Какие претензии к высшему образованию Беларуси есть у мирового сообщества
Беларусь – одна из немногих европейских и постсоветских стран, не состоящих в Болонском процессе и, таким образом, выпадающая из европейского пространства высшего образования. Сегодня наша страна надеется присоединиться ко всей Европе.
Первую заявку на участие в Болонском процессе Беларусь подала в 2011 году. Она была отклонена, а вопрос заморожен до 2015-го. В этом году Министерство образования снова подало заявку на присоединение к единому европейскому образовательному пространству. Министр образования Михаил Журавков подчеркнул: вступление в Болонский процесс – одна из основных задач на ближайший год.
В итоге в Беларусь прибыла наблюдательная группа. Во время встречи с представителями высшего образования нашей страны международные эксперты озвучили свои вопросы-претензии.
Препятствия для мобильности
Питер Грайслер, глава управления "Университеты" Федерального Министерства образования и исследований Германии. "Я встречал информацию, что для любых поездок [белорусских студентов и преподавателей], которые длятся более 10 дней, нужно личное разрешение министра. Не является ли это лишней преградой для мобильности?" .
Действительно, в Беларуси образовательные стажировки преподавателей и студентов на более чем 10 дней требуют рассмотрения министерства. Министр образования Михаил Журавков объяснил: "Хочется чтобы стажировки были эффективными для студента и преподавателя, а не просто поездками-экскурсиями. Рассмотрение [министерства] повышает ответственность за выбор университета для стажировки и ее длительность".Министр подчеркнул, что научные командировки и поездки на конференции не регламентируются, и университеты решают вопрос об их продолжительности сами.
"Боюсь представить, чтобы в министерстве образования Германии решали такие вопросы. Мы просто не справились бы из-за большого потока заявок. Поэтому одно из наших рекомендаций – дать больше полномочий университетам", – выдвинул предложение Питер Грайслер.
Михаил Журавков заверил его: "Мы в будущем к этому придем".
Предоставление университетам права самим решать вопросы о длительности стажировок предусмотрено новой концепцией развития образования Беларуси. Концепция с указанием плана действий на ближайшие годы как раз строилась в соответствии с принципами Болонского процесса, отметил министр. Положение также предусматривает, что в вузы будут приезжать приглашенные ректора других университетов. Более того, согласно концепции, белорусские студенты смогут быть более мобильными внутри страны и слушать лекции не только в своем вузе, но и в других, сказал Журавков.
Министерство также рекомендует университетам увеличивать финансирование стажировок и научных поездок и одобряет активное участие вузов в европейских программах. Так, например, в новую программу Erasmus Mundus от белорусских университетов уже подано более 200 заявок, сказал Журавков.
Система зачетов
Бартоломей Банашак, министр науки и высшего образования Польши, сопредседатель рабочей группы по структурным реформам Европейского пространства высшего образования, член Болонской рабочей группы. "В Европе нагрузка на студентов исчисляется в системе перевода и накопления баллов – ECTS (система учета учебной работы студентов при освоении образовательной программы или курса, используется при переходе студентов из одного учебного заведения в другое на всей территории Европейского союза и других, принявших эту систему, европейских стран). Чтобы закончить учебный год, нужно набрать минимум 60 ECTS-баллов, что составляет около 1500-1800 учебных часов. Работает ли у вас система накопления и перевода баллов?".
Оказывается, ECTS в Беларуси есть. "Мы, на самом деле, используем эту систему в учебных планах уже два года, – рассказывает начальник управления высшего образования Минобра Сергей Романюк. – И вводим ECTS на законодательном уровне – определяем ее концептуальные (а не детальные) основы в новой редакции Кодекса об образовании. Наша задача, при том что не сложилась культура использования этой системы, внедрить в сознание университетов, что это очень важный механизм [мобильности студентов]".Нагрузка на студентов
"Насколько я знаю, в Беларуси предусмотрено 54 часа еженедельной нагрузки и 24-32 часа работы в аудиториях. Есть ли в Беларуси какое-то постановление, регулирующее режим обучения студентов? Каковы причины такой нагрузки и предусматриваете ли возможность ее пересмотра?" – продолжает задавать вопросы Бартоломей Банашак.
"54 часа – это нагрузка, учитывающая не только аудиторную, но и самостоятельную работу (занятия дома, в том числе, подготовка курсовых работ), – разъясняет начальник управления высшего образования Минобра Сергей Романюк. – Цифра 54 часа возникла по аналогии с нашим трудовым законодательством, поскольку предполагается, что у белорусских студентов шестидневная рабочая неделя. Таким образом, мы определили ее для соблюдения прав студентов на непревышение нагрузки в течение недели".
Практика показывает, что на старших курсах объем аудиторной нагрузки уменьшается, а самостоятельной – увеличивается, говорит Романюк. Причем объем аудиторной нагрузки полностью увязан с системой ECTS, заверяет представитель Минобра.
Студенческие движения
"В Беларуси есть братство студентов ("Братство организаторов студенческого самоуправления". – TUT.BY), которому, по нашей информации, отказали в регистрации в качестве организации. Могут ли белорусские студенты создавать свои движения?" – снова интересуется министр науки и высшего образования страны-соседки.
Министерство образования Беларуси не регистрирует организации, обратили внимания белорусские представители. "Проблем взаимодействия со студенческими организациями у нас нет, – уверяет министр Михаил Журавков. – Вы будете встречаться с представителями студенчества и можете задать им любой вопрос и, на мой взгляд, они вам честно ответят. По крайней мере, если спросите, есть ли у них мобильный телефон министра, скажут, что есть. Они могут позвонить мне в любое время".
Студенты и политика
Эрин Нордан, представитель Европейского студенческого союза. "Этот год – год выборов. Во время прошлых у вас были случаи исключения из университетов и выселения из общежитий за участие в политической деятельности. Будет ли у студентов в этом году право принимать активное и свободное участие в политической жизни [без последствий]?".
Качество образования
Андрейс Раухваргерс, председатель Совета Ректоров Латвии, сопредседатель Болонской рабочей группы.
"В соответствии с концепцией Болонского процесса [в стране] создаются независимые от властей агентства [оценки качества образовательного процесса]. Если они отмечают невыполнение стандартов, вносят информацию в специальный европейский реестр. В Европе около 30 таких организаций. Планируете ли вы преобразовать Департамент контроля качества образования Министерства в агентство, которое никаким образом не будет зависеть от властей?"."Почему бы и нет? – отреагировал министр. – Но мы и так не оказываем ни влияния, ни давления на этот департамент. Он работает в соответствии с общими европейскими правилами оценки качества образования. У нас действует международный образовательный стандарт, и проверка качества обучения производится с его учетом".
Еще, отметил министр, в Беларуси действует независимая система менеджмента качества, которую курирует не департамент, а другие структуры.
Влияние вузов на учебные программы
Вопрос предоставления больших полномочий вузам относительно влияния на учебные программы высказала сопредседатель Болонской рабочей группы Метте-Моёрк Андерсен.
В Болонской системе предусмотрено, что студент сам выбирает себе предметы и преподавателей и решает, сколько ему обучаться.Сегодня учебные типовые планы и образовательные стандарты, которые действуют в Беларуси, предусматривают, что 30% учебного времени отводится на так называемый компонент учебного заведения, рассказал ректор Республиканского института высшей школы Виктор Гайсенок. В рамках этих 30% студентам, как правило, предлагается несколько вариантов спецкурсов для изучения. Получается, сегодня студент может сам выбирать образовательную траекторию в 30% времени.
"Сейчас разрабатываются новые образовательные стандарты, которые предусматривают 50% курсов по выбору для первой ступени (бакалавриат) и 70% для второй ступени высшего образования (магистратура)", – сообщил Гайсенок.
Таким образом, белорусские студенты станут свободнее в выборе курсов для изучения в вузе.
Каковы шансы вступить в Болонский процесс в этом году?
"В целом рекомендации Болонской конвенции мы выполняем, – рассказал министр образования Беларуси Михаил Журавков. – Безусловно, у нас, как и всех других стран, есть свои особенности. В любой стране нет идеального соответствия принципам Болонской конвенции"."В намерении присоединиться к Болонскому процессу мы серьезно подошли к разработке нормативно-правовой базы и теперь можем с уверенностью сказать, что в стране полностью реализована двухступенчатая система образования, есть бакалавриат (3-5 лет в зависимости от специальности) и магистратура. Мы начали реализовывать систему непрерывного образования с учетом двухступенчатости высшего образования. На уровне защиты диссертаций введена возможность получения PHD. Кроме того, защита уровня кандидата наук, по запросу претендента, может проводиться и на английском языке. Все вузы ввели возможность обучения на английском языке".
Кроме того, министр отметил, что в концепции развития высшего образования прописано: к следующему году обязательно должны быть не менее 30% магистерских курсов на английском языке.
В свою очередь руководитель департамента образования Совета Европы Шюр Берган отметил: "Раз мы находимся в Минске, значит, мы серьезно рассматриваем заявку Беларуси. Мы здесь также, чтобы дать рекомендации о дальнейшем совершенствовании вашей системы образования".
Болонская рабочая группа разработает свои рекомендации по развитию высшей школы Беларуси и доведет свое видение относительно соответствия работы нашего высшего образования общеевропейским принципам 24-25 марта на заседании в Риге. Окончательное решение о вступлении Беларуси в Болонский процесс вынесут европейские министры образования на конференции, которая должна пройти до 31 июля этого года в Ереване.