В Беларуси планируется внести поправки в законодательство о внешней трудовой миграции
09.03.2015 22:41
—
Новости Общества
В Беларуси за последнее время значительно возросло количество трудовых мигрантов. Если в 2012 году официально в страну прибыло около 12 тыс. иностранных граждан, то в 2014-м - около 38 тыс. Число легально выехавших белорусов для трудоустройства за границей при этом уменьшается: в 2012 году - 6,5 тыс., в прошлом году - 5,2 тыс. При этом интерес белорусских граждан к заработкам за рубежом по-прежнему остается стабильно высоким. С учетом этих обстоятельств назрела необходимость внести соответствующие изменения в действующее законодательство. О том, какие поправки могут быть внесены в закон о внешней трудовой миграции, рассказала заместитель председателя постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по международным делам Анна Левицкая.
"Способность страны принимать новых людей свидетельствует о силе общества. И не стоит бояться, что этот процесс каким-то образом может изменить ее гомогенную стабильность, ведь иностранцы так или иначе вносят свою лепту в развитие экономики, культуры, науки принимающего их государства, а значит укрепляют и само общество", - высказала мнение депутат. Но при этом не следует забывать о защите прав и интересов таких граждан, а также белорусов, выезжающих за пределы государства для трудоустройства. В связи с этим актуализация законодательства в сфере внешней трудовой миграции так важна и необходима, считает Анна Левицкая.
Законопроект, которым предполагается внести поправки в закон "О внешней трудовой миграции", внесен в Палату представителей в конце 2014 года. Этим документом предлагается изменить понятие "наниматель Республики Беларусь". Если говорить точнее, его предлагается сузить. В это понятие войдут иностранные организации и индивидуальные предприниматели, у которых будут открыты в Беларуси представительства для трудового найма иностранных граждан, не имеющих разрешения на постоянное проживание в стране. "Если раньше инвесторы могли формировать свой трудовой коллектив за пределами Беларуси, то после изменений законодательства эти иностранные организации вынуждены будут открывать у нас свои представительства и только потом нанимать иностранцев в соответствии с белорусским законодательством", - пояснила парламентарий.
После того как представительство будет открыто, инвесторам нужно через департамент по гражданству и миграции МВД Беларуси получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы для их трудоустройства на своем предприятии и специальные разрешения на каждого нанимаемого работника. Кроме того, организации будут обязаны заключать с каждым иностранцем трудовой договор и соблюдать все трудовые обязательства так же, как и по отношению к белорусам. "Таким образом, определенные права и интересы иностранных граждан, которые приедут в Беларусь для трудоустройства, будут максимально защищены. Кстати, и по нынешнему законодательству они более защищены, чем в остальных странах бывшего Советского Союза. У нас, например, более выгодные и приемлемые условия в плане социального пакета", - отметила заместитель председателя постоянной комиссии.
Помимо этого, планируется значительно усилить контроль: предполагается обязать лицензиатов, находящихся в Беларуси и занимающихся привлечением иностранной рабочей силы, и белорусские организации, имеющие лицензии на заключение договорных отношений с другими государствами на трудоустройство белорусов, отчитываться о своей деятельности перед департаментом по гражданству и миграции и его подразделениями. В частности, им придется докладывать о количестве заключенных сделок и о прекращении сроков тех или иных договорных обязательств.
"Раньше лицензиат мог спокойно свернуть свой бизнес и распустить сотрудников, в том числе иностранных, которые, по сути, выпадали из поля зрения госорганов. Теперь законопроектом предусмотрено, что в случае прекращения деятельности организация должна проинформировать об этом департамент по гражданству и трудовой миграции МВД и в обязательном порядке вернуть специальные разрешения на каждого иностранца, который числился у них в штате. И сделать они это обязаны в течение пяти дней со дня прекращения деятельности", - рассказала Анна Левицкая. Таким образом, по словам эксперта, не потеряется из виду ни один иностранный гражданин, который был трудоустроен на территории Беларуси.
Из сферы действия законопроекта исключаются иностранные специалисты, которые получили высшее образование в Беларуси, даже если прошел год (но не более) с момента получения ими диплома. Если иностранный студент отучился в вузе и решил остаться работать в Беларуси, то работодателю не придется получать на него специальное разрешение для привлечения к трудовой деятельности. "Считается, что за время обучения иностранные студенты максимально интегрировались в общество, вникли в нюансы нашего соцбыта, поэтому им проще адаптироваться и в плане работы, - пояснила парламентарий. - Кроме того, таким образом в стране улучшится миграционный климат в плане привлечения специалистов в те отрасли, где государство испытывает определенный дефицит в кадрах (образование, здравоохранение)".
Что касается организаций, которые занимаются содействием трудоустройству белорусов за пределами страны, то они будут обязаны информировать департамент по гражданству и трудовой миграции МВД о каждой заключенной сделке с иностранными нанимателями. "Мы не могли в законопроекте обойти эту сферу стороной, так как необходимо постоянно принимать меры по уменьшению бесконтрольного и нелегального оттока нашей рабочей силы из страны. И нужно, чтобы Министерство внутренних дел нашей страны было максимально информировано о трудовых передвижениях белорусов за рубежом", - подчеркнула Анна Левицкая.
Также законопроектом вводится понятие "высококвалифицированный специалист". Согласно критериям, предложенным Министерством экономики и нашедшим отражение в проекте документа, такой специалист должен иметь высшее или средне специальное образование, стаж работы не менее пяти лет, а его заработная плата должна составлять не менее 15 минимальных заработных план по стране. Но по данному определению очень много вопросов, и, возможно, они еще будут дорабатываться, отметила зампредседателя постоянной комиссии.
В остальном законодательство в сфере внешней трудовой миграции предлагается оставить прежним. Поправки планируется рассмотреть в первом чтении на весенней сессии.
"Способность страны принимать новых людей свидетельствует о силе общества. И не стоит бояться, что этот процесс каким-то образом может изменить ее гомогенную стабильность, ведь иностранцы так или иначе вносят свою лепту в развитие экономики, культуры, науки принимающего их государства, а значит укрепляют и само общество", - высказала мнение депутат. Но при этом не следует забывать о защите прав и интересов таких граждан, а также белорусов, выезжающих за пределы государства для трудоустройства. В связи с этим актуализация законодательства в сфере внешней трудовой миграции так важна и необходима, считает Анна Левицкая.
Законопроект, которым предполагается внести поправки в закон "О внешней трудовой миграции", внесен в Палату представителей в конце 2014 года. Этим документом предлагается изменить понятие "наниматель Республики Беларусь". Если говорить точнее, его предлагается сузить. В это понятие войдут иностранные организации и индивидуальные предприниматели, у которых будут открыты в Беларуси представительства для трудового найма иностранных граждан, не имеющих разрешения на постоянное проживание в стране. "Если раньше инвесторы могли формировать свой трудовой коллектив за пределами Беларуси, то после изменений законодательства эти иностранные организации вынуждены будут открывать у нас свои представительства и только потом нанимать иностранцев в соответствии с белорусским законодательством", - пояснила парламентарий.
После того как представительство будет открыто, инвесторам нужно через департамент по гражданству и миграции МВД Беларуси получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы для их трудоустройства на своем предприятии и специальные разрешения на каждого нанимаемого работника. Кроме того, организации будут обязаны заключать с каждым иностранцем трудовой договор и соблюдать все трудовые обязательства так же, как и по отношению к белорусам. "Таким образом, определенные права и интересы иностранных граждан, которые приедут в Беларусь для трудоустройства, будут максимально защищены. Кстати, и по нынешнему законодательству они более защищены, чем в остальных странах бывшего Советского Союза. У нас, например, более выгодные и приемлемые условия в плане социального пакета", - отметила заместитель председателя постоянной комиссии.
Помимо этого, планируется значительно усилить контроль: предполагается обязать лицензиатов, находящихся в Беларуси и занимающихся привлечением иностранной рабочей силы, и белорусские организации, имеющие лицензии на заключение договорных отношений с другими государствами на трудоустройство белорусов, отчитываться о своей деятельности перед департаментом по гражданству и миграции и его подразделениями. В частности, им придется докладывать о количестве заключенных сделок и о прекращении сроков тех или иных договорных обязательств.
"Раньше лицензиат мог спокойно свернуть свой бизнес и распустить сотрудников, в том числе иностранных, которые, по сути, выпадали из поля зрения госорганов. Теперь законопроектом предусмотрено, что в случае прекращения деятельности организация должна проинформировать об этом департамент по гражданству и трудовой миграции МВД и в обязательном порядке вернуть специальные разрешения на каждого иностранца, который числился у них в штате. И сделать они это обязаны в течение пяти дней со дня прекращения деятельности", - рассказала Анна Левицкая. Таким образом, по словам эксперта, не потеряется из виду ни один иностранный гражданин, который был трудоустроен на территории Беларуси.
Из сферы действия законопроекта исключаются иностранные специалисты, которые получили высшее образование в Беларуси, даже если прошел год (но не более) с момента получения ими диплома. Если иностранный студент отучился в вузе и решил остаться работать в Беларуси, то работодателю не придется получать на него специальное разрешение для привлечения к трудовой деятельности. "Считается, что за время обучения иностранные студенты максимально интегрировались в общество, вникли в нюансы нашего соцбыта, поэтому им проще адаптироваться и в плане работы, - пояснила парламентарий. - Кроме того, таким образом в стране улучшится миграционный климат в плане привлечения специалистов в те отрасли, где государство испытывает определенный дефицит в кадрах (образование, здравоохранение)".
Что касается организаций, которые занимаются содействием трудоустройству белорусов за пределами страны, то они будут обязаны информировать департамент по гражданству и трудовой миграции МВД о каждой заключенной сделке с иностранными нанимателями. "Мы не могли в законопроекте обойти эту сферу стороной, так как необходимо постоянно принимать меры по уменьшению бесконтрольного и нелегального оттока нашей рабочей силы из страны. И нужно, чтобы Министерство внутренних дел нашей страны было максимально информировано о трудовых передвижениях белорусов за рубежом", - подчеркнула Анна Левицкая.
Также законопроектом вводится понятие "высококвалифицированный специалист". Согласно критериям, предложенным Министерством экономики и нашедшим отражение в проекте документа, такой специалист должен иметь высшее или средне специальное образование, стаж работы не менее пяти лет, а его заработная плата должна составлять не менее 15 минимальных заработных план по стране. Но по данному определению очень много вопросов, и, возможно, они еще будут дорабатываться, отметила зампредседателя постоянной комиссии.
В остальном законодательство в сфере внешней трудовой миграции предлагается оставить прежним. Поправки планируется рассмотреть в первом чтении на весенней сессии.