Житель Бреста 7 лет остается без пенсии из-за советского паспорта: менять его отказывается по религиозным убеждениям

Источник материала:  
18.03.2015 13:03 — Новости Общества
"Я оторван от всего", - жалуется пенсионер из Бреста Николай Лавренюк. Он не может оформить документы на наследство, выехать за границу, получить кредит. Даже заслуженную пенсию семь лет не получает из-за того, что, выбирая между своими религиозными убеждениями и паспортом, выбрал первое.

67-летний Николай Иванович с супругой живет в квартире в одном из микрорайонов Бреста. Хозяин проводит нас в зал и усаживает в кресло напротив советского шкафа, заставленного иконами и религиозной литературой. Аккурат на нижней полке лежит красная книга в твердом переплете - "Откровение Иоанна Богослова". Мария Сергеевна, жена Николая Ивановича, открывают заложенную страницу и вслух читает отрывок, который знает наизусть:

"Здесь мудрость, - ведет пальцем бабушка по строчкам, - Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть".




С этих строк и началась история борьбы Николая Ивановича за свои убеждения и пенсию.


"Клеймо"

Николай Иванович с супругой более 40 лет вместе. В мае у них очередная годовщина. Однако праздновать пожилые брестчане не планируют - одной пенсии на двоих едва хватает, чтобы сводить концы с концами. Сам Лавренюк, за плечами которого, по его расчетам, 36 лет трудового стажа, за последние семь лет выплату получил лишь один раз. Дело в том, что до сих пор наш собеседник "достает из широких штанин" не синий, а красный, советский, паспорт. В какое бы учреждение он ни обращался, везде получает отказ - устаревший документ не признают, а новый он получать отказывается по религиозным убеждениям.

Главное, что смущает пенсионера в белорусском паспорте - идентификационный номер. По его мнению, комбинация из букв и цифр обезличивает человека, лишает его имени, данного ему при крещении, уподобляет "бездушным вещам или товарной массе, на которую накладывают клеймо". Кроме того, в среде единомышленников Николая Ивановича бытует твердое убеждение, что в буквах номера, обозначающих код региона, зашифровано число "666".

Но зачем кому-то намеренно зашифровывать в паспортах белорусов демонические цифры? На этот вопрос пенсионер дает сложный и пространный ответ, в котором смешались религия, сионисты, США, заговор мировой элиты и что-то вроде теории золотого миллиарда.

Собеседник в своих рассуждениях последователен и непоколебим. Признается, что не все с ним согласны и на этой почве с друзьями и близкими периодически разгораются споры. Но его уверенность в своей правоте пока никому не удалось пошатнуть.


"Куда ни зайду, кричат "недействительный"

Так и получилось, что Николай Иванович до сих пор живет с советским паспортом, в котором идентификационного номера нет. По его признанию, без "бумажки" он стал букашкой, выброшенной на обочину.

"Я оторван от всего. Не могу ничего оформить. Даже телефон не могу провести - паспорт нужен. Чтобы оформить документы на недвижимость, получил отказ - советский документ не принимают. Мне по наследству передали отцовский дом, но до сих пор не можем все оформить. Даже билеты на вокзале не купишь, чтобы поехать в деревню (деревня находится в пограничной зоне - TUT.BY). Доверенность тоже не получить. Была такая необходимость и не оформили без паспорта. <…> Куда ни зайду, кричат "недействительный", - сетует собеседник.




Помимо бытовых неудобств, из-за советского паспорта Николай Иванович с 2008 года не может получить пенсию.

"Комиссия отказала в назначении пенсии по возрасту в связи с отсутствием у меня паспорта гражданина Республики Беларусь", - негодует пенсионер.

За семь лет он получил пенсию лишь единожды, когда не мог найти свой советский паспорт и получил в милиции справку об утере документа. Однако срок ее действия истек и дедушка вновь оказался у разбитого корыта.


Новая надежда

Многочисленные обращения в инстанции результатов не дали. Помимо Николая Ивановича "бумажную борьбу" с чиновниками развязали и его единомышленники в других городах страны. Написали даже обращение в Комитет ООН по правам человека. Однако несмотря на все усилия, долгое время результат оставался прежним.

Все это время Николай Иванович жил на пенсию жены, которая документ сменила. По словам Марии Сергеевны, на тот момент она еще не знала о сакральном смысле идентификационного номера.

"Если бы знала - не брала бы (новый паспорт - TUT.BY)", - вторит супруга и говорит, что если ее муж сможет получать деньги без документа, то и она от него откажется.

Николай Иванович уже было отчаялся добиться своей законной пенсии, когда появилось постановление Совмина, в котором прописана схема выплаты пенсий белорусам, живущим без паспортов.

Каждый белорус по Конституции имеет право получать пенсию. Законодательством предусмотрено, что для выплаты пенсии нужно предъявляет документ, удостоверяющий личность, - то есть паспорт. В итоге те пенсионеры, которые по религиозным или каким-то другим причинам отказались от паспорта, не могли получить свои деньги. На эту правовую нестыковку ранее обратил внимание Конституционный суд, который и поручил Совмину устранить неточности в законодательстве.

"Мне кто-то сказал, что видел мою фамилию в интернете. А потом я пошел в храм и увидел распечатку статьи, в котором говорилось об этом постановлении", -
рассказал Николай Иванович.

Председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома Михаил Аксеневич заверил журналиста TUT.BY, что постановление Совмина призвано решить вопрос с выплатой пенсий гражданам, которые отказались от паспортов по религиозным убеждениям.

С 1 марта 2015 года пенсионерам-"отказникам" нужно будет один раз пройти процедуру идентификации. Для этого нужно обратиться с заявлением в управление по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации или фактического проживания. Запрос рассмотрит подразделение по гражданству и миграции и подготовит заключение о подтверждении личности гражданина, которое направят в орган по труду, занятости и соцзащите.

"Это своего рода справка, которая будет выдаваться органами внутренних дел, где будет вклеена фотография", -
рассказал Михаил Степанович.


Первым делом пенсия

Но Николай Иванович радоваться пока не спешит - не верит, что его беспенсионные годы подошли к концу.

- Еще не известно, как все будет на самом деле, - говорит он.

Брестский правозащитник Владимир Малей, который консультировал Лавренюка при обращении в Комитет ООН по правам человека, не исключает, что вскоре они могут подать иск в суд с требованием вернуть брестчанину пенсию за все семь лет.

"Сначала нужно текущую пенсию получить, а затем будем решать", - отметил Владимир Малей.
←Вступительные испытания в 5-е классы гимназий пройдут в Беларуси 2-10 июня

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика