О принятии в ближайшее время управленческого решения по оптимизации вузов речь не идет - Минобразования
Источник материала: БелТА
27.02.2015 22:11
—
Новости Общества
27 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. О принятии в ближайшее время управленческого решения по оптимизации национальной системы высшего образования речь не идет. Об этом говорится в официальном сообщении, размещенном на портале Министерства образования, передает БЕЛТА.
Научные исследования по проблематике функционирования вузов ведутся многими учеными как в Беларуси, так и за ее пределами, однако принятие управленческого решения должно быть обосновано как с точки зрения науки, так и практики, учитывать национальные особенности системы образования. Этот вопрос стал одним из основных на международной научной конференции "Проблемы и перспективы инновационного развития университетского образования и науки", которая прошла на базе Гродненского государственного университета им. Янки Купалы. "Речь шла о научной проблематике, результатах научного исследования и целью имела исключительно научную дискуссию, - сказано в пресс-релизе ведомства. - Различные концептуальные подходы к этому важному вопросу - дальнейшему развитию системы учреждений высшего образования Беларуси были представлены на международной научной конференции".
В конференции приняли участие более 200 белорусских и зарубежных экспертов. На пленарном заседании была представлена международная практика оптимизации систем учреждений высшего образования разных стран.
На конференции обсуждены в том числе и международные исследования по этому вопросу. Некоторые страны принимают меры по оптимизации высшей школы. Так, например, вузы Финляндии - за несколько лет их число сократилось с 20 до 15. В результате объединения сформировались новые вузы, призванные стать флагманами национального образования. Аналогичные процессы протекают в Дании, где из 25 университетов и исследовательских центров было создано 8 университетов и 3 научно-исследовательских центра. Во Франции в результате слияния трех вузов создан крупнейший университет страны в Страсбурге. Кроме финансовой экономии на административных расходах укрупнение вузов связано с другой целью - улучшить свои показатели в международных рейтингах.
При этом, как считают белорусские исследователи, интеграционные процессы нельзя связывать только с кризисом, скорее это часть политики по реформированию системы высшего образования на фоне роста конкуренции на международном рынке образовательных услуг. Укрупнение университетов - общемировая тенденция, характерная для Европы и США в последние 20-30 лет. В зависимости от специфики национальной системы образования этот процесс проходит по-разному, однако все страны сталкиваются со сходными проблемами, об этом, в частности, свидетельствует опыт европейских стран.
Учеными отмечена актуальность проблематики повышения конкурентоспособности белорусских учреждений высшего образования на международном рынке образовательных услуг, формирования в действующей системе учреждений высшего образования "точек роста" для устойчивого развития системы высшего образования страны.
Как было отмечено в выступлениях участников, появление рейтингов университетов ознаменовало новый этап в конкуренции на рынке образовательных услуг. Конкуренция стала международной, поэтому вузы вынуждены конкурировать не только между собой, но и с зарубежными университетами. У крупных университетов, как правило, появляются дополнительные возможности для развития образовательной и научно-исследовательской деятельности, что, в свою очередь, способствует интеграции единого научно-образовательного пространства университета с реальным производством. Университеты утратили монопольную власть на знание, т.к. появилась широкая и доступная сеть - интернет. В связи с этим перед вузами стоит масштабная задача по созданию новых образовательных опций, которые были бы востребованы рынком. Университеты получили большую экономическую свободу и начали превращаться в мощные корпорации. И здесь работает следующая рыночная логика: чем мощнее университет, тем больше его бюджет и тем больше у него возможностей для качественного улучшения.
На конференции подчеркивалось, что именно наука является основой для инноваций и развития университетов. Внедрение результатов научной деятельности в жизнь требует немалых вложений в создание технопарков, в формирование инфраструктуры опытно-конструкторских работ. В крупных университетах экономически целесообразно и рентабельно создание таких структур, как патентная служба, бизнес-инкубатор, отдел трансфера технологий и т.п., которые составляют необходимый фундамент для малых инновационных предприятий при вузе. Таким образом, несмотря на то, что большинство университетов ведет научные исследования, их эффективность в целом чрезвычайна низка, о чем свидетельствуют, к сожалению, и международные рейтинги. Эксперты признали, что для повышения эффективности функционирования вузовской кооперации необходимо внедрение таких форм, как сетевые университеты.
При разработке представленных для обсуждения на конференции предложений учитывался и кадровый аспект укрупнения. Белорусские эксперты признали, что ужесточение требований к профессиональной компетенции преподавателей неизбежно в сложившейся демографической ситуации. Кроме того, глобальная конкуренция будет только нарастать. Например, престижные западные университеты выставили на своих сайтах лекции ведущих ученых по основным образовательным программам. Белорусским преподавателям нельзя отставать в этом вопросе от своих коллег. Развивая современные формы взаимодействия, преподаватели получат доступ к более широкой ресурсной, научной базе и к международной деятельности. Оптимизация учебных планов, ликвидация дублирующих и непрофильных специальностей дадут возможность улучшить кадровый потенциал объединенного вуза, повысить качество образования. Студенты получат доступ к более широкому спектру образовательных услуг, к более сильному преподавательскому потенциалу и лучшей материально-технической базе. А создание крупных университетов позволит высшему образованию достойно ответить на вызовы ХХI века, соответствовать требованиям, предъявляемым к нему обществом и государством.-0-
Научные исследования по проблематике функционирования вузов ведутся многими учеными как в Беларуси, так и за ее пределами, однако принятие управленческого решения должно быть обосновано как с точки зрения науки, так и практики, учитывать национальные особенности системы образования. Этот вопрос стал одним из основных на международной научной конференции "Проблемы и перспективы инновационного развития университетского образования и науки", которая прошла на базе Гродненского государственного университета им. Янки Купалы. "Речь шла о научной проблематике, результатах научного исследования и целью имела исключительно научную дискуссию, - сказано в пресс-релизе ведомства. - Различные концептуальные подходы к этому важному вопросу - дальнейшему развитию системы учреждений высшего образования Беларуси были представлены на международной научной конференции".
В конференции приняли участие более 200 белорусских и зарубежных экспертов. На пленарном заседании была представлена международная практика оптимизации систем учреждений высшего образования разных стран.
На конференции обсуждены в том числе и международные исследования по этому вопросу. Некоторые страны принимают меры по оптимизации высшей школы. Так, например, вузы Финляндии - за несколько лет их число сократилось с 20 до 15. В результате объединения сформировались новые вузы, призванные стать флагманами национального образования. Аналогичные процессы протекают в Дании, где из 25 университетов и исследовательских центров было создано 8 университетов и 3 научно-исследовательских центра. Во Франции в результате слияния трех вузов создан крупнейший университет страны в Страсбурге. Кроме финансовой экономии на административных расходах укрупнение вузов связано с другой целью - улучшить свои показатели в международных рейтингах.
При этом, как считают белорусские исследователи, интеграционные процессы нельзя связывать только с кризисом, скорее это часть политики по реформированию системы высшего образования на фоне роста конкуренции на международном рынке образовательных услуг. Укрупнение университетов - общемировая тенденция, характерная для Европы и США в последние 20-30 лет. В зависимости от специфики национальной системы образования этот процесс проходит по-разному, однако все страны сталкиваются со сходными проблемами, об этом, в частности, свидетельствует опыт европейских стран.
Учеными отмечена актуальность проблематики повышения конкурентоспособности белорусских учреждений высшего образования на международном рынке образовательных услуг, формирования в действующей системе учреждений высшего образования "точек роста" для устойчивого развития системы высшего образования страны.
Как было отмечено в выступлениях участников, появление рейтингов университетов ознаменовало новый этап в конкуренции на рынке образовательных услуг. Конкуренция стала международной, поэтому вузы вынуждены конкурировать не только между собой, но и с зарубежными университетами. У крупных университетов, как правило, появляются дополнительные возможности для развития образовательной и научно-исследовательской деятельности, что, в свою очередь, способствует интеграции единого научно-образовательного пространства университета с реальным производством. Университеты утратили монопольную власть на знание, т.к. появилась широкая и доступная сеть - интернет. В связи с этим перед вузами стоит масштабная задача по созданию новых образовательных опций, которые были бы востребованы рынком. Университеты получили большую экономическую свободу и начали превращаться в мощные корпорации. И здесь работает следующая рыночная логика: чем мощнее университет, тем больше его бюджет и тем больше у него возможностей для качественного улучшения.
На конференции подчеркивалось, что именно наука является основой для инноваций и развития университетов. Внедрение результатов научной деятельности в жизнь требует немалых вложений в создание технопарков, в формирование инфраструктуры опытно-конструкторских работ. В крупных университетах экономически целесообразно и рентабельно создание таких структур, как патентная служба, бизнес-инкубатор, отдел трансфера технологий и т.п., которые составляют необходимый фундамент для малых инновационных предприятий при вузе. Таким образом, несмотря на то, что большинство университетов ведет научные исследования, их эффективность в целом чрезвычайна низка, о чем свидетельствуют, к сожалению, и международные рейтинги. Эксперты признали, что для повышения эффективности функционирования вузовской кооперации необходимо внедрение таких форм, как сетевые университеты.
При разработке представленных для обсуждения на конференции предложений учитывался и кадровый аспект укрупнения. Белорусские эксперты признали, что ужесточение требований к профессиональной компетенции преподавателей неизбежно в сложившейся демографической ситуации. Кроме того, глобальная конкуренция будет только нарастать. Например, престижные западные университеты выставили на своих сайтах лекции ведущих ученых по основным образовательным программам. Белорусским преподавателям нельзя отставать в этом вопросе от своих коллег. Развивая современные формы взаимодействия, преподаватели получат доступ к более широкой ресурсной, научной базе и к международной деятельности. Оптимизация учебных планов, ликвидация дублирующих и непрофильных специальностей дадут возможность улучшить кадровый потенциал объединенного вуза, повысить качество образования. Студенты получат доступ к более широкому спектру образовательных услуг, к более сильному преподавательскому потенциалу и лучшей материально-технической базе. А создание крупных университетов позволит высшему образованию достойно ответить на вызовы ХХI века, соответствовать требованиям, предъявляемым к нему обществом и государством.-0-
БЕЛТА о новостях в стране и мире
БелТА (оригинал новости)