Нарушение прав студентов в 2014 году: картошка, распределение, вызовы "на ковер"

Источник материала:  
16.04.2015 14:05 — Новости Общества
Анализ нарушений прав и академических свобод студентов в Беларуси в 2014 году провели в молодежной профсоюзной группе "Студэнцкая Рада" при поддержке международного консорциума "ЕвроБеларуси". О разрешении ректора на выезд за границу, вызовах "на ковер" за участие в семинарах и беседах с сотрудниками КГБ в деканатах рассказала координатор мониторинга нарушений Марина Штрахова.

Во внимание принимались результаты анкетирования, сообщения о нарушениях на почту "Студэнцкай рады", обращения в юридическую консультацию и сообщения в СМИ.



"Получить разрешение ректора на выезд за границу не удается практически никому. Самое частое основание для отказа: поездка прерывает обучение, плохо влияет на знания и обучаемость студентов, – рассказывает Марина Штрахова. – Это прекрасный аргумент, если бы у нас не было принудительных работ, мероприятий, когда снимают с занятий. Еще у нас студентам предоставляют дополнительный выходной за досрочное голосование".



В открытом доступе нет документов, из которых студент мог бы почерпнуть, в каком случае он может поехать за рубеж, в каком – нет, отмечает Марина Штрахова. "Ограничение свободы передвижения распространяется не только на поездки за границу, даже получить разрешение сходить в учебную субботу на семинар в Минске сложно", – рассказывает координатор мониторинга.  Правда, студентам часто удается съездить без разрешения и без последствий, говорит Штрахова. "Но если студент проявляет активную позицию не только в университете, но и в каких-то организациях, и от них едет на семинар, то вероятность того, что после поездки возникнут проблемы, достаточно велика".



"Сайт университета – эффективный способ коммуникации со студентами. Но только на сайте 5 вузов есть устав университета. Не раз проводились кампании за то, чтобы устав наконец-то стал доступен на веб-страницах, но часто в университетах это игнорируют, мол, в библиотеке есть, и хватит".

Нормами закона закреплено, что в советах университетов должно быть не менее 25% студентов. "Я уже обращалась в прокуратуру с тем, что норма не соблюдается", – говорит Марина Штрахова и отмечает: часто сведения о составе университета вообще нельзя найти в открытом доступе.

"Студенческое самоуправление формально существует во всех университетах. Другой вопрос, как в студенческий совет попадают люди и чем он занимается. И когда начинаешь отвечать на эти вопросы, говорить о существовании реального студенческого самоуправления в вузах уже сложновато. Безусловно, есть исключения, когда студенческие советы что-то делают в университетах, и не только "культмасс", но и более значимые проекты. Но таких примеров очень мало. В основном студенческое самоуправление очень зависит от руководства университета. Очень редко туда попадают активные ребята, которые отстаивают права студентов".



"В процессе заселения в общежития должен участвовать студенческий совет. Но этого не происходит. Есть достаточно прецедентов с коррупцией при заселении. Как показывает практика, после сообщений, которые к нам поступают, происходят даже задержания".



"Отчисления за общественную деятельность не новость, про беседы с сотрудниками КГБ в деканатах все наслышаны. Карается любая активность. Неважно, волонтером или активистом и какой организации является студент, или он вообще первый раз в жизни в субботу или воскресенье пошел на семинар даже официально зарегистрированной организации... Даже за это можно попасть "на ковер" к декану или заму по идеологической работе и выслушать "лекцию", что ничему хорошему там не научат, неформальное образование – это, в общем-то, страшно".



"Картошка – проблема региональных учащихся. "Чижовка-Арена" – головная боль минских студентов. Это вполне себе принудительный труд, за который ничего не платят. А деканы гродненского и могилевского университетов с огромной гордостью заявляют, что они составили график, чтобы все студенты смогли поучаствовать в сельхозработах".



"Информация о распределении на одних сайтах есть, на других ее нет. Результат мониторинга показал, что университеты не заинтересованы в том, чтобы предоставить студентам полную информацию о распределении. Мы отмечали, что сами сотрудники университетов про распределение толком ничего не знают". В положении о распределении указана обязанность вуза предоставлять списки мест распределения. "Только несколько человек отмечали, что что-то такое видели. Остальные говорят, что смогут ознакомиться с этим списком либо на самом распределении, либо уже после того, как оно прошло, можно будет посмотреть список мест, которые остались". 

Мониторинг осуществлялся в рамках деятельности Общественного Болонского комитета. Первый этап исследования проходил в январе-мае, второй – в сентябре-октябре 2014 года.

Под анализ попали 16 вузов: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусский государственный медицинский университет, Белорусский государственный технологический университет, Белорусский государственный университет (юридический факультет, факультет международных отношений), Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Белорусский государственный экономический университет, БИП – Институт правоведения, Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина, Витебская государственная академия ветеринарной медицины, Высший государственный колледж связи, Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого, Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, Гродненский государственный медицинский университет, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, Минский государственный лингвистический университет, Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова.

В Министерстве образования TUT.BY никак не прокомментировали эту информацию.
←Новый ректор ЕГУ: Одна из важнейших задач — уточнить миссию университета

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика