Фэст экскурсоводов: Плещанка - это где?
22.04.2015 18:34
—
Новости Общества
Одну из экскурсий в рамках Фэста экскурсоводов по центру столицы провел известный краевед и блогер Вадим Зеленков. Он показал "посетителям" район города, который ранее носил название Плещанка.
Название "Плещанка" практически не используется – его можно встретить разве что в статьях по истории города. На территории Плещанки сейчас расположены Музыкальный театр, начала улиц Карла Либкнехта и Розы Люксембург, Северный переулок, Лютеранский сквер и расположенные в окрестностях промышленные предприятия. На карте-реконструкции Минска 1903 года топоним Плещанка имеется.Великие и знаменитые. Экскурсия по могилам Восточного кладбища >>>
Дом Петра Первого в Минске уничтожили. "Фэст экскурсоводов" приоткрыл страницы истории >>>
Вадим Зеленков разъясняет, что в вопросе о происхождении названия Плещанка можно верить топонимическому словарю. "Плещаны, Плещеницы, Плещицы. Названия образованы от диалектных терминов "плещана", "плещеница" – небольшой пруд, водоем, пригодный для хозяйственного использования (стирка, полоскание, разведение водоплавающей птицы и т.д.)". (В.А. Жучкевич. Краткий топонимический словарь Белоруссии. Минск, 1974). Экскурсовод уверяет, что на одной из окраин Плещанки ранее действительно был небольшой водоем. Валентина Лемтюгова в книге "Тапонімы распавядаюць" добавляет: "Магчыма і іншая матывацыя. Плешчаніцы (Плешчанічы) – нашчадкі ці падуладныя чалавека па імені-мянушцы Пляшчай – плячысты чалавек".
Начинается экскурсия у входа в Музыкальный театр, на прогулку пришли более шестидесяти экскурсантов. Театр появился не на пустом месте, а был интегрирован в клуб тонкосуконного комбината, который появился намного раньше. Фасад над входом украшен скульптурами Леонида Зильбера "Музы" – это абстрактные музы поэзии, музыки, живописи, театра и танца.
Со стороны улицы Немига у театра установлена скульптурная композиция того же Л.Зильбера "Батлейка". Экскурсовод рассказывает, как автор боролся с партийными работниками, которые то и дело усматривали в скульптуре различные не очень советские элементы. Подсвечник, например, утратили окончательно.
В районе дома №34 по улице Мясникова останавливаемся: когда Немигу еще не прорубили до проспекта Дзержинского, здесь от улицы Мясникова (старое название – Ново-Московская) ответвлялись улицы Матвеевская (современная улица Розы Люксембург) и Мало-Лютеранская (теперь – Карла Либкнехта). Часть трассировки улиц сохранилась до сих пор в виде подъездных дорожек. Например, дом №38 из красного кирпича по Мясникова повернут к улице торцом: раньше он стоял как раз вдоль Мало-Лютеранской – Либкнехта. Долгое время в здании размещался один из корпусов журфака БГУ (его называли словом "мясо" – сокращение от названия улицы: "Сегодня лекция на "мясе" будет"). Среди студентов ходила легенда, что до революции в здании был дом терпимости, а во время войны – отделение гестапо. Впрочем, на известных немецких военных картах это здание вообще никак не подписано.
Экскурсия переходит улицу Немига и оказывается в теперешнем начале улицы Карла Либкнехта. Начало-то начало, но наименьший четный адресный номер на ней - №32, - здание бывшей школы, а наименьшие нечетные номера - №17а и №21. Это два деревянных барака – редкий островок "барачной" архитектуры в центре Минска. Про домики постройки 1939 и 1953 годов мы сообщали читателям, а жительница барака №21 рассказывала, что ее муж получил квартиру в нем от Национального банка.
В тот момент, когда экскурсовод рассказывал про домики у площади Франтишка Богушевича, из-за спин слушателей раздался зычный голос:
- Конкретнее, конкретнее давай! Говори по делу, про снос!
Похоже, местный житель решил, что приехал некий инвестор и убеждает граждан покинуть свои обжитые места в центре города и перебраться в комфортабельные квартиры в районе парка Уго Чавеса.
Вадим Зеленков рассказывает, что в 1929 году минские шорники, кошелечники и щеточники объединились в единую артель, которую мы сейчас знаем как фабрику "Галантэя". На сайте компании написано кратко: "1929 г. — Создана шорно-галантерейная фабрика "Восход", насчитывающая более 300 работающих". В названии предприятия, говорит экскурсовод, соединились слова "галантность" и "галантерея" и даже имя Галатея – скульптура богини, в которую влюбился ее создатель Пигмалион из произведения Жан-Жака Руссо.
На Плещанке было и остается несколько промышленных предприятий. В 1927 году начинает работу щетинно-щеточная фабрика – ее корпуса до сих пор стоят за Северным переулком. Тонкосуконный комбинат в связи со строительством метро разбирают – похоже, от него вскоре ничего не останется. А вот интересная запись из справочника "Кирпичные заводы России на 1903 год": в Минске значится два таких предприятия, один из них принадлежал некоему Иосифу Гецелевичу Фриду и находился по адресу "урочище Плещанка, 4ч" (вероятно, имеется в виду четвертая полицейская часть – аналог административного района города). На заводе работало 70 человек.
Тем временем экскурсанты поднимаются по лестнице на Северный переулок, а площадь Франтишка Богушевича остается внизу.
Про это знаменательное место TUT.BY уже рассказывал. Вадим Зеленков посоветовал собравшимся почитать статью и добавил, что судьба переулка пока неясна: то его собирались снести, то собирались оставить, то думали перенести дома в Музей народной архитектуры и быта. Тем не менее, потихоньку его "стирание" с лица земли идет: в августе прошлого года сгорел дом №26, в апреле снесли здание бывшего детского сада по ул. Клары Цеткин, 17.
С Северного переулка группа снова выходит на улицу Карла Либкнехта. Вправо отходит Западная улица – там сплошь гаражи и плодоовощная база, еще одна такая база тут же, на углу Северного и Либкнехта. Ближе к железной дороге Вадим Зеленков останавливается и рассказывает, что около полувека назад это место было одним из самых проклинаемых в городе. Пока он объясняет, за его спиной проносится лишь один "Штадлер". А тогда, в советские годы, число электричек было примерно таким же, зато товарняков на Прибалтику – в разы больше, и переезд то и дело был закрыт. Однажды в 1971 году, вспоминает экскурсовод, они ехали в такси и простояли тут, на переезде, целых сорок минут. Если учесть, что улица была вся в выбоинах и без асфальта, то становится понятно, за что это место так проклинали. Во второй половине семидесятых, когда обустраивали проспект Дзержинского, переезд закрыли – точнее, вбили посреди него несколько металлических столбиков. А к Чемпионату мира по хоккею и вовсе огородили забором. Так что уже почти сорок лет это не переезд, а переход.
За переездом мы оказываемся в том месте, где еще несколько лет назад были живы Матвеевская улица и Матвеевский переулок. При строительстве бизнес-центра с оригинальнейшим названием "Дзержинского, 8" снесли деревянные дома, в том числе один двухэтажный (пер. Матвеевский, 8) и вырубили старинные дубы. Мы успели заснять деревянную застройку летом 2011 года.
Тем временем по пути к "Розочке" встречаем вот такую интересную вывеску.
На углу улиц Куприянова и Карла Либкнехта – последняя точка маршрута. Здешний сквер называется Лютеранским, он построен на месте старого немецкого (лютеранского) кладбища; в 1846 году здесь же была построена церковь Святого Николая. На карте 1984 года место обозначено как кладбище, но было реконструировано еще в семидесятых. С тех пор тут уже вымахали высокие деревья, поставили лавочки, для детей обустроили горки и "лазалки".
Напоследок Вадим Исаакович по памяти называет автобусные и троллейбусные маршруты в округе и подсказывает, куда каким транспортом участникам экскурсии удобнее уехать.