Митрополиту Филарету - 80 лет. Что говорил владыка о смертной казни, государстве, морали и интернете
21.03.2015 09:54
—
Новости Общества
Сегодня исполняется 80 лет почетному Патриаршему Экзарху всея Беларуси митрополиту Филарету (в миру – Кирилл Варфоломеевич Вахромеев).
Он родился в Москве в семье служащих. Церковное служение начал в 1954 году. Был преподавателем, инспектором, ректором Московской духовной академии. С 1989 по 2013 год Филарет возглавлял Синод Белорусской православной церкви и был Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси. В 2006 году ему было присвоено звание "Героя Беларуси". В декабре 2013 года митрополит Филарет был почислен на покой. На посту предстоятеля Белорусской православной церкви его сменил митрополит Павел. К юбилею митрополита Филарета TUT.BY подготовил подборку его ярких цитат по самым разным вопросам общественной жизни.
О смертной казни
– Наличие смертной казни в обществе обусловлено тем, что среди его граждан еще не возобладало стремление к высоте Евангельского совершенства. Посему все сторонники смертной казни, равно как и преступники, – всё еще исповедуют Ветхий Завет, а то и язычество.
Мы, христиане, не можем оправдывать смертную казнь, ибо это грех убийства.
Жизнь любого человека принадлежит его Творцу, Богу. Не мы, грешные люди даровали бытие человеку, - не нам и лишать человека существования. Ведь за жизнь каждого из нас Господь Иисус Христос отдал Свою жизнь, претерпев страдания, унижения, издевательства и смерть на Кресте. В Римской империи распятие было самой унизительной и позорной казнью. Государство, казня своих граждан, каждый раз заново распинает Христа. С другой стороны, принять закон, отменяющий смертную казнь, может только достаточно сильное государство. Ибо в этом случае оно должно обеспечить такое положение дел, при котором, к примеру, преступник-убийца будет надежно изолирован в определенных условиях для его исправления.
Убиение человека немыслимо в христианстве. Церковь не мстит убийством за убийство, ибо это грех пред Богом (из тезисов митрополита Филарета накануне референдума о смертной казни, 1996 год).
Об отношениях со светским государством
– Церковь обрела независимость от государства и как религиозная организация стала самостоятельным участником общественной жизни, но в то же время церковь, отделенная от государства, не может быть также отделена от общества, от национальной культуры, сформированной с ее непосредственным участием, от традиций народов, воспитанных в лоне православия.
Соотношение светского и религиозного в современном мире является вопросом, требующим особого рассмотрения… Внерелигиозные формы социальной жизни современного общества, в том числе и светскость государства, не следует истолковывать как вытеснение религии на периферию (из выступления на конференции "Социальное учение в православном мире" в Москве, 2004 год).
– Сотрудничество церкви и государства развивается и углубляется, что, впрочем, не исключает и отдельные недопонимания на местах. Иногда приходится сталкиваться с неверно понимаемым принципом светскости, который может трактоваться в духе антицерковности и выражаться посредством идеологических штампов давно минувших лет! Расхожим заблуждением является утверждение, согласно которому церковь, якобы, отделена от государства. Не отчуждение, а партнерство государства и церкви является руководящим принципом государственной политики в религиозной сфере (из выступления на собрании минской епархии БПЦ, 2012 год).
– Законодатели пока еще не принимают способ жизнедеятельности Церкви, принципиально отличный от субъектов хозяйствования. Лучшие традиции минувших времен, мировой опыт свидетельствуют о дифференцированном подходе во взаимоотношениях государства и Церкви в различных областях деятельности (о налогообложении в отношении БПЦ, из выступления на встрече белорусского духовенства с главой государства, 2004 год).
О политике
– Наша миссия и наша проповедь должна быть поверх всех человеческих земных потрясений, политических, не хочется даже это слово произносить. Оно чуждо христианскому миропониманию, но оно существует. Поэтому надо в себе найти силы это пережить и поверх этого обратить свое слово к народу божьему (из фильма "Митрополит Филарет: служение Церкви и Отечеству", 2010 год).
– Церковь не принимает прямого участия в политическом процессе, но это не означает, что она безразлична к происходящим в обществе событиям. В минувшие годы белорусский народ не раз проявлял мудрость. Уверен, что и ныне наши соотечественники сделают правильный выбор. Хочу пожелать нам всем, чтобы выборы и референдум прошли достойно, спокойно, способствуя тем самым консолидации нашего общества (перед референдумом (и совмещенными с ним выборами в парламент) 2004 года о снятии ограничения по двум срокам для избрания одного лица президентом).
О морали и духовном возрождении
– Нет сомнений в том, что благополучие нашего Отечества связано с его всесторонним духовным возрождением. Только тот народ, который сохранил и сохраняет веру своих отцов, народ, объединенный многовековой христианской традицией, может смело смотреть в будущее (из выступления в ходе торжеств по поводу его 70-летия, 2005 год).
– Главная сила, способная помочь обществу в трудный час, — это сила богоподобной личности, человека. Наша ответственность заключается в том, чтобы проживать свою жизнь как ответный дар ныне родившемуся Христу. Это означает, что мы призваны к честному и добросовестному труду, чуткому и внимательному отношению друг к другу, покаянию и дерзновенной молитве к Богу (из рождественского послания 2012 года).
– Социальный статус не снимает ответственности за принятые решения, равно как и отсутствие статуса не оправдывает нерешительности и пассивности перед лицом зла (из рождественского послания 2013 года).
О теракте в минском метро
– Недоумение и скорбь о безвинно пролитой крови подступают к сердцу вместе с известием о жертвах взрыва в минском метро. Мирные жители нашей столицы ранены и убиты после трудового дня, проведенного ими во благо города и страны. Молюсь об упокоении убиенных, прошу милости Божией раненым и верую, что Господь подаст силы родственникам пострадавших и всем нам, чтобы в духовном трезвении и молитве помочь оказавшимся в беде. Молюсь также о ниспослании помощи тем, чьи профессиональные навыки сейчас нужны для преодоления тяжких последствий трагедии (из послания после теракта, 12 апреля 2011 года).
– Мы воздаем должное всему белорусскому народу, не оставшемуся безучастным, но вновь явившему в тяжкий час пример стойкости, единения и взаимной помощи. Пусть память об этом трагическом событии сделает невозможным повторение подобного во все времена и будет напоминанием о хрупкости мира и святости жизни. (из выступления на годовщину теракта, 2012 год)
Об интернете
– Необходимо действенное регулирование интернет-содержимого на законодательном уровне, как это сделано во многих странах, в частности в Китае. Китайский опыт интересен тем, что ответственность за использование интернета возложена не на государство, а лежит на тех, кто предоставляет доступ к сети.
Интернет, являющийся распахнутой дверью в мир, обладает мощным влиянием на сознание людей. Основная угроза состоит в том, что безнравственная информация стала доступной самым уязвимым категориям – детям и подросткам, у которых психика еще неустойчива. Для них виртуальный хаос очень опасен (из заявления на встрече с Александром Лукашенко, 2009 год).
Интернет, являющийся распахнутой дверью в мир, обладает мощным влиянием на сознание людей. Основная угроза состоит в том, что безнравственная информация стала доступной самым уязвимым категориям – детям и подросткам, у которых психика еще неустойчива. Для них виртуальный хаос очень опасен (из заявления на встрече с Александром Лукашенко, 2009 год).
– Интернет не должен замещать собой реальной жизни, что, к сожалению, нередко происходит. Он имеет вспомогательное значение и должен содействовать более глубокому усвоению церковных истин. Для очень многих людей интернет представляется уникальным местом реализации свободы, проявления своего мнения на различные события церковной и общественной жизни. Нисколько не умаляя человеческую свободу, мы хотели бы отметить, что императивом поведения интернет-пользователя должно быть благо Церкви (из выступления на семинаре "Проблемы и тенденции развития православного образования и катехизации в Беларуси", 2009 год).
– Для церкви интернет – это не более чем инструмент. Причем далеко не универсальный... Быстрый доступ к нужной информации, скорость обмена данными, оперативность в распространении информации: все это замечательно и бесспорно. Но болтовня, сплетни, ни к чему не приводящие споры – это убийство времени. Полагаю, что многие совершают это убийство от одиночества или из-за каких-нибудь личных комплексов, нереализованных амбиций.
Общение с собеседником, лица которого не видишь и голоса не слышишь, - взаимно безответственно. А значит – большей частью бесплодно и для души, и для сердца. В результате человек вообще может потерять навык общения с реальным миром и живыми людьми! И тогда на смену настоящей жизни приходят психические расстройства и разрушение социальных основ личности (из интервью по случаю своего 75-летия, 2010 год).
О современных моральных вызовах
– Необходимо обратить внимание на защиту права на жизнь нерожденных детей, ибо по своим размахам проблема абортов приобрела угрожающий характер (из выступления на встрече белорусского духовенства с главой государства, 2004 год).
– Нас весьма беспокоит содержание отдельной печатной продукции и телепрограмм. Это не свобода слова и печати, это свобода произвола… Со стороны государственных организаций было бы не лишним пересмотреть критерии нравственной оценки произведений в области искусства, а также усилить влияние Республиканской экспертной комиссии по противодействию пропаганде порнографии, насилия и жестокости (из выступления на встрече белорусского духовенства с главой государства, 2004 год).
– К священникам за покаянием приходит много женщин после абортов. Они должны понимать, что совершение аборта – это болезнь (из выступления перед началом конференции по вопросам демографической безопасности в Минске, 2007 год).
– Насилие над личностью ребенка, ведущее к растлению, происходит всякий раз, когда половое образование учит детей всем интимным деталям отношений полов, в том числе с помощью наглядных пособий. Сегодня это часто обосновывается профилактикой СПИДа (из выступления в ходе конференции по вопросам демографической безопасности в Минске, 2007 год).
– Мы озабочены участившейся в средствах массовой информации рекламой разного рода лженаук и оккультных услуг. Это не только не делает чести государственной информационной системе, но и снижает ее авторитет в цивилизованном обществе.
Митрополит Филарет выразил также недоумение в связи с тем, что в "общегосударственном классификаторе видов деятельности есть услуги спиритов, гадалок и астрологов" (из выступления на встрече синода БПЦ с главой государства, 2008 год).
– Верующие обеспокоены внедрением в жизнь нововведений по сбору и хранению информации о каждом человеке. Участились вопросы по регистру населения, введению биометрических систем контроля. Мы объясняем, что эти системы не могут навредить душе человека. Но и со стороны государства необходимы разъяснения на вопросы, смогут ли эти базы данных быть защищены от незаконного использования информации (из выступления на встрече синода БПЦ с главой государства, 2008 год).