Какие болевые точки нельзя обойти президенту в послании к народу
28.04.2015 13:46
—
Новости Общества
Совсем скоро Александр Лукашенко обратится с традиционным ежегодным посланием к белорусскому народу и Национальному собранию. Мы ждем, что президент затронет темы, которые, мы верим, волнуют не только нас, журналистов, но и наших читателей. Вместе мы выделили болевые точки, которые нельзя обойти в послании.
Складывается ощущение, что все усилия государства сегодня направлены на то, чтобы решить текущие задачи, а о том, что ждет страну дальше, никто не думает. Но о будущем надо думать сейчас, срочно. Реформирование социальной сферы необходимо так же, как и реформирование экономики. О том, что делать и что менять, писали и говорили многократно и наши, и зарубежные специалисты. Мой текст о том, что можно сделать прямо сейчас. И что, на мой взгляд, может оказаться полезным в решении некоторых социальных проблем.
Образование. Несколько лет назад я задавала президенту вопрос по поводу положения учителей и воспитателей детских садов. Ничего не изменилось с тех пор. Зарплаты мизерные, нагрузка и ответственность огромные. Сводить детей на хоккей, написать кучу бумажек, проверить социальное положение семьи, обеспечить ремонт в классе и сбор макулатуры. И многочисленные проверки. Времени на выполнение основной работы – воспитание и обучение детей – становится все меньше и меньше. Уберите все это из сада и школы. Ведь это просто. И уже тогда педагоги смогут вздохнуть с облегчением и наконец заняться образованием наших детей.
Здоровье и здравоохранение. Мы очень любим крупные формы. Дворцы. Ледовые и не только. Но я убеждена, что спортивная площадка в каждом дворе для здоровья нации гораздо полезнее, чем огромный ледовый дворец. Минск-Арена обошлась стране в 350 миллионов долларов, стоимость одной спортплощадки – несколько тысяч долларов. Сто тысяч спортплощадок. В ледовый дворец не поедут обычные ребята из Шабанов или с Юго-Запада, а во двор – пойдут. Это работает. Точно. Знаю.
Я боготворю врачей. Мне больно видеть, как они выгорают, с годами теряя интерес и к профессии (а конкурсы в медицинские вузы самые высокие!), и к людям. Не может врач сходить на 50 визитов в день, не может за смену принять 100 человек. Он не должен заниматься писаниной и выписыванием рецептов большую часть приема, лишь вскользь взглянув на пациента. Это плохо, бессмысленно и вредно. А часто даже и опасно. Зато для многочисленных тетечек в регистратуре может найтись более полезное занятие.
Молодежь. Умные, инициативные и молодые уезжают из Беларуси. На родине после вуза их ждет распределение, мизерная зарплата и отсутствие перспектив построить собственное жилье в ближайшие десять лет. Из моего класса уехало больше половины. И это гуманитарный класс. А что говорить о программистах и технических специалистах? Нужно сделать так, чтобы молодежи хотелось остаться в родной стране. Силой их не удержать.
И еще. Отношения в обществе у нас часто построены на страхе. Все боятся. Высказывать свое мнение, проявлять инициативу и принимать решения: "как бы чего не вышло". Дети боятся учителей и родителей, родители – начальника на работе, а тот – налоговой, МВД и так далее. Специалисты боятся говорить о проблемах, чиновники – общаться с журналистами, министры боятся президента. Люди не чувствуют себя свободными. Сегодня ты высказался, а завтра тебя наказали – лишили премии, уволили, отобрали бизнес, посадили. Прокопеня и Мальцев – громкие случаи последних месяцев, а сколько таких историй на более низком уровне. Без свободы не будет развития и прогресса. Будущее без свободы невозможно.
Один указ, одна амнистия
В новой геополитической реальности, когда к югу от нас стреляют танки и "грады", многие на Западе по-новому посмотрели на Беларусь. Европейцы и американцы хвалят нас за сдержанную позицию по Украине, благодарят за помощь в организации важнейших для всей планеты переговоров.
В этой ситуации у нас появилась уникальная возможность наладить отношения с Европой и США. В тот самый момент, когда наши традиционные рынки сбыта просели, а стране нужны западные кредиты, инвестиции и технологии. Ну разве не идеальное время снять главное препятствие на пути налаживания добрых рабочих отношений с самыми развитыми странами планеты? Один указ, амнистия к юбилею Великой Победы еще для шести человек – и путь к подлинной многовекторности открыт.
"Сейчас очень подходящее время для того, чтобы начать реформы, но есть нюанс…" Эту фразу в разных вариациях в последние месяцы не раз повторяли и эксперты, и разнокалиберные чиновники. В том числе – крупные. Время действительно подходящее – деньги, которые мы перезаняли чтобы переотдать, в очередной раз кончились, рубль хандрит, ключевые внешние рынки схлопнулись, промышленные гранды пробуксовывают. Слово из трех букв (МВФ) перестало быть ругательным. А перспектива получения приличного кредита заставило разработать,вернее, достать из дальнего ящика стола "дорожную карту", В ней – и отмена перекрестного субсидирования, и прекращение директивного кредитования, и приватизации-реструктуризации.
О структурных реформах уже высказались и эксперты, и помощник президента по экономическим вопросам Кирилл Рудый. Неизбежность серьезных изменений очевидна, как очевидна необходимость капремонта после многих попыток подклеить, подкрасить и пользоваться аккуратнее.
Цена реформ высока – в краткосрочном периоде это падение производства и доходов, рост безработицы и инфляции. А у нас как раз нюанс. Выборы. Золотое время щедрых обещаний и массового гипноза: хорошо живем. Живем неплохо, хотя в последнее время многим пришлось затянуть пояса. Но лучше бы в этом предвыборном послании услышать не про латание бюджетных дыр одалживаниями и раскулачиванием тунеядцев, а про то, как жить дальше, как загрузить заказами предприятия, разгрести неплатежи, выйти на новые рынки.
Отдельный вопрос, который беспокоит бизнес не меньше, а вероятнее, больше макроэкономических катаклизмов: волна судебных преследований руководителей предприятий и успешных бизнесменов по неубедительным поводам. Резонансные процессы, вроде дел Мальцева и Прокопени, пока вызывают в основном сочувствие народа и недоумение коллег. А инициативность и креатив в неволе не размножаются.
Быть такого не может, чтобы президенту не докладывали о реальной ситуации на рынке труда. Но на всякий случай я еще раз напомню. Вдруг "докладчики", увлекшись борьбой с тунеядцами, не до конца осознали всю серьезность момента. А тем временем новости о простаивающих заводах (как правило, градооборазующих) напоминают сводки с фронтов: там – день простоя, тут – неделя. И все логично: если не покупают продукцию, то зачем запускать станки и забивать склады. И все по закону: отпуска дают с сохранением 2/3 оклада. На поддержание штанов вроде хватит. Вопрос в том, на сколько? Еще год назад многие из этих людей без раздумий уволились бы и уехали на работу в Россию. Но вот беда – и там кризис.
И если эти самые заводы еще будут тянуть на себе "лишнюю" численность (конечно, с ущербом для производительности труда), то частные предприятия себе этого позволить не смогут. Словом, риск потерять работу перед белорусом стоит как никогда остро, а возможности ее найти – сокращаются. Яркое подтверждение этому строительный сектор.
В общем, пришло время пересматривать и программу содействия занятости, и поддержки помощи безработным. Иначе получим не только армию реальных тунеядцев, но и армию нищих, которые не смогут даже коммуналку оплатить, исходя из нынешнего размера пособия. И тогда уже ни псевдозанятость на работающих по сокращенному графику заводах, ни придумывание новых налогов не помогут.
Александр Григорьевич, программу строительства жилья с господдержкой постепенно сворачивают, заменяя строительством арендного жилья. Однако и арендное жилье практически не строят – пять десятков домов в год на всю страну считать реальным решением вопроса нельзя. Цены на коммерческое строительство остаются по-прежнему неподъемными для подавляющего большинства граждан, доступных кредитов нет и в ближайшие годы не будет. Чем обнадежите тех, кто честно работает на производстве, в медицине, в системе образования? Можете ли назвать год, в котором населению страны будет наконец доступно отдельное, пусть арендное или ипотечное, жилье?
И еще: в Минске сносят частные дома, ссылаясь на государственные нужды, а на их месте строят дорогое коммерческое жилье. Объясните гражданам, в чем тут государственная нужда?
Александр Григорьевич, пока по нашим дорогам ездят пьяные водители – мы с вами не можем быть уверены, что все белорусские дети спокойно дойдут до школы. А ездить они будут до тех пор, пока в нашей стране не перестанут в таких объемах производить и по таким ценам реализовывать алкоголь. Вы задумывались о том, что в государстве, где бутылка водки стоит дешевле сеанса плавания в бассейне, пьяницы – на улицах и за рулем – не переведутся никогда? И мы, и вы знаем, что меры, направленные на борьбу с пьяным ужасом на дороге, реализуются – но не работают. И "не работают" я буду говорить до тех пор, пока пьяные будут сбивать людей и въезжать в остановки. Значит, нужно идти дальше штрафов, сроков и конфискаций и чем-то жертвовать.
Вы променяете все доходы от производства и реализации алкоголя в стране на жизнь своих детей? Я – нет.
И еще. Думаем, почти все водители благодарны стране за то, что для нас строят и реконструируют отличные республиканские трассы. Но есть и другие дороги, ведь в свои дворы мы въезжаем с болью за подвеску. И пожалуйста, раз уж нас обязали частично финансировать эту сферу путем взимания "дорожного налога", покажите нам, куда закапывают наши – "карманные" и бюджетные, которые тоже наши – деньги. Обязуйте каждый регион отчитываться плательщикам за каждый рубль, вложенный в дороги, – иначе мы перестанем верить в то, что делаем. И да, заметьте, мы не протестуем – мы готовы платить. Но хотим знать, для чего.
Собиравшая еще несколько лет назад по 30 000 зрителей футбольная сборная, похоже, еще не скоро сыграет в Минске. Подача заявки на проведение чемпионата Европы-2020 ожидаемо обернулась провалом. А на что еще можно рассчитывать, когда в стране нет ни одной арены, соответствующей требованиям турнира? В центре города уже давно стоит разобранный "Динамо", ожидающий, пока чиновники разберутся, кто, когда и с кем займется его реконструкцией. Есть еще старенький, маловместительный "Трактор", где лучшим местом для обзора является парк аттракционов напротив – там хотя бы есть где спрятаться от дождя. Как справедливо заметил коммерческий директор футбольного "Динамо", улучшить условия на "Тракторе" можно только предварительно снеся его.
Александр Григорьевич, похоже, вам еще нескоро доведется посетить большой футбол в Минске. Может, вы лучше нас знаете когда? Чиновники просят в ближайшие пять лет не рассчитывать.
Ситуация в нашем футболе последнее время вообще аховая. В спорте почему-то стало в порядке вещей не выполнять законы. В частности, законы о поддержке клубов. Никогда нам не приходилось так часто писать про футболистов, которым месяцами не платят зарплаты. Причина почти всегда одинакова – предприятия, взявшиеся финансировать команды, свои обязательства не выполняют. Конечно, за футбол, который мы каждые выходные наблюдаем на белорусских полях, большие деньги платить нельзя. Так может и обещать тогда не стоит? Отдали ли бы вы своего сына в вид спорта, где дети в некоторых школах страны играют на асфальте, а половина команд Высшей лиги не выплачивает своим игрокам деньги? Не так и много у нашего футбола осталось признаков, по которым профессиональный спорт отличается от любительского.
Заботиться о будущем страны сейчас. Срочно
Образование. Несколько лет назад я задавала президенту вопрос по поводу положения учителей и воспитателей детских садов. Ничего не изменилось с тех пор. Зарплаты мизерные, нагрузка и ответственность огромные. Сводить детей на хоккей, написать кучу бумажек, проверить социальное положение семьи, обеспечить ремонт в классе и сбор макулатуры. И многочисленные проверки. Времени на выполнение основной работы – воспитание и обучение детей – становится все меньше и меньше. Уберите все это из сада и школы. Ведь это просто. И уже тогда педагоги смогут вздохнуть с облегчением и наконец заняться образованием наших детей.
Здоровье и здравоохранение. Мы очень любим крупные формы. Дворцы. Ледовые и не только. Но я убеждена, что спортивная площадка в каждом дворе для здоровья нации гораздо полезнее, чем огромный ледовый дворец. Минск-Арена обошлась стране в 350 миллионов долларов, стоимость одной спортплощадки – несколько тысяч долларов. Сто тысяч спортплощадок. В ледовый дворец не поедут обычные ребята из Шабанов или с Юго-Запада, а во двор – пойдут. Это работает. Точно. Знаю.
Я боготворю врачей. Мне больно видеть, как они выгорают, с годами теряя интерес и к профессии (а конкурсы в медицинские вузы самые высокие!), и к людям. Не может врач сходить на 50 визитов в день, не может за смену принять 100 человек. Он не должен заниматься писаниной и выписыванием рецептов большую часть приема, лишь вскользь взглянув на пациента. Это плохо, бессмысленно и вредно. А часто даже и опасно. Зато для многочисленных тетечек в регистратуре может найтись более полезное занятие.
Молодежь. Умные, инициативные и молодые уезжают из Беларуси. На родине после вуза их ждет распределение, мизерная зарплата и отсутствие перспектив построить собственное жилье в ближайшие десять лет. Из моего класса уехало больше половины. И это гуманитарный класс. А что говорить о программистах и технических специалистах? Нужно сделать так, чтобы молодежи хотелось остаться в родной стране. Силой их не удержать.
И еще. Отношения в обществе у нас часто построены на страхе. Все боятся. Высказывать свое мнение, проявлять инициативу и принимать решения: "как бы чего не вышло". Дети боятся учителей и родителей, родители – начальника на работе, а тот – налоговой, МВД и так далее. Специалисты боятся говорить о проблемах, чиновники – общаться с журналистами, министры боятся президента. Люди не чувствуют себя свободными. Сегодня ты высказался, а завтра тебя наказали – лишили премии, уволили, отобрали бизнес, посадили. Прокопеня и Мальцев – громкие случаи последних месяцев, а сколько таких историй на более низком уровне. Без свободы не будет развития и прогресса. Будущее без свободы невозможно.
Один указ, одна амнистия
В этой ситуации у нас появилась уникальная возможность наладить отношения с Европой и США. В тот самый момент, когда наши традиционные рынки сбыта просели, а стране нужны западные кредиты, инвестиции и технологии. Ну разве не идеальное время снять главное препятствие на пути налаживания добрых рабочих отношений с самыми развитыми странами планеты? Один указ, амнистия к юбилею Великой Победы еще для шести человек – и путь к подлинной многовекторности открыт.
Про реформы и странности правосудия
О структурных реформах уже высказались и эксперты, и помощник президента по экономическим вопросам Кирилл Рудый. Неизбежность серьезных изменений очевидна, как очевидна необходимость капремонта после многих попыток подклеить, подкрасить и пользоваться аккуратнее.
Цена реформ высока – в краткосрочном периоде это падение производства и доходов, рост безработицы и инфляции. А у нас как раз нюанс. Выборы. Золотое время щедрых обещаний и массового гипноза: хорошо живем. Живем неплохо, хотя в последнее время многим пришлось затянуть пояса. Но лучше бы в этом предвыборном послании услышать не про латание бюджетных дыр одалживаниями и раскулачиванием тунеядцев, а про то, как жить дальше, как загрузить заказами предприятия, разгрести неплатежи, выйти на новые рынки.
Отдельный вопрос, который беспокоит бизнес не меньше, а вероятнее, больше макроэкономических катаклизмов: волна судебных преследований руководителей предприятий и успешных бизнесменов по неубедительным поводам. Резонансные процессы, вроде дел Мальцева и Прокопени, пока вызывают в основном сочувствие народа и недоумение коллег. А инициативность и креатив в неволе не размножаются.
Время пересмотреть программу помощи безработным
И если эти самые заводы еще будут тянуть на себе "лишнюю" численность (конечно, с ущербом для производительности труда), то частные предприятия себе этого позволить не смогут. Словом, риск потерять работу перед белорусом стоит как никогда остро, а возможности ее найти – сокращаются. Яркое подтверждение этому строительный сектор.
В общем, пришло время пересматривать и программу содействия занятости, и поддержки помощи безработным. Иначе получим не только армию реальных тунеядцев, но и армию нищих, которые не смогут даже коммуналку оплатить, исходя из нынешнего размера пособия. И тогда уже ни псевдозанятость на работающих по сокращенному графику заводах, ни придумывание новых налогов не помогут.
О доступности жилья
И еще: в Минске сносят частные дома, ссылаясь на государственные нужды, а на их месте строят дорогое коммерческое жилье. Объясните гражданам, в чем тут государственная нужда?
Меры по борьбе с пьяными на дорогах – не работают
Вы променяете все доходы от производства и реализации алкоголя в стране на жизнь своих детей? Я – нет.
И еще. Думаем, почти все водители благодарны стране за то, что для нас строят и реконструируют отличные республиканские трассы. Но есть и другие дороги, ведь в свои дворы мы въезжаем с болью за подвеску. И пожалуйста, раз уж нас обязали частично финансировать эту сферу путем взимания "дорожного налога", покажите нам, куда закапывают наши – "карманные" и бюджетные, которые тоже наши – деньги. Обязуйте каждый регион отчитываться плательщикам за каждый рубль, вложенный в дороги, – иначе мы перестанем верить в то, что делаем. И да, заметьте, мы не протестуем – мы готовы платить. Но хотим знать, для чего.
Ситуация в нашем футболе аховая
Александр Григорьевич, похоже, вам еще нескоро доведется посетить большой футбол в Минске. Может, вы лучше нас знаете когда? Чиновники просят в ближайшие пять лет не рассчитывать.
Ситуация в нашем футболе последнее время вообще аховая. В спорте почему-то стало в порядке вещей не выполнять законы. В частности, законы о поддержке клубов. Никогда нам не приходилось так часто писать про футболистов, которым месяцами не платят зарплаты. Причина почти всегда одинакова – предприятия, взявшиеся финансировать команды, свои обязательства не выполняют. Конечно, за футбол, который мы каждые выходные наблюдаем на белорусских полях, большие деньги платить нельзя. Так может и обещать тогда не стоит? Отдали ли бы вы своего сына в вид спорта, где дети в некоторых школах страны играют на асфальте, а половина команд Высшей лиги не выплачивает своим игрокам деньги? Не так и много у нашего футбола осталось признаков, по которым профессиональный спорт отличается от любительского.