АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПРЕСЕЧЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОМАНИИ КАК УГРОЗЫ ДЛЯ ДЕМОГРАФИИ И ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ
Если сравнивать показатели распространения наркомании в Беларуси с соответствующими показателями в других странах, то ситуация вполне благополучная. О таких показателях мечтают многие страны Европы и Америки.
Вместе с тем наша республика в силу своего географического положения и открытости в полной мере подвержена воздействию большинства происходящих в мире геополитических процессов.
Соответственно, проблема пресечения наркотизации населения является достаточно актуальной.
28 декабря 2014 года издан Декрет Президента Республики Беларусь № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков».
В целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан нашей страны, создания условий для безопасного развития детей и молодежи, пресечения распространения наркомании как угрозы для демографии и здоровья нации, обеспечения безопасности общества и государства предусмотрен ряд мер по противодействию незаконному обороту наркотиков и профилактике их потребления.
Одновременно необходимо понимание, что наркотизм – явление комплексное, включающее социальный, медицинский, психологический и иные компоненты.
В отечественной наркологии, кроме категории «наркомания», существует также наркотизм. Это не только не идентичные, а абсолютно разные понятия, имеющие неодинаковые причины возникновения и, соответственно, различные пути и способы их решения.
Наркомания как научная категория — болезнь, выражающаяся в физической или психической зависимости человека от наркотических средств. Она подразумевает состояние, определяемое:
1. Синдромом психической зависимости. Человек перестает чувствовать себя более-менее вписанным в жизнь без приема наркотиков. Наркотик становится важнейшим условием комфортного контакта человека с жизнью, собой, другими людьми.
2. Синдромом физической зависимости. Постепенно наркотик встраивается в различные цепи обменных процессов в организме. Если наркоман не принимает соответствующее количество наркотика, то он испытывает абстинентный синдром (группа симптомов, возникающих при полном прекращении приема психоактивного вещества, либо снижении его употребления. Абстинентный синдром является составной частью алкогольного абстинентного синдрома). Для его снятия необходимо принятие наркотика, дозы которого постоянно увеличиваются.
3. Синдромом измененной реактивности организма к действию наркотика — это свойство организма как целого отвечать изменениями жизнедеятельности на воздействия окружающей среды. Переход от эпизодического к регулярному приему наркотиков или от более простых их видов к более тяжким по последствиям.
Эти три синдрома, составляющие большой наркоманический синдром, отличают наркомана от здорового человека [1]. Как видно, в явлении наркомании нет социальных факторов, на которые можно воздействовать, поэтому она носит явно выраженный медицинский или медико-психологический аспект. То есть наркомания — это болезнь, которую необходимо лечить.
Когда речь идет об употреблении некоторой частью населения наркотических или психоактивных веществ, то следует обращаться к такому социальному явлению, как наркотизм.
В большом юридическом словаре наркотизм трактуется как негативное социальное явление, представляющее совокупность антиобщественных деяний, обусловленных болезненной зависимостью человеческого организма от постоянного приема наркотических средств (наркоманией) [2].
Но в настоящее время большинство специалистов в области наркологии определяют наркотизм как общественно опасное явление, связанное с потреблением наркотиков, выражающееся в тех и иных незаконных действиях с наркотическими веществами, над которыми установлен специальный международно-правовой и внутригосударственный контроль [3].
Поэтому в одних научных работах наркотизм рассматривали исключительно как один из видов девиантного (отклоняющегося от принятых социальных норм) поведения, сущность которого состояла в приобщении к употреблению наркотиков отдельных групп населения. Соответственно, для решения данной проблемы ставилась задача формирования механизма самосохранения общества, который должен был регулировать проявления девиантного поведения среди определенных групп людей [4].
В большинстве других работ понятие наркотизма гораздо шире и характеризуется как противоправное действие, заключающееся в изготовлении, хранении, приобретении с целью сбыта и в самом сбыте наркотических средств, их неправомерном использовании [5].
Тем самым проводится более четкая граница между понятиями наркомании с ярко выраженным медицинским аспектом и наркотизма, обозначающем негативное социальное явление, находящееся под запретом закона. Именно такой подход позволяет рассматривать наркотизм как один из негативных процессов, происходящих в обществе, который нуждается в социальном управлении в целях его вытеснения и ликвидации.
Очевидно, что правильное осмысление этих понятий имеет практическую значимость. Наркомания как болезненное пристрастие к наркотикам всего лишь преддверие наркотизма. В свою очередь, следствием наркотизма является все возрастающая наркомания. Отсюда видно, что для снижения уровня наркомании бороться необходимо с причиной ее распространения, которой является наркотизация населения. Ведь нацеливая работу на выявление и задержание наркозависимых, государство не только тратит значительные общественные ресурсы на проведение недейственных репрессивных мер, но и мало противостоит распространению наркомании.
В нашей стране актуальность вопроса управления наркотизмом видна по масштабам распространения наркомании, которая постоянно увеличивается на протяжении последних 10 лет. В настоящее время на учете, по официальным данным, состоит более 15 тысяч наркоманов. Учитывая латентный характер явления, согласно общепризнанным методикам подсчета, в том числе и методике ООН, можно предположить, что количество лиц, употребляющих наркотики, достигло порядка 110 тысяч человек. Исходя из этих данных, при численности населения Республики Беларусь 9 миллионов 469 тысяч человек (на 1 июля 2014 г.), можно с достаточной долей вероятности предположить, что уровень наркотизации составляет около 1,16 процента [6].
Увеличению наркотизации во многом способствует географическое расположение и транзитные возможности нашей страны. Они позволяют участникам международного наркотрафика использовать Республику Беларусь в качестве рынка сбыта психоактивных веществ, а также транзитного канала их контрабандного перемещения. Этому процессу также способствует активная интеграция России, Беларуси и Казахстана в рамках Таможенного союза, убирающая между ними погранично-таможенные барьеры и, соответственно, упрощающая транзитное перемещение наркопродукции от северных границ Афганистана, Таджикистана и Китая до восточных границ Евросоюза. Это так называемый Северный путь наркотрафика. При присоединении к Таможенному союзу Таджикистана и Киргизии объемы наркотиков могут возрасти еще больше.
В обратном направлении поставляются синтетические нарковещества. Основные лаборатории находятся на территории Польши, Литвы, Румынии. Фиксируется увеличение потока поставок синтетических наркотиков из Китая и России.
Динамика увеличения количества больных наркоманией в Республике Беларусь составляет 500–700 человек в год. Помимо этого, необходимо учитывать около 3,5 тысячи наркозависимых, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы, которые в случае осуждения на лишение свободы снимаются с учетов органов здравоохранения. Также ежегодно около трех тысяч лиц состоят на анонимно-консультативном учете медицинских учреждений в связи с потреблением психоактивных веществ и не включаются в общее число официально зарегистрированных наркозависимых. Однако есть и более жесткие данные, согласно которым число только «бубочных» (самостоятельно приготовленные из загрязненных опиоидами семян мака) опиоидных потребителей в Беларуси составляет 130–150 тысяч человек [6].
Конечно, если сравнивать эти показатели с распространением наркомании в других странах, то ситуация в нашей стране выглядит вполне благополучной. О таком положении дел мечтают во многих странах Европы и Америки. К примеру, по данным Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности по оценкам 2012 года, во всем мире какие-либо запрещенные наркотики хотя бы один раз в течение предыдущего года потребляли от 162 до 324 миллионов человек (не менее 78 миллионов человек в европейских странах), что соответствует 3,5–7,0 процента мирового населения в возрасте 15–64 лет [7]. В числе европейских «лидеров» значатся Великобритания, Эстония, Литва, Польша, Румыния, Чехия, Нидерланды, Бельгия, Дания. Среди стран СНГ — Российская Федерация и Украина.
Однако и ждать, когда ситуация с распространением наркотиков выйдет из-под контроля, — недопустимо.
Будучи явлением комплексным, наркотизм включает в себя социальный, медицинский, психологический компоненты, которые решаются в области здравоохранения, образования, правоохранительных органов, социальных учреждений, семьи. Все эти социальные институты должны действовать не только согласованно, но и должны быть соразмерны ситуации, складывающейся в обществе. Когда определенные компоненты не отвечают ситуационной обстановке, их необходимо корректировать, в противном случае проблема (наркотизма) не будет решена.
Именно тенденция увеличения числа наркоманов стала одной из причин разработки и подписания Президентом Республики Беларусь Декрета № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков», который начал действовать в Беларуси с 1 января 2015 года (далее — Декрет Президента). Уровень распространения наркотических веществ в нашей стране, рост преступлений в сфере оборота и употребления наркотиков за последние два года показали, что если не предпринять срочных и жестких дополнительных мер, то наркотизм в обществе может достичь критических показателей. На это прямо указывают статистические данные.
Так, за 11 месяцев 2014 г. органами внутренних дел:
выявлено 6.663 наркопреступления (2013 г. — 4.533 преступления, увеличение на 47 процентов), в т. ч. связанных со сбытом — 2.495 (2013 г. — 1.138, увеличение на 119 процентов); с участием несовершеннолетних совершено 409 наркопреступлений (2013 г. — 106, увеличение на 285 процентов);
установлено 3.701 лицо (2013 г. — 2.549), совершившее указанные преступления, из них за сбыт — 578 (2013 г. — 339);
пресечена деятельность 44 наркопритонов (2013 г. — 41);
перекрыто 38 каналов поставки и транзита психоактивных веществ;
пресечена деятельность 12 подпольных нарколабораторий (2013 г. — семь) и 12 помещений, специально приспособленных для выращивания наркорастений (2013 г. — 29);
к административной ответственности за незаконные операции с семенами мака привлечено 156 лиц, наложено штрафов на сумму более 1,7 миллиарда белорусских рублей, конфисковано 14 автотранспортных средств.
В связи с передозировкой наркотических средств и психотропных веществ в учреждения здравоохранения наркопотребители доставлялись 1.219 раз (2013 г. — 680), из них несовершеннолетние — 201 (2013 г. — 104). Летальным исходом закончились 30 случаев передозировки (2013 г. — два) [8].
Кроме этого, анализ наркотизации в обществе показывает, что она действительно угрожает национальной безопасности страны. Таким образом, вопрос ставится не только потому, что к основным угрозам национальной безопасности страны, согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, отнесены такие внутренние источники угроз, как «утрата значительной частью граждан традиционных нравственных ценностей и ориентиров, попытки разрушения национальных духовно-нравственных традиций…» (п. 27) или «изменение шкалы жизненных ценностей молодого поколения в сторону ослабления патриотизма и традиционных нравственных ценностей» (п. 32), которые зачастую имеют закономерным следствием как раз скатывание части населения к асоциальному девиантному поведению, совершению тяжких и особо тяжких преступлений.
Наверное, все согласятся с тем, что для эффективного обеспечения национальной безопасности нашего государства важно заранее предвидеть появление новых рисков, вызовов и угроз и реагировать на них. В этом контексте прослеживаются явные негативные последствия наркотизма в стране. Приведу некоторые из них.
В области экономики. Незаконный оборот наркотиков порождает колоссальный по своим масштабам теневой оборот денежных средств. Развитие наркотической зависимости влечет за собой разрушение трудовой мотивации и трудового поведения в целом. Распространение наркотиков среди молодежи ведет к общему снижению научного и интеллектуального потенциала страны. Негативные последствия этого процесса неизбежно скажутся при смене поколений.
Кроме этого, государство затрачивает на противодействие распространению наркотиков, медицинское обслуживание наркоманов значительные ресурсы, отвлекая тем самым средства от решения других проблем. Наркоманы не возвращают государству потраченные на них средства. Также мы теряем экономически активное население.
В области демографической безопасности. Демографические риски, и так присутствующие в стране, проблемой наркомании еще более усугубляются. В отличие от алкоголизма, имеющего определенную инерционность, возрастное покрытие населения наркоманией и интенсивность деградации гораздо более опасные. Основной процент наркозависимых составляют люди в возрасте 15–35 лет, а это — возраст максимального потенциала человека как в области репродуктивной, так и в практической деятельности. Это возраст, когда формируется молодая семья, а семья — основа общества. Мы теряем демографически активное население, что в перспективе ведет к деградации и вырождению нации, нанося тяжелейший удар по генофонду.
Также надо помнить, что это возраст, когда молодые люди должны выполнять конституционный долг по защите Отечества, проходя службу в составе Вооруженных Сил и других силовых структурах.
В области социальной безопасности. Наркотизация как явление влечет за собой повышение криминальной опасности и является одной из причин совершения преступлений, чаще имущественных, в том числе и тяжких. Средства, необходимые наркозависимым для приобретения наркотиков, в основном добываются криминальным способом.
Незаконный оборот наркотиков обусловливает связь наркодилеров и самих наркозависимых с криминальным миром и, что более опасно, фактически финансирует криминальный мир. Эти деньги могут расходоваться на разные противоправные действия.
В области культурологической безопасности. В результате систематического употребления наркотиков происходит разрушение нравственных основ поведения. Традиционная мораль, даже подкрепленная авторитетом религии, не способна сегодня остановить волну наркотизма. Формируется особая наркоманская субкультура со специфическим образом жизни, системой ценностей, атрибутами, установками, понятиями, которая постоянно втягивает в свои ряды все новых членов, в основном из молодежи. Наркотизм эксплуатирует глубинные основания культуры, извращая их позитивный смысл. Например, христианское «не собирайте себе сокровища на земле» в сознании наркомана преобразуется в «презирай жизнь».
В области психологической безопасности. В результате употребления даже относительно легких психоактивных веществ происходит стремительное разрушение личности человека, формируются такие черты личности и характера, как агрессивность, алчность, нетерпимость, жестокость и др., делающие затруднительными нормальные социальные связи и отношения в семье, коллективе, обществе. Если в гражданской среде такие люди еще могут как-то сосуществовать, то об этом не может быть и речи, если говорить о воинском коллективе.
Простое перечисление данных аспектов показывает, что наркотизм представляет реальную угрозу для национальной безопасности нашей страны, осуществления национальных проектов в различных сферах — в экономике, здравоохранении, в социальной, молодежной, демографической областях. Поэтому и государство, и современное общество крайне заинтересовано в поиске оптимальных и интенсивных форм эффективного преодоления данной проблемы.
Здесь стоит особо подчеркнуть, что данной проблемой в Беларуси занимаются давно. При Совете Министров функционирует межведомственный координационный совет, который занимается борьбой с курением, алкоголизмом и наркоманией. При МВД Республики Беларусь создано Главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми. Реализуются Государственные программы и мероприятия профильного характера [9]. Однако нужные результаты, как показало время, не достигнуты.
Опыт борьбы с наркоманией показывает, что главенствующую роль в борьбе с незаконным оборотом наркотиков должно играть государство, жестко проводящее в жизнь свою политику противодействия ей. Поэтому Декретом Президента страны было предусмотрено не только ужесточение уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, но и ликвидация всех лазеек, которыми пользовались преступники, чтобы избежать ответственности.
Была закреплена государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, приняты меры, позволяющие оперативно запрещать оборот на территории Беларуси новых психоактивных веществ (курительных смесей, спайсов) и привлекать к ответственности их распространителей.
Предусмотрены дополнительные полномочия МВД по координации деятельности государственных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. С начала года максимально упрощается процедура отнесения новых психоактивных веществ к наркотикам и введения тем самым запрета на их незаконный оборот в Беларуси.
С 1 января 2015 г. ужесточилась уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Увеличивается максимальный срок лишения свободы за действия, связанные со сбытом наркотиков при наличии отягчающих признаков (например, совершенные группой лиц, либо в отношении особо опасных наркотиков, либо в крупном размере, либо на территории учреждения образования), — с 13 до 15 лет; сбыт наркотиков заведомо несовершеннолетнему — с 8 до 15 лет; действия, связанные со сбытом наркотиков, совершенные организованной группой, — с 15 до 20 лет, а также за изготовление или переработку наркотиков в лабораторных условиях — с 8 до 20 лет.
Надо отметить, что столь суровые санкции к производителям и распространителям наркотиков применяют в разных странах мира. К примеру, в Австрии, Франции и Швейцарии распространение и производство наркотиков грозит сроком лишения свободы до 20 лет, Дании и Германии — до 15, Швеции — до 10, Венгрии — до 8, Польши — до 7,5, Италии — от 2 до 20, Великобритании, Греции, Австралии (Новый Южный Уэльс) — до пожизненного заключения.
В странах Азии и Африки предусмотрены следующие сроки тюремного заключения: в Индии — до 20 лет, в Шри-Ланке и Кении — до 10, в Кот-д’Ивуар — от 3 месяцев до 5 лет, в Японии, Таиланде, Египте, Нигерии — до пожизненного заключения. В Венесуэле за распространение наркотиков можно получить срок до 15 лет, в Аргентине, Эквадоре и Коста-Рике — до 12.
В некоторых странах за производство и распространение предусмотрена и смертная казнь [10].
Согласно требованиям Декрета Президента, снижается возраст наступления уголовной ответственности за действия, связанные со сбытом наркотиков. Если раньше преступники умышленно привлекали подростков в возрасте до 16 лет для выполнения черновой работы, так как их, согласно Уголовному кодексу Республики Беларусь, не могли привлечь к уголовной ответственности, то теперь ответственность за сбыт, распространение наркотических средств наступает с 14 лет.
Также вводится уголовная ответственность за действия, связанные со сбытом наркотиков, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотиков. Теперь, если из-за действий наркоторговца от передозировки умер человек, то продавцу наркотиков грозит лишение свободы на срок от 12 до 25 лет. Это хороший повод поразмышлять, стоят ли полученные деньги за продажу спайса или микса времени, проведенного в местах лишения свободы? Незаконное перемещение наркотиков через государственную границу Беларуси влечет лишение свободы на срок до 12 лет.
К уголовной ответственности будут привлекаться лица, предоставившие свои жилые помещения для изготовления наркотиков и психотропов.
Существенным новшеством является введение административной ответственности:
за появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача психоактивных веществ, — штраф от 5 до 10 базовых величин;
за употребление психоактивных веществ в общественном месте — штраф от 10 до 15 базовых величин;
за повторное в течение года совершение вышеназванных правонарушений — штраф, или арест на срок до трех месяцев, или ограничение свободы на срок до двух лет.
Кроме того, с первого января наступает ответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за то, что происходит в принадлежащих им заведениях. За непринятие мер по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления наркотиков либо их сбыта, а также за неинформирование органов внутренних дел о выявленных фактах совершения таких действий Декретом Президента предусмотрен штраф в размере от 20 до 50 базовых величин.
Помимо этого, Декретом Президента предусмотрены меры по более широкому использованию современных технологий в практике работы сотрудников органов внутренних дел, что будет содействовать повышению раскрываемости наркопреступлений, позволять отслеживать криминальные и коррупционные связи, документировать наличие признаков организованных групп.
В связи с угрозой широкого распространения наркотиков с использованием сети Интернет закрепляется механизм оперативного ограничения доступа пользователей интернет-услуг к интернет-ресурсам, содержащим материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков. Решения о таком ограничении принимаются Мининформом на основании письменных уведомлений МВД и являются обязательными для исполнения всеми поставщиками интернет-услуг на территории Беларуси. На поставщиков интернет-услуг с 1 января 2016 года возлагаются обязанности обеспечить формирование и хранение актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг интернет-ресурсах в порядке, определяемом Минсвязи.
С 1 марта 2015 года создается Единая система учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги.
Вводится обязательная идентификация владельцев электронных кошельков, созданных в электронных платежных системах, действующих на территории Беларуси (независимо от размеров сумм электронных денег, числящихся в таких электронных кошельках).
По совокупности Декретом Президента страны предоставлены большие полномочия государственным правоохранительным органам для ведения борьбы с наркоторговцами. Все это позволит выстраивать и проводить системную целенаправленную работу по профилактике наркомании и наркопреступности, направленную на создание условий невозможности свободных поставок и распространения психоактивных веществ в нашей стране.
Не стоят в стороне от проблемы наркотизации населения и Вооруженные Силы, в которые ежегодно призываются тысячи молодых людей, среди которых, увы, попадаются и те, кто имеет опыт потребления наркотиков. В связи с этим работа по противодействию наркомании проводится на системной основе в соответствии с требованиями приказа министра обороны Республики Беларусь 2009 г. № 946 «О профилактике распространения наркомании в Вооруженных Силах». Следует учесть, что, в отличие от правоохранительных органов, Вооруженные Силы основные усилия в предупредительной работе направляют на проведение воспитательной работы по предупреждению наркомании среди военнослужащих и членов их семей. Об очевидной эффективности проводимой работы говорит тот факт, что статистика наркомании выглядит значительно лучше той, с которой приходится сталкиваться в гражданском обществе. Это показывает, что наркотизацию общества можно сдерживать, нейтрализовывать и ограничивать.
Борьба с наркоманией начинается с борьбы с курением, употреблением спиртных напитков. Многие из нас упускают из виду тот факт, что дорогу к сильным наркотикам молодежи прокладывают так называемые слабые наркотики: табак и алкоголь. Как отмечают специалисты в области наркомании и токсикомании, «вы не заставите курить марихуану человека, который раньше не курил табак. А подавляющее большинство приобщений к наркотикам происходит в состоянии алкогольного опьянения» [11].
Важными направлениями при этом выступает привитие военнослужащим стремления к здоровому образу жизни, спортивной и культурно-массовой деятельности, организация и координация деятельности должностных лиц по недопущению незаконного проникновения наркотических веществ в воинские коллективы. Эффективными формами работы являются пропаганда, разъяснение, утверждение здорового образа жизни, создание по месту дислокации воинских частей и подразделений клубов по интересам, спортивных секций, проведение спортивных соревнований, в том числе с участием членов семей военнослужащих, использование различных форм активного досуга. Основополагающим условием эффективности при этом выступает профессионализм военных руководителей.
Надо воспитать у военнослужащих и жесткую позицию: наркомана незачем жалеть, он сам виноват в своих проблемах. Неслучайно п. 17 Постановления Министерства обороны Республики Беларусь от 11. 05. 2011 г. № 15 предусматривает, что «контракт может быть досрочно расторгнут Министерством обороны при совершении военнослужащим следующих проступков, являющихся основанием для досрочного расторжения контракта или прекращения его действия:
распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ в служебное время или по месту военной службы;
прибытие или нахождение по месту военной службы в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования);
появление в общественном месте в состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, вызванном алкогольным опьянением или употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
хранение, употребление, распространение наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ».
Как видно, наркотизм как социальное явление представляет для общества и армии сложную и многогранную проблему, но с которой можно не только бороться, но вытеснять его из обращения, поставив под жесткий социальный контроль. Первичным шагом на пути к этому является постоянное и эффективное антинаркотическое образование.
Для решения этой задачи сделан хороший задел. В центре идеологической работы оформлена подборка книг, пособий, видеоматериалов, раскрывающих тему предупреждения и преодоления наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения среди военнослужащих и членов их семей. Подготовлен методический сборник по вопросам антинаркотической работы, работы по формированию здорового образа жизни, в котором изложены основы предупреждения алкоголизма и наркомании, а также профилактики этих заболеваний. Особое внимание при этом уделено практической работе.
В целях повышения методической и практической обученности в 2014 году проведено инструкторско-методическое занятие с руководителями групп идеологической подготовки Минского гарнизона. В настоящее время сотрудники Центра подготовили ряд мероприятий, посвященных Дню борьбы с наркотиками (1 марта) и Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (26 июня).
Подобная работа будет продолжаться и дальше.
Ссылки:
1. Пятницкая. Клиническая наркология, 1994.
2. Сухарев А. Я., Крутских В. Е., Сухарева А. Я. Большой юридический словарь, 2003.
3. Битенский и др. 1989; Завьялов, 1988; Колесов, 1988; Прохорова, 2002; Теммоев и др., 2000.
4. Брюн, 1993; Калачев, 1998; Корытин, 1991; Петрова и др., 1996.
5. Сартаева Н. А. Государство и право «Наркотизм: социально-правовой аспект», 2003, № 3.
6. Веруш А. И. Наркоугроза, или Что с безопасностью у нас?, http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=175713.
7. Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. Всемирный доклад о наркотиках 2014, http://www.unodc.org/documents/wdr2014/V1403602_russian.pdf.
8. Информационно-аналитический обзор криминогенной ситуации и состояния работы в сфере наркоконтроля в январе — октябре 2014 года (Главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Республики Беларусь), http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=179203.
9. «Комплексный план мероприятий по борьбе против табакокурения в Республике Беларусь на 2011–2015 годы», «Государственная программа комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанным с ними правонарушениям в Республике Беларусь на 2009–2013 годы», «Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011–2015 годы», «Рабочий план Министерства образования Республики Беларусь по реализации Государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011–2015 годы» и др.
10. Наркомания языком цифр, http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Narkoman/_01.php
11. В. Г. Жданов, председатель Союза борьбы за народную трезвость в РФ, популяризатор немедицинского метода избавления от вредных привычек (употребления алкоголя, табака).
Подполковник Виктория Мартыненко, лектор центра идеологической работы ГКДУ «ЦДО ВС РБ»