ЕСЛИ БЫ КАМНИ МОГЛИ ГОВОРИТЬ

Источник материала:  

Деревни, повторившие трагическую судьбу Хатыни, мемориалы в центральном сквере Ружан…


Монументы, обелиски, памятники, стелы… Сколько их на белорусской земле! А ведь это не просто камни, смотрящие в небо. За ними — десятки и сотни тысяч судеб конкретных людей, которые, как и мы, жили, трудились, любили, верили в светлое будущее. «Фронтовые, погибшие, неживые, поникшие, и друзья, и попутчики, лейтенанты — поручики. И солдаты юные, и бойцы пожилые, с юморком и без юмора, а теперь — неживые…»

В годы Великой Отечественной войны гитлеровцы с присущей им звериной, садистской жестокостью стремились стереть с лица земли все живое. Разрушить, уничтожить то, что создал наш народ в течение веков.

За годы оккупации гитлеровцы провели свыше 140 карательных операций, во время которых полностью или частично уничтожили более пяти тысяч белорусских деревень. Страшным символом преступлений гитлеровцев на нашей земле стала деревня Хатынь, сожженная вместе со всеми жителями. Ее судьбу разделили еще 618 сельских населенных пунктов, 188 из которых уже никогда не были восстановлены.

11 сентября 1942 года, деревня Дремлево: расстреляны 286 жителей, из них — 124 ребенка. Февраль 1943 года, деревня Ладеево: сожженных заживо — 42 человека. Деревня Ала Светлогорского района: расстреляны и сожжены 1.758 человек, из них — 950 детей…

Земля Пружанщины с первых часов Великой Отечественной войны оказалась в огне пожарищ, стала местом жестоких боев. Первыми в бой с фашистскими захватчиками здесь вступили летчики 33‑го истребительного авиаполка, который дислоцировался близ Пружан. Именно тогда старший лейтенант С. М. Гудимов совершил один из первых таранов в истории Великой Отечественной.


В годы немецкой оккупации на территории Пружанского района была сожжена 51 деревня, шесть из них так никогда и не возродились.

В одной только деревне Мурава оккупанты в самом начале войны расстреляли 32 мирных жителя. Кровавая расправа с мирными жителями района продолжилась в июле — августе 1941 года в Беловежской пуще, в 13 километрах от деревни Крыница. Там карателями были уничтожены 120 активистов Советской власти из г. п. Шерешево, деревень Беловежа, Ровбицк, других населенных пунктов. Братская могила с прахом 400 советских военнопленных и мирных жителей, расстрелянных гитлеровскими солдатами и офицерами, напоминает о зверствах фашистов на окраине деревни Линово. На ней установлены два обелиска.

Страшная трагедия разыгралась в деревне Байки 22 января 1944 года. Окружив населенный пункт, отряд карателей согнал мирных жителей в большой сарай. Мужчин сразу же расстреляли, а женщин с детьми и стариками сожгли. В одночасье не стало деревни, а вместе с ней — 1.056 ее мирных жителей…

Очевидцем той кровавой трагедии был пионер Тихон Баран, по заданию командования партизанского отряда имени С. М. Кирова направленный туда для сбора важных сведений. Но и он был схвачен фашистами. Мальчику приказали показать место дислокации партизанского отряда. Из рассказов пионервожатой Тихон знал о подвиге Ивана Сусанина — и сознательно повторил его. По узким лесным тропам он завел карателей в непроходимое болото, до конца сохранив тайну о месте нахождения народных мстителей… Враги расстреляли юного героя.

В память обо всех сожженных деревнях в центральном сквере города Ружаны установлен памятный камень — как напоминание потомкам о самой страшной и разрушительной войне. Рядом с ним возвышается памятник воинам, павшим в боях в годы Великой Отечественной войны.

Подполковник Елена Затирка, «Ваяр», zatirka@mod.mil.by, фото автора

 

←"Дневник матери солдата". Армейский отпуск

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика