемые с тех пор традиции. Боль утрат, неизбежных в войне, и сегодня бередит сердца, а героизм, проявленный авиаторами на афганской земле, и в наше время продолжает вдохновлять личный состав авиабазы на честное и беззаветное служение Родине.
Вспомним, как все начиналось…
Прародитель авиабазы — 50‑й отдельный смешанный авиационный полк — 35 лет назад буквально за месяц был сформирован в узбекском городе Чирчике для оказания помощи афганскому народу. Эту непростую задачу выполнил командир 280‑го отдельного вертолетного полка подполковник Борис Григорьевич Будников. «Полтинник» объединил летчиков, инженеров, техников, переведенных сюда по службе из разных авиачастей со всех концов Советского Союза.
В полк вошли три эскадрильи: 1‑я — три отряда по четыре самолета Ан‑12, Ан‑26 и Ан‑26РТ и две вертолетных эскадрильи, состоявшие из шести звеньев на Ми‑24В/Д и шести звеньев на Ми‑8МТ. Были сформированы управление полка и авиационная технико-эксплуатационная часть.
Авиаполк вошел в состав 40‑й общевойсковой армии, и с марта 1980‑го по февраль 1989 года авиаторы выполняли боевые задачи с аэродрома Кабул. В составе «полтинника» летали и крылатые «таблетки» — так прозвали в войсках самолеты неотложной реанимационно-хирургической помощи Ан‑26М «Спасатель» с красным крестом на борту. Печальным и необходимым был труд экипажей и других самолетов части, «черных тюльпанов» — «скорбных птиц», воспетых Александром Розенбаумом.
Первую боевую потерю 50‑й осап понес 24 апреля 1980 года — в районе ущелья Вагждан в 45 километрах юго-западнее Кабула очередью ДШК был сбит Ми‑24 старшего лейтенанта А. Корчагина. При попытке совершить вынужденную посадку вертолет завалился на бок и загорелся… Погибли командир и оператор лейтенант Т. Дацько, борттехнику П. Никитенко удалось спастись.