В кольце многоэтажек и бизнес-центров: как поминают предков на минских кладбищах
22.04.2015 00:50
—
Новости Общества
21 апреля православные отметили Радуницу. Мы отправились на городские кладбища, чтобы посмотреть, как минчане поминают предков. Собеседники поделились мыслями о надвигающейся на места захоронений застройке, а также рассказали, почему одни приносят на могилы алкоголь, а другие - нет.
Кладбище возле "Титана": "Не очень хорошо, когда возле могил строят развлекательные центры"
В районе 11 утра на старом кладбище в районе бизнес-центра "Титан" на проспекте газеты "Правда" немноголюдно. Некогда деревенское место захоронения сейчас находится в плотном кольце застройки, а в метрах 50 от ограды скоро должен открыться торговый центр "Магнит".Группа людей хлопочет у могилы. Здесь похоронены бабушка и дедушка Ольги Новаковской. Когда-то они жили в деревне Рыловщина на месте современного микрорайона Брилевичи.
- Дед подорвался на мине в 1944 году, когда ехал по мосту на коне. Партизаны заготовили взрывное устройство для немцев, но вышло вот так. Тогда говорили, если бы на ней действительно подорвался бы немец - сожгли бы всю деревню.
Мать Ольги во время войны была маленькой девочкой, ее детскими воспоминаниями с нами сегодня делится ее взрослая дочь:
- Я помню, мама рассказывала, что один немец давал ей конфету и говорил моей бабушке: "Красивые глаза у твоей дочки, а чего мы воюем? Лучше бы Гитлер со Сталиным вдвоем подрались, а не устраивали кровопролитие между народами".
Исторически в Рыловщине повелось так, что поминать предков здесь ходят в первый четверг после Пасхи, ведь именно в этот день место захоронений посещал священник. Традиция жива и сегодня, поэтому на Радуницу тут так мало людей, объясняет собеседница.
- Даже по цветам видно, что люди здесь уже побывали.
Раньше, рассказывает Ольга, люди заходили на кладбище не только помянуть предков. Говорит, что еще пару лет назад вандализм был обычным делом.
- У нас, например, украли красивые медные таблички, а один раз даже калитку от ограды унесли! Пока здесь ничего не строилось - было столько алкашья, что страшновато одной было прийти.
С ней солидарна Анна Шаройкина, у которой на этом же кладбище похоронены родители, тетя и сестра. Рассказывает, что у них год назад украли новый памятник.
- Мы его искали, в милицию заявление написали, а потом они его подбросили на мусорку здесь - видимо, не смогли продать или переделать. На другом нашем памятнике все время разбивали медальон. Да и сейчас, когда зелень появляется - всякое бывает.
Хотя, отмечают собеседницы, постройки у стен кладбища немного отпугнули вандалов, женщины не совсем рады такому соседству с могилами предков. Ольга Новаковская рассуждает:
- Построили бы офисное здание, но когда начинают строить возле кладбища развлекательные центры - это не очень мне нравится. А кому мешало немецкое кладбище на Либкнехта, которое взяли и снесли? Плохо, когда на костях дома строят.
На кладбище есть неухоженные могилы, а кое-где на проходах лежит мусор и прошлогодние листья. Ольга считает, что этим должна заниматься коммунальная служба. Похожего мнения придерживается и Анна Шаройкина.
- Думаю, если здесь построили церковь, то она должна взять это на себя. А централизованной уборкой, по-хорошему, должны заниматься местные власти. Хоть бы песка привезли, чтобы люди могли подсыпать сами.
Анна со своими родными принесли немного еды и спиртного. Говорят, что эта традиция пошла еще от родителей.
- Мы слышали, что и священники некоторые против этого, но у нас так повелось давно.
А вот в семье Ольги Новаковской таких традиций нет. Она рассказывает, что они поминают предков дома после визита на места захоронений.
- Не принято у нас на могиле, да и батюшки говорят, что это неправильно. Согласитесь, не есть же ходят на кладбище.
Кладбище "Петровщина": "Даже при Союзе люди приходили сюда по четвергам"
Недалеко от станции метро "Петровщина" находится другое старое минское кладбище с одноименным названием. Оно значительно больше предыдущего.Андрей и Наталья Корчик убирают могилу бабушки супруга.
- Большинство родственников у нас похоронено на Северном кладбище и в Молодечно, где мы убрали вчера, но сюда мы приходим каждый год.
Супруги рассказывают, что не поминают здесь своих предков с алкоголем и едой. Мыслями на этот счет делится Наталья.
- В Беларуси так делают, а у нас в Украине в Закарпатье так нельзя. Бабушка там всегда запрещала, ведь заниматься на кладбище попойством - не есть хорошо.
А вот мать Андрея, говорит он, обычно берет перекусить на могилу мужа.
- Но такого, чтобы мы сидели там и пили у нас нет.
Собеседники считают это кладбище достаточно ухоженным и показывают на смартфоне фотографии мусора на кладбище в Молодечно.
- Там кладбище такое, что я даже хочу в исполком пожаловаться.
- Это не входит и в православные традиции. Кстати, даже 10 лет назад тех, кто приходил на могилы с едой и выпивкой было намного больше. Наверное, люди больше образовываются: что-то плохое уходит в прошлое, а хорошее - приходит.
Но неизменной для многих на этом кладбище остается традиция поминать предков в первый четверг после Пасхи, рассказывает собеседница. Это работало даже при советской власти.
- И тогда, конечно, здесь были накрыты "поляны". Несмотря на рабочий день, люди приходили именно в четверг.
Раньше, вспоминают они, кладбище было не сильно ухоженным, а вот в последнее время все привели в порядок благодаря дирекции учреждения.
- Правда, есть опасение, что может рухнуть накренившейся кирпичный забор. Думаем писать в дирекцию кладбищ, чтобы держали этот вопрос на контроле.
Собеседницу волнуют вопросы сноса кладбищ в городской черте.
- На улице Волоха было немецкое кладбище со времен Первой мировой с кирхой, построенной еще до большевиков. И все закончилось тем, что его разрушили, мощи вывезли, а на этом месте сделали скверик. Очень холодный, неприятный скверик. Вот это жалко. Какой-то праздник на костях.
Кладбище в Сухарево: "Захоронения с 13-го века, а во время войны здесь шли ожесточенные бои"
Кладбище в Сухарево на улице Янковского взято в плотное кольцо многоэтажек. Здесь много могил из 90-х, но местные говорят, что хоронили тут еще в 13-м веке.Пенсионерка Мария с родными поминает своего отца самодельным малиновым вином, перелитым в бутылку из-под армянского коньяка.
- Это наш обычай. Я всегда приношу к нему винцо из своей малины. Он всегда пил рюмочку вина. И яблоки любил, поэтому я ему и яблоки приношу.
Эту традицию в их семье отменять не планируют, поскольку так заведено с давних времен, отмечает собеседница.
- Все сильно поверили в церковь, которая сказала, что это делать нельзя. А кто людям это раньше говорил? Никто не говорил, и никому не запрещал.
Мария рассказывает, что ходит к отцу не только на Радуницу, а чаще, в том числе и на День рождения.
- Я пообещала отцу, что будет порядок, и он мне теперь снится только с хорошими вестями.
Плохие вести для собеседницы заключаются в том, что, по слухам, дошедшим до нее, это кладбище со временем уберут.
- Естественно, все возмущаются. Некоторые даже боятся тут подхоранивать родственников.
А вот фактов мародерства здесь замечено не было. Правда, по словам собеседницы, нередко с могил воровали искусственные цветы.
- А бывало, что пьяницы приходили, пили из оставленных на могилках рюмочек.
Татьяна Байдак с сыном приводят в порядок место захоронения ее свекрови и свекра. Этим их визит на кладбище и заканчивается.
- Бывает, что и едим на кладбище, если нас много. Но мой сын против этого. А вообще, кто как: у всех разные традиции.
Собеседница говорит, что это кладбище убирается коммунальными службами ненадлежащим образом.
- Поэтому, по возможности мы стараемся убирать и рядом с могилой.
Рядом же с кладбищем строится многоуровневый паркинг. Татьяна не очень рада такому раскладу, зато они с сыном надеются, что это место захоронений точно не снесут.
- На входе есть табличка, что захоронения здесь с 13-го века, и эта территория охраняется государством. А во время войны здесь шли ожесточенные бои. Это святое место, его нельзя трогать. Его нельзя снести.
Татьяна говорит, что раньше здесь был хутор Крапивка деревни Сухарево. Сейчас же рядом с местом захоронения стоят многоэтажки, у забора автовладельцы ставят свои машины на парковку, а компания за столом на могиле обсуждает экономический кризис в Греции.