Высотка на площади Свободы и ладья на Немиге: каким видели будущее Минска 35 лет назад

Источник материала:  
15.04.2015 11:30 — Новости Общества

В 1980 году вышла книга Льва Потапова "Силуэт Минска", автор которой не только описывал историю и современное состояние архитектуры столицы, но и попытался заглянуть в будущее. Каким видели центр нашего города после 2000 года советские архитекторы - в материале TUT.BY.



Современная площадь Независимости

Автор основывал свои представления о будущем центра Минска на нескольких факторах. Это были "объективные законы развития общества", генеральный план города и проект планировки его центра. Судя по всему, немаловажным фактором являлась и коммунистическая идеология.

Рассматривая перспективу развития площади Ленина (нынешней площади Независимости. - TUT.BY), Потапов отмечал, что Дом правительства будет и дальше сохранять ведущее композиционное значение этого места.

Завершить западную часть площади предлагалось реконструированным зданием педагогического института и высоткой информационного-вычислительного центра. Планы частично сбылись в 1989-м, когда и было сдано высотное здание. Правда, в нем разместился вуз.


Эскиз застройки площади Ленина. Архитекторы: С. Ботковский, Л. Гельфанд.

Остальные задумки архитекторов Ботковского и Гельфанда не сбылись. На площади так и не появилась футуристическая постройка возле гостиницы "Минск", а здание работавшего тогда ресторана "Папараць-кветка" в стиле конструктивизма 30-х осталось неизменным.

Видно, что Красный костел не собирались трогать и советские архитекторы, вписывая его в композицию социалистического Минска 2000-х. К слову, в книге это сооружение фигурирует именно как "костел", хотя на тот момент там размещался Дом кино.


Такой вид на площадь должен был открываться минчанам со стороны нынешнего Института культуры.

На отрезке от площади Ленина до Центральной (нынешней Октябрьской площади. - TUT.BY) никаких изменений не предполагалось. Автор отмечал, что видимо, в дальнейшем эту часть проспекта следует рассматривать как памятник архитектуры, не подлежащий реконструкции.

Октябрьская площадь и Немига

А вот насчет Центральной площади были определенные планы. Например, предлагалось расширить музей Великой Отечественной войны и построить здание "с пластичным силуэтом, террасами и рельефом, спадающим к набережным реки".

Расширить тему советских побед в композиции площади планировалось и тематическим памятником "Борцам за Советскую власть в Белоруссии". По мнению автора, этот монумент наряду с памятником Ленину на одноименной площади должен был бы занимать главное градостроительное положение и играть важнейшую роль в центральном ансамбле столицы.

Проект нынешнего Дворца Республики еще не фигурировал в задумках архитекторов, зато была идея построить между Центральной и площадью Свободы высотку Дома знаний.


Так Дом знаний должен был выглядеть со стороны Свислочи в районе нынешней гостиницы "Юбилейная".

На самой площади Свободы планировалось разместить театр Янки Купалы, а также реконструировать имеющиеся там исторические здания.

Связать с историей города планировали и нынешний архитектурный комплекс на Немиге. По замыслу архитекторов на месте нынешнего "МакДональдса" должен был быть ресторан в виде древнерусской ладьи.


Пешеходные дорожки планировалось расположить и на второй стороне улицы.

Автор книги отмечал, что трактовка архитектурных деталей в виде шлемов, мечей и других элементов жизни тех лет в сочетании с монументальной скульптурой и живописью придадут силуэту здания своеобразный колорит.

Обратная сторона проспекта

Есть несбывшиеся планы у архитекторов и с противоположной стороны главного проспекта Минска. Так, на пересечении улиц Кирова и Ленина, архитектором Белякиным было запроектировано 18-этажное здание автоматизированного центра обработки информации Управления Белорусской железной дороги.


Проект автоматизированного центра обработки информационного Управления БЖД.

Силуэт этого объема должен был быть решен сильной пластикой геометрических форм с четким завершением верха, отмечал Потапов.

Строя новые сооружения, автор "Силуэта Минска" считал правильным сохранять исторические постройки. Он называл неотъемлемой частью Минска сохранившиеся и сегодня дореволюционные сооружения.

Например, Потапов отмечал особую ценность кафедрального собора, который является "главным элементом силуэта исторического ядра при восприятии с северных и восточных направлений". Необходимость сохранения памятников архитектуры, по мнению советского автора, определяется не только их эстетическим, но и культурным значением.
←Фотофакт. В Молодечно мемориал "Шталаг-342" собрал тех, кто помнит об ужасах войны

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика