Беловежская пуща будет привлекать туриста безвизовым режимом
В скором времени иностранцы смогут ездить в Беловежскую пущу без виз. Достаточно будет предъявить документ на право посещения национального парка.
Иностранные граждане, желающие посетить национальный парк «Беловежская пуща», смогут находиться на территории парка без виз сроком до трех дней. Соответствующий указ президента № 115 от 9 марта 2015 года опубликован на Национальном правовом портале.
Иностранный гражданин, намеревающийся посетить Беловежскую пущу будет обязан предъявить документ для выезда за границу и документ, подтверждающий приобретение им турпутевки в пущу. Единая форма такого документа должна быть утверждена к середине июня.
Въезд «беловежских» иностранных туристов будет осуществляться через пункт пропуска Переров (Беловежа).
Польскую часть Беловежской пущи ежегодно посещает порядка 150 тысяч туристов, многие из них не прочь посетить и белорусскую часть знаменитой пущи. Вскоре такая возможность у них появится.
Представитель общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Виктор Фенчук считает, что введение безвизового режима посещения имеет существенные положительные аспекты:
«Поток не будет настолько большой, — сказал он. — Угрозы экосистемам пущи я не вижу. Наоборот, из Польши к нам могут приехать более экологически ориентированные туристы. Для пущи появится возможность повысить уровень организации экологического туризма, увеличить число таких предложений. Интерес к лесу и дикой природе сформирует, как ожидается, и соответствующие предложения. У пущи в этом смысле большой потенциал, так как теперь в меньшей степени используется природный компонент, чем развлекательный».
Виктор Фенчук пояснил, что при практически равноценных туристических потоках, туристическая атмосфера в белорусской части Беловежской пущи отличается от польской как раз тем, что «там на первом плане наблюдение за природой, а у нас пока что туризм сконцентрирован в значительной мере на нескольких раскрученных объектах, например, усадьбе Деда Мороза,куда, собственно, и едут массово дети и взрослые».
Если из польской в белорусскую часть приедут туристы, которые будут интересоваться экологическими маршрутами, наблюдением за экосистемами и животными, то это позволит парку расширить спектр предложений, связанных с развитием интереса к природе и для белорусских туристов:
«Мода путешествовать по лесу пешком, на велосипеде, созерцать и сопереживать природе формируется не сразу. Я надеюсь, что поток европейских туристов поможет такую моду привить и в Беларуси».
Польская и белорусская части Беловежской пущи
Важно, добавил Виктор Фенчук, чтобы при разработке правил безвизового посещения Беловежской пущи были учтены интересы как объектов сервиса Национального парка, так и многочисленных агроусадеб, находящихся на его территории:
«Хотелось бы, чтобы другие субъекты туризма получили поддрежку в плане приема безвизовых туристов».
Хозяин усадьбы «Млынок» в деревне Млыны Каменецкого района Георгий Грибов по-прежнему уверен, что европейских туристов было бы больше и в Беларуси в целом, и в агроусадьбах, если бы не визовый режим.
«Если турист будет ограничен в перемещении, это будет означать, что в усадьбах, многие из которых способны, к слову, хорошо принять гостя, он не остановится, — сказал Георгий Грибов в комментарии для Naviny.by о перспективах безвизового режима для туристов, приезжающих в Беловежскую пущу. — Думаю, в результате люди будут жить на польской стороне в Беловеже, а у нас только кататься на велосипедах. Они въедут и вернутся, таким образом, оставят в Беларуси минимум денег».
Для иностранцев необходимо расширить зону географического пребывания. Ведь не всех туристов устроит жить в дорогой гостинице в Беловежской пуще, считает Георгий Грибов.
«Не всех в качестве развлечения устроит усадьба Деда Мороза. Многие иностранцы, которые останавливались у меня, были далеко не впечатлены, так как считали, что это Диснейленд в заповеднике», — рассказал владелец усадьбы «Млынок».
Решение задачи, как привлечь и удержать безвизовых туристов, считает Георгий Грибов, должно осуществляться в русле развития региона в целом с учетом возможностей агроусадеб.
Пока же, отметила председатель правления белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова, в Беларуси пытаются развить не регион, не местность, а только Национальный парк.
Она рассказала о польском опыте: «Деревня Беловежа — туристический центр, частью которого являются как гостиницы, так и агроусадьбы. Регион Беловежи раскручен, туристов хватает. Там развита инфраструктура в отличие от белорусской части пущи. Владельцы наших усадеб работают как маленькие туроператоры, пытаются заинтересовывать туристов программой, создают инфраструктуру. На польской стороне иная атмосфера, там и объектов сервиса побольше, и по парку на велосипеде спокойно можно перемещаться. У нас больше чувствуется пограничная зона».
Валерия Клицунова полагает, что именно для привлечения «огромного потока туристов, приезжающих в Беловежу», и вводится безвизовый режим.
Однако Клицунову беспокоит то, что речь ведется только о привлечении туристов в Национальный парк:
«Возникает вопрос, как определят его границы? В пределах кольцевой дороги пущи? Боюсь, в результате речь будет идти об организованных группах, которые будут размещаться только в гостиницах Национального парка. Я все-таки за то, чтобы люди могли останавливаться в усадьбах. Это народная дипломатия и путь к развитию региона».