ШАЛИЛ ГАВРИЛА В ИНТЕРНЕТЕ, ГАВРИЛА ХУЛИГАНОМ БЫЛ…

Источник материала:  

Некоторые еврочиновники обвинили белорусские власти в том, что они якобы «подавляют виртуальные протесты». Им нестройным хором подпевает доморощенная несистемная оппозиция.

Что беспокоит Дуню Миятович?

В социальных сетях разразился информационный скандал. Появились сообщения, перед каждым из которых можно смело поставить слово «караул» с восклицательным знаком. Например: «Караул! В Беларуси подавляют свободу слова в Интернете!». Или: «Караул! Преследуют инакомыслящих!». А вот еще: «Караул! Задерживают блогеров!».

Скандал, что, впрочем, и неудивительно, вмиг стал достоянием чиновников из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). На новостных лентах появились сообщения о том, что высокопоставленный представитель этой организации по вопросам свободы средств массовой информации Дуня Миятович «выражает глубокую обеспокоенность» тем, что в Беларуси якобы «подавляют онлайн-инакомыслие».

Но подавляют ли, вот вопрос? И что вообще происходит сейчас в русскоязычном интернет-пространстве?

А происходит следующее: уже сами названия оппозиционных сообществ социальной сети «ВКонтакте» «напрягают» его добропорядочных пользователей. Такое, например, «Ляпис Трубецкой — бесплатный концерт в Минске».

Сыр бесплатным не бывает

Прежде всего удивляет и настораживает слово «бесплатный». Невольно задаешься вопросами: неужели дюжина музыкантов, группа, которой руководит скандально известный Сергей Михалок, все как один альтруисты-бессребреники? Неужели они работают бесплатно, на общественных началах, за спасибо? А ведь группа, как известно, — это и клавишные, и тромбон, и бэк-вокал, и бас-гитара, и труба, и ударные. А еще технический персонал должен быть: звукорежиссер, техник сцены, пиар-менеджер. И что же, все они рьяно рвутся в неоплачиваемые командировки?

«Не верю!», — сказал бы Станиславский. Вот и я не верю. Не сомневаюсь, что и читатели согласятся со мной. И все понимают, что концерты те, между прочим, очень даже платные. И оплачивают их, как давно известно, западные спонсоры. Если точнее и адреснее выразиться — западные налогоплательщики. А если еще конкретнее — берлинской машинист метро, парижский каменщик, миланский сборщик шин… И еще многие-многие другие.

Есть расхожий штамп: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. С этим утверждением трудно согласиться. Сыр бесплатным не бывает. Ведь мышка, позарившаяся на него, всегда расплачивается. Чем именно — знают все.

«Гаврилиада» продолжается

Произносить названия интернет-сообществ белорусской несистемной оппозиции, честно признаюсь, не хочется. Неприличные они, как правило. Циничные, оскорбительные, непристойные. Потому заострять на них внимание читателя не стану. Даже в качестве примера приводить не буду. Потому пока остановимся лишь на одном из них, на фанатском сообществе, возникшем вокруг рок-группы белорусского происхождения под названием «Брутто», которая до недавнего времени называлась «Ляпис Трубецкой». Прежнее название заимствовано в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Там персонаж халтурщик Никифор Ляпис — под псевдонимом Трубецкой — зарабатывал написанием разнотемных стихотворений, похожих друг на друга и повествующих о некоем Гавриле. Например, «Страдал Гаврила от гангрены, Гаврила от гангрены слег». Или: «Служил Гаврила почтальоном, Гаврила письма разносил».

Если бы герой Ильфа и Петрова поэт Никифор Ляпис продолжал творить сегодня, он написал бы примерно следующее:

Шалил Гаврила на «Фейсбуке»,

«ВКонтакте», в «Твиттере» шалил,

С Гаврилой стали разбираться,

Гаврила наш слезу пустил.

Брутальная мимикрия

Чтобы никому не давать повода обвинить меня в предвзятости, сошлюсь на мнение экспертов российского общественного учреждения «Христианский правозащитный центр», которые кратко охарактеризовали деятельность рок-группы «Ляпис Трубецкой» так: «Культурный экстремизм». Иными словами, группа, паразитируя на музыкальной культуре, занимается экстремистской деятельностью.

Ее концерты были запрещены как в Беларуси, так и в ряде городов России. Причины запретов одни и те же: хулиганские выходки музыкантов, пропаганда экстремизма, агитация молодежи против существующей власти, попрание традиционных норм морали.

Конфликт властей и группы отнюдь не односторонен. Он обоюдонаправленный. Группа, возглавляемая Михалком, изобретательно сражается с регистрирующими органами. Ее основной прием — линька, мимикрия. Она, как змея, сбрасывает кожу или, как хамелеон, меняет цвет в случае опасности или угрозы. Поясню более четко: она принимает иную масть, иное обличье, меняет названия… Например, была «Крамбамбуля» — стала «Саша и Сирожа». Была «Ляпис Трубецкой» — стала «Брутто». По словам ее же лидера, Михалка, новое название группы стало более брутальным. То есть более грубым, жестоким, неотесанным, свирепым и суровым. И заявляет об этом Сергей с гордостью.

Может быть, зрителю, по лидеру следует идентифицировать группу, дабы оценивать ее? Но не каждый знает, что и фронт­мен меняет имена как перчатки: был Сергей Михалок — стал Серджио Брутто.

Меняет группа и протестные имиджи. То она на сцене вживается в роль недалеких футбольных фанатов, то протестующих «революционеров», этаких народных бунтарей, то якобы преследуемых властями гомосексуалистов. Понятное дело, что эти направления друг с другом совершенно не вяжутся, но Михалок искусно их сближает и совмещает. Так, как прикажет хозяин — заказчик концерта.

Наемники с гитарами

Михалок не скрывает агрессивной направленности творчества своей брутальной группы. Без тени смущения называет свой коллектив полувоенизированным спецподразделением. С кем, спросите, музыканты воюют? А с кем прикажет хозяин. Им без разницы. Они ведь наемники. То белорусский истеблишмент берут на мушку, то российский. Прикажут и, если заплатят, — не раздумывая начнут «стрелять».

Журналисты не раз спрашивали у Михалка, каково его основное желание. Ответ всякий раз был такой: влиять при помощи музыкальных образов на психику молодежи. На сцене он рьяно призывает выступать против существующей власти, призывает к деструктивной деятельности, направленной на агрессию.

Не скрывает фронтмен и свой идеальный вариант — устроить некий «народный бунт», молодежный протест, призвать разгоряченную толпу к физическому насилию. В этом может убедиться каждый, кто просмотрит обзор видеозаписей выступлений группы.

Выступления «Брутто» больше похожи не на концерты, а на политические акции. Они ясно указывают на то, что цель Михалка — протест ради протеста. И в корне идеологии группы «Брутто» лежит пропаганда необузданной агрессии, которую он навязывает молодежной аудитории. Его призывы сместить «антинародную власть», идти драться с милицией за некое «правое дело» под лозунгами национализма красноречиво это подтверждают.

Нацизм и хулиганские выходки, навязывание в умы подростков и молодежи «насилия ради насилия» как нормы поведения — это его стиль. При этом сами образы, которые создает группа, не несут никакого смыслового содержания. Главная задача «Брутто» — привлечь аудиторию поагрессивнее, чтобы заниматься агитацией в нужном для автора ключе, в соответствии с той или иной политической повесткой дня.

Продавцы суррогата

После агитационных националистических высказываний на концертах и оскорбления зрителей депутаты Госдумы России обратились в прокуратуру с просьбой проверить деятельность «Ляписов». Это было вызвано многочисленными жалобами зрителей на нецензурную брань участников группы и антироссийскую пропаганду. Проверка показала: в ходе концертов в Краснодаре и Екатеринбурге идеология из «Ляписов», несмотря на смену вывески, перекочевала в «Брутто». И стала более последовательной.

Песни группы «Брутто», содержащие открытый призыв к насильственному свержению власти, полны не только нецензурной брани, но и пропаганды насилия и жестокости. Несмотря на примитивные тексты, в них отчетливо читается изобилие ненависти ко всем и вся, призывы молодежи к вооруженному протесту против власти.

Эксплуатируя образ футбольного фаната и бритоголового нациста, Михалок в своем «творчестве» любыми способами стремится посеять в умах пришедших на концерт молодых людей идеи несогласия, противления власти, агрессии в отношении любых норм морали. Он декларирует «революционное» значение своего проекта, пытается обратить свои призывы к «целевой» аудитории — футбольным фанатам и неформальным националистическим движениям. Среди этих маргинальных слоев молодежи Михалок надеется найти отклик на свои «революционные» идеи. Формы, которые приняло его творчество, направлены на завоевание новых сегментов аудитории, на массовую продажу низкокачественного музыкального суррогата. Он пропагандирует разнузданность, вседозволенность, отказ от любых правил поведения, сексуальную распущенность и неуважение к ближним. А интернет-сообщество его поклонников стало мощным рупором, усиливающим эффект деструктивной деятельности.

Похоже, что Дуня Миятович зациклилась на интернет-сообществе и просто незнакома с деятельностью группы Михалка. Уж ей-то должно быть известно, где проходит грань между онлайн-инакомыслием и онлайн-хулиганством. Потому и неудивительно, что деятельностью сообщества поклонников группы заинтересовались правоохранительные органы и Беларуси, и России.

Укрощение строптивых

А теперь уместно задаться вопросом, как же следует поступать с такими, с позволения сказать, музыкантами и поклонниками их «творчества», с нашими соотечественниками, которые, объединившись в интернет-сообщества, разносят и сеют семена ядовитого музыкального сорняка в русскоязычном сегменте Сети? Сообщества эти имеют своих модераторов, которые вправе удалять нежелательные сообщения других участников, редактировать их сообщения, ограничивать пользователей в правах. Среди модераторов есть и те, кто проживает в Беларуси.

Всякий добропорядочный модератор решительно пресекает проявление экстремизма. Но к таким относятся не все. Есть те, кто делает вид, что никакого экстремизма в призывах к насилию не усматривают или не замечают. Их-то представители правоохранительных органов и приглашают для беседы, напоминают о нормах Закона, вручают предостережения.

Встречаются среди модераторов интернет-сообществ и непонятливые, и строптивые, и упрямые. По отношении к таким в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» принимают меры и пожестче. Обижаться тут, прямо скажем, не на что. И жаловаться в ОБСЕ тоже.

Владимир Кожевников, «Ваяр», kozhevnikov@mod.mil.by

←Извещения об уплате сбора на госрасходы вручат до 1 октября 2016 года, рассчитаться нужно до 15 ноября

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика