ТРУД АРИАДНЫ
Всмотритесь в ясное лицо девушки на фотографии. Можно ли подумать по облику этой юной красавицы, что она является инженером в организации с труднопроизносимым названием РСХАУП
«БелПСХАГИ», где работает с высокотехнологичным оборудованием общей стоимостью более миллиона евро?.. Ее зовут Юлия Сорока, 24 года, совсем недавно она окончила географический факультет БГУ. И хоть имя ее в переводе с греческого означает «кудрявая», девушка является обладательницей лишь слегка вьющихся длинных светлых волос. Кажется, таким же достоинством обладала и Ариадна, внучка бога солнца. Легенда о ней, пожалуй, является одной из самых романтичных в греческой мифологии. А много ли романтики в работе инженера ХХI века?
— Она в каждой профессии есть, — посмеиваясь, отвечает мне девушка.
Кому-то может показаться, что в работе географа-инженера вовсе не требуется вдохновения. Вроде бы, где развернуться фантазии, если день за днем скрупулезно создаешь план города согласно жестким требованиям к инженерной работе? Будучи ребенком, Юлия даже и не помышляла о подобной профессии. Девочка любила рисовать. И продолжает до сих пор: за компьютером — на рабочем месте, маслом и акварелью — в свободное время. В ближайшее время планирует поездку в Москву — увидеть неподражаемые полотна Николая Рериха. Впрочем, неподражаема и сама Юлия. Думаю, настало время раскрыть главную «фишку» ее работы.
Цифровой топографический широкоформатный авиационный сканирующий сенсор ADS100, в обиходе — аэрофотокамера. Это название вам о чем-нибудь говорит? Если нет, то изучите снимок (справа). Это уникальное по своей природе фото улицы Кобрина. Если бы газетная полоса могла вместить изображение в оригинальном размере, то вы бы могли пересчитать тротуарную плитку: точность снимка — пять сантиметров в пикселе. А если бы в нашем обиходе все-таки была электронная бумага, то читатели, надев специальные очки, могли бы полюбоваться на стереоизображение Минска. Снимок поистине уникальный! А представьте себе карту, составленную из подобных снимков, или даже — 3D-модель города… Все это создано с помощью сенсора ADS100 руками сотрудников БелПСХАГИ.
— Конечно, звучит довольно серьезно, но, по сути, я просто занимаюсь любимым делом. Работа меня очень увлекает, коллектив попался дружный, молодой… — после этих слов Юлия делает паузу и, задорно улыбаясь, заговорчески добавляет: — Вообще-то это особая романтика! Бывает, несколько дней подряд провожу в полетах!..
Именно так и создаются подобные снимки. Совершая полет на легком винтовом самолете
Cessna 402 на высоте от 500 метров до шести километров, Юлия наблюдает на мониторе местность, оперирует сложным цифровым оборудованием, в то время как крылатая машина разрезает небо на скорости около 300 километров в час…
Сегодня она — инженер, который работает с новейшим топографическим сенсором. А поскольку аппарат единственный в своем экземпляре на всем постсоветском пространстве, то и Юлия — одна из немногих, кто «снимает» на сенсор ADS100 на территории стран бывшего Советского Союза. По сути, она и есть та самая Ариадна, которая протягивает невидимую нить по пути следования своей небесной колесницы Cessna 402. А сенсор ADS100 — тот самый клубок, благодаря которому, по легенде, Ариадна помогла греческому герою Тесею выбраться из лабиринта.
Юлия Алёхно, «Ваяр», aliokhna@mod.mil.by