Километраж с подвохом: что происходит с тарифами на такси?
Источник материала: БелТА
12.03.2015 10:18
—
Новости Общества
Услуги компаний, которые работают в сфере пассажирских перевозок, становятся в Беларуси все более востребованными. Они вытесняют с рынка так называемых частников, перевозящих пассажиров в режиме «калыма», не имея на это никаких разрешительных документов да и нужных навыков вождения тоже. Более того, такие водители зачастую имеют очень смутное представление об оптимальных маршрутах передвижения по нашим непростым дорогам. Поэтому пассажиры делают правильный и осознанный выбор в пользу официальных компаний, у которых есть необходимый пакет разрешений. Стоимость перевозок хоть и нельзя назвать дешевой, но и запредельно дорогой она не является. Завышать цены не позволяет высокий уровень конкуренции, который существует в этом сегменте рынка перевозок. Однако иногда случаются и казусы... Но обо всем по порядку.
Читательница 7 Дней принесла в редакцию чек, который ей выдал таксист по окончании поездки. На сумму в 150 тысяч рублей.
Людмилу Петровну возмутила сумма, которая была указана в денежном документе.
— Знаете, изредка мне приходится пользоваться услугами такси. Все-таки это сейчас не роскошь, а средство быстрого передвижения. Обычно для меня расстояние от Центрального минского железнодорожного вокзала до дома, а это всего-то четыре километра, обходится в 50-60 тысяч рублей, — рассказывает она суть проблемы. — Дело происходило несколько дней назад, на вокзале, в седьмом часу вечера. Моросил дождь, дул сильный ветер, а в руках у меня были четыре увесистые сумки. Я вначале решила поехать на автобусе: перешла на улицу Бобруйскую, но, увидев на остановке большое количество народа, решила, что лучше раскошелюсь на такси. А тут прямо у факультета международных отношений БГУ стоят машинки. Вижу знакомые цифры разрекламированной компании, открыла дверь, а водитель говорит: «Передо мной вот та машина, она первая в очереди, — и указывает на стоящий рядом старенький «Мерседес», который внешне не очень-то и напоминал такси. Я замешкалась и объясняю, что хочу ехать с ним, мол, цена у службы более лояльная. А тот отвечает: «Зря вы так, тарифы у нас одинаковые». Ну раз так, думаю, чего упрямиться. Села к «немцу» и поехала. Поскольку на дороге в это время, я бы так сказала, мини-пробки, то вместо обычных семи минут ехали аж 20. Когда по прибытии на место услышала, что поездка стоит 150 тысяч рублей, чуть дар речи не потеряла. Водитель отвечает: «Что ж вы хотите, пробки!». Я опять настаиваю: разберитесь, такой суммы в принципе быть не должно. А он так грубовато в ответ: «Сами разбирайтесь, но сначала рассчитайтесь». Я, конечно, заплатила, как потребовали, благо, что такая сумма оказалась в кошельке. Но осадок в душе остался. Настроение было испорчено.
В самом деле, что происходит с тарифами на такси? Почему одно и то же расстояние можно проехать и за 50, и за 150 тысяч? Мы решили провести свое расследование.
И вот что оказывается на деле. Действительно, тариф за один километр проезда во многих службах не сильно отличается, а вот другие составляющие ценообразования этой услуги заслуживают особого внимания. Речь идет о так называемом абонировании (посадка плюс минимальный проезд) и почасовой оплате за услугу. Это, по простому арифметическому расчету, в случае с Людмилой Петровной составляет приблизительно 60 процентов от всей стоимости: 50 тысяч абонирование, 36 900 почасовая оплата и 63 800 тариф за четыре километра пути. То есть собственно тарификация — это приблизительно 40 процентов. Наша читательница обычно вызывала такси по телефону, обращаясь в службу, где платят по фактическому тарифу. А в описанном эпизоде уже другая компания берет вышеупомянутые надбавки.
Людмила Петровна уверяет, что знай она о реальной цене за поездку, то непременно воспользовалась бы услугами общественного транспорта.
— Я не жалобщик и не жмот, просто хочу, чтобы людей не вводили в заблуждение и они знали: с таксистами надо быть начеку. Не стесняйтесь, расспрашивайте обо всех нюансах поездки, — предупреждает она.
— В такси, согласно установленному законом стандарту, должна висеть информационная табличка с указанием всех составляющих проезда – абонирование, тариф за километраж и так далее, — разъяснил заместитель директора ГУ «Столичный транспорт и связь» Андрей Илларионов. — Возможно, ваша читательница не обратила на табличку внимания. Хотя допускаю, что такой информации могло и не быть, однако это нарушение правил, и о таких фактах следует сообщать сразу же. Кстати, клиент также по правилам автомобильных перевозок пассажиров имеет право получать сведения об ориентировочной стоимости и условиях предоставляемых услуг.
Вроде в истории с Людмилой Петровной все правильно, все по закону, но есть в таком подходе к сервису определенное лукавство. Невольно напрашиваются ассоциации с выдачей кредитов, когда отдельные банки заманивали людей низкими процентными ставками. Люди на эту приманку клюнули, а потом оказалось, что рекламируемая услуга, как бесплатный сыр в мышеловке. По факту требовалось оплатить за расчетно-кассовые операции, за единовременное обслуживание, короче, набегало в итоге прилично. И кредит оказывался для многих неподъемным. Благо, Нацбанк вскоре навел порядок, обязав банки внятно и четко информировать клиентов о предоставляемых услугах. Кстати, это требование соответствует закону «О защите прав потребителей», в частности, статье 5 «Информация о товарах, работах (услугах)»…
Есть известный шлягер Ванессы Паради с грустным припевом: «Joe le Taxi C‘est sa vie». В переводе это звучит как «Таксист Джо, такова его жизнь». Хотелось бы при общении с нашими местными «Джо» напевать более веселые мелодии.
Ангелина СВЕТЛОВА, 7 Дней
БЕЛТА о новостях в стране и мире
БелТА (оригинал новости)