ХАТЫНЬ — ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
(Минская область, Логойский район)
Подъезжая к мемориальному комплексу «Хатынь», слышишь звон колоколов как напоминание о том, что в марте 1943 года была сожжена деревня на Логойщине. Сегодня мемориал является одним из самых известных памятников Великой Отечественной войны.
Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года. Конкурс на создание проекта мемориала был объявлен за два года до этого. Почетная миссия была возложена на коллектив архитекторов — Юрия Градова, Валентина Занковича, Леонида Левина и народного художника БССР Сергея Селиханова.
Архитектурно-скульптурный комплекс занимает площадь около 50 гектаров. В центре расположена шестиметровая скульптура «Непокоренный человек», а рядом — гранитные плиты, символизирующие крыши домов. Центральная улица выложена серыми железобетонными плитами. Когда-то здесь были дома, а теперь 26 бетонных венцов сруба и столько же обелисков. Возле каждого установлена открытая калитка — как символ гостеприимства жителей этой деревни. На бронзовых табличках имена тех, кто здесь родился и жил. А сверху — одинокий колокол. Его звон раздается каждые полминуты.
Также «Хатынь» символизирует невозрожденные белорусские деревни, сожженные вместе с жителями. «Могила» одного из 185 поселений представляет собой символическое пепелище с языками пламени — напоминание о том, что оно было сожжено. На нем написано название деревни и района, в котором она была. И конечно, в траурной урне хранится земля оттуда.
Еще один мемориальный элемент, который находится на территории комплекса, — «Вечный огонь». На квадратном траурном постаменте в трех углах стоят березки. Как рассказал директор комплекса Артур Зельский, вместо четвертой березы горит огонь — как память о каждом четвертом погибшем жителе Беларуси.
Кто сжег Хатынь?
В энциклопедиях и справочниках по этому поводу сказано очень мало: «Хатынь сожжена немецко-фашистскими захватчиками». Более подробно рассказывается в очерках: отдал приказ на уничтожение Хатыни и ее жителей командир фашистского эсэсовского батальона генерал Оскар Дирлевангер. А причиной тому послужило убийство шеф-командира первой роты капитана полиции Ганса Вёльке, пулеметчика Шнайдера и троих полицаев. Дирлевангер, узнав об убийстве Ганса Вёльке, который был чемпионом Олимпийских игр 1936 года, приказал уничтожить Хатынь и ее жителей. 22 марта 1943 года во второй половине дня, каратели окружили деревню. Жители деревни ничего не знали об инциденте. По приказу полицейские согнали все население в колхозный сарай и заперли. Тех, кто пытался убежать, убивали тут же. Сарай обложили соломой, облили бензином, а переводчик — полицейский Лукович поджег его. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков людей строение рухнуло. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросались бежать, но тех, кто вырывался, расстреливали из пулеметов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. А сама деревня была уничтожена полностью.
В живых осталось несколько детей, из взрослых жителей деревни выжил лишь 56‑летний кузнец Иосиф Каминский. Раненый и обгоревший, он пришел в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Среди трупов односельчан он нашел своего сына Адама. Мальчик скончался на руках у отца. Именно Иосиф с сыном послужили прототипом знаменитого памятника в мемориальном комплексе.
Наталья Демешко, фото автора