"Зарабатывали 60 евро в день и выпивали по 2 литра кофе". Гомельчанин рассказал о жизни гастарбайтеров в Париже

Источник материала:  
20.02.2015 15:29 — Новости Общества
- Нет там никаких Елисейских полей, одно название осталось, - говорит мой собеседник, не отрываясь от работы. Отточенными движениями он набрасывает на стену штукатурный раствор. Сегодня гомельчанин Виталий занимается реконструкцией своего будущего жилья - ветхого домика в частном секторе. А не так давно жил в Париже и вместе с другими гастарбайтерами выполнял работу, за которую не хотят браться сами французы.
С типичной для наших граждан осторожностью герой публикации попросил себя не фотографировать, сославшись на нежелание "привлекать внимание разных органов". Но согласился рассказать о том, что значит "шабашить по-французски". 




Гомель - Москва - Париж

Поездке во Францию предшествовала работа в Москве, ради которой Виталий оставил службу в милиции.

- Учиться на ходу пришлось, до этого стройкой не занимался - только хулиганов дубинкой гонял, - говорит он о начальном этапе своей "профподготовки". - На шабашках быстро учишься - там все объяснят и покажут без лишних теорий…

Его бригада меняла канализационные стояки в процессе капремонта домов. Работа допоздна и зарплата в 2-2,5 тысячи долларов.

- Это не считая халтуры, - уточняет Виталий. - Когда хозяева квартир просили что-то еще сделать, можно было и 200 долларов за вечер получить. Примерно месячная зарплата сержанта в "Охране" на момент моего ухода. Золотое было время! Сейчас, насколько знаю от знакомых, в Москве уже не то…

Там же Виталий познакомился с Натальей - девушкой из Молдовы, родственники которой уже находились в Париже. Они и пригласили на заработки. Речь шла о стартовой зарплате в 2-3 тысяч евро, которую там получают сантехники. Эта специальность среди гастарбайтеров считается элитной, но устроиться по ней удается немногим.

- Благодаря родственникам нам, конечно, было проще. Те, кто приезжают вообще "в никуда" - могут и месяцами в метро жить. Вместе с бомжами, которые сидят и шампанское из горла хлещут.

Самый дешевый вариант жилья - домики на колесах. Владельцы заселяют в такие вагончики по 3-4 человека. Каждый платит 100-150 евро. Румынские мигранты решили жилищный вопрос иначе. В трущобах они лепят некое подобие шалашей, используя выброшенную мебель, деревянные щиты. Для обогрева - печи-буржуйки.



"Если б халтуры сыпались - возил бы деньги мешками..."

Приступить к работе удалось лишь через три месяца. Большинство гастарбайтеров во Франции могут претендовать лишь на стройку и ремонт. Женщины становятся femme de ménage - уборщицами. Но при почасовой оплате могут зарабатывать больше мужчин:

- Средний тариф - 10 евро в час. Уборка одной квартиры занимает примерно два часа. Можно обойти 4-5 квартир и получить 80-100 евро. В то время как на отделке зарабатываешь за день в среднем 40-60. Я как узнал, подумал: "Хоть ты кидай шпатель, да иди в горничные".

Получить желанное место сантехника не удалось. Виталию пришлось в экстренном темпе учиться штукатурить, шпатлевать, выполнять малярные работы.

- Полгода "люлей" получал, как положено, - описывает он свои "университеты". - Через полгода кричать перестали. А еще через полгода уже других контролировал. В начальники не рвался - как-то само собой вышло.

Стали вдруг долбать за всех - даже за те объекты, где меня вообще не было. Высказался, что вообще-то я за других не отвечаю. Начальник подумал, поднял зарплату на 10 евро и сказал, мол, контролируй. А потом уже и новичкам говорил, что это я их нанимаю, и от моей оценки зависит, получат ли они работу. Испытательный срок - три дня. Правда, многие не являлись уже на второй. Особенно те, которые гнули пальцы, что умеют делать все.


Гастарбайтеры работают, в основном, от фирм. Найти объект самому практически нереально. Хотя по деньгам это гораздо выгоднее и мастеру, и клиенту.

- За шпатлевку-покраску стены заказчик платит конторе 60-70 евро за "квадрат", - оперирует цифрами Виталий. - "Гастер" получает 60 евро в день. Но когда работает чисто на себя, то берет по 20-25 евро за метр. И ему хорошо, и хозяину, считай, втрое дешевле. То же самое с плиткой. Через фирму - от 60 до 150 евро квадратный метр. В частном порядке плиточник возьмет максимум 50 и если толковый спец - сделает за день десять метров. Чувствуешь разницу? Если б халтуры как в Москве "сыпались" - я б деньги домой мешками отправлял…



Обидеть гастарбайтера может не каждый

И все же щепетильные французы предпочитают заключать договора, в которых прописано все до мелочей. Включая гарантию до 5 лет и бесплатное устранение в случае обнаружения брака. К тому же требования по качеству весьма жесткие:

- У французов все должно соответствовать проекту до сантиметра. Если, допустим, перепланировка - она сразу рассчитывается под мебель. Как только где-то отступил - жди проблем. Товарищ один наложил на стену чуть больше клея - пришлось снимать все и делать заново. Потому что мебель уже не влезала…

Зато и материалы, конечно, - у нас таких просто нет. Очень дорогие и суперкачественные. Английская краска - банка 2,5 литра стоит 240 евро. Я как узнал, боялся ею красить. К тому же предупредили: "запорешь" - вычтем из зарплаты. Но начал работать - одно удовольствие. Хоть на стенку плесни ее и веником размажь - сама кладется, как надо. Будто распылителем нанес - даже мелкие неровности скрывает.

Работают гастарбайтеры-отделочники шесть дней в неделю по 8 часов. Трудиться сверхурочно никто не заставляет. При острой необходимости могут попросить, предложив стимул - двойную оплату. Поскольку это дорого, сам наниматель стремится авралов не допускать. Впрочем, и стахановское рвение французов пугает:

- Бывает, разойдешься - как погонишь метраж. Начальник подходит: "Эй, ты чего? Нельзя так работать - присядь, попей кофейку". Мы этого кофе, бывало, литра по два за день выпивали. Вообще, там даже бесправных "гастеров" не гнобят. Во Франции сильные профсоюзы - в случае чего такой шум поднимают! Поэтому у них в принципе "кидать", как в России, не принято. Рассчитывались каждую неделю строго. А иногда и за 2-3 дня платили.

Исключение составляли "бригадиры", которые сами выбились из гастарбайтеров. Эти обманывать не стесняются. Чаще всего - своих же земляков. После сдачи объекта такие работодатели попросту исчезали, меняя номера телефонов.

Трудности перевода

Языковой барьер, говорит Виталий, преодолевался с помощью жестов, отдельных знакомых слов и матов. Учиться друг у друга было кому - бригада подобралась в интернациональном составе: белорус, молдоване, румыны, поляки, украинцы.

- Сложнее всего было с румыном, с которым меня поставили в паре работать, - вспоминает Виталий. - Сперва вообще не понимал: ну как я с ним буду работать? Он знает немного французский, но ведь я его не знаю. Я могу на английском - так он же не понимает. Хорошо, что он раньше с молдованами работал, и они его учили русским матам.

Кстати, "спецом" этот товарищ был классным. Первый раз посмотрел, как он шпатлюет, стена - ровненькая, как простыня. Подхожу, говорю: "Зашибись!" (
здесь и далее цензурный синоним эпитета - TUT.BY). Он повторяет: "Да, да - зашибись…" Показываю на свою: "Фииигня!" Он улыбается: "Рas effrayant". По-французски это "не страшно", научишься, мол.

Французский больше понимаешь смысл, но произнести так, как надо, сам не можешь. Сильно выручало, что немного знаю английский - спасибо "англичанке", которая нас в лицее гоняла.


Впрочем, даже не умея изъясняться, ориентироваться на улицах Парижа достаточно просто. Везде стоят указатели, через каждые полкилометра - подробные карты района. Если знаешь адрес, добраться можно самому. Кроме того, по всему Парижу доступен бесплатный вайфай. Без привязки к какой-либо точке. Скорость передачи позволяет смотреть видео в онлайн.

Налог на тунеядство? Не, не слыхали...

- Когда впервые вышел на улицу, было ощущение, что я не в Европе, а в каком-нибудь африканском городе, - Виталий делится общими впечатлениями о французской столице. - Очень много смуглолицых граждан. Против цвета их кожи я ничего не имею, но вот манеры, поведение, образ жизни - мягко говоря, смущают…

По словам рассказчика, эмигранты из бывших французских колоний чувствуют себя в Париже более чем комфортно. Перебравшись, эти люди без особых проблем получают легальный статус и ежемесячное пособие в размере 1300-1500 евро на члена семьи. А поскольку они, как правило, многодетные, совокупный доход может достигать 10-12 тысяч. При таком соцобеспечении вопрос о трудоустройстве просто теряет актуальность.

Взрослые переселенцы днями сидят в кафе, пьют кофе и играют в лотереи, с легкостью выкладывая по 10 евро за билетик.

Обстановка в районах массового проживания мигрантов довольно напряженная. Есть места, в которых гражданам европейской наружности лучше не появляться - их тут не жалуют.

- Задиристые ребята попадались, очень наших гопников напоминают, - рассказывает Виталий. - Но только дашь сдачи - начинает визжать, как потерпевший: "Полис! Полис!", за телефон хватается. А еще проще - посылаешь по-русски куда подальше. У него сразу глаза на лоб. Успокаивается тут же, руку жать начинает - мол, мир, дружба и бочком-бочком "сваливает". Больше русских почему-то боятся только чеченцев.


При законопослушном поведении риск депортации невысок. Тотальных полицейских облав не проводится. Если попался с документами, которые не в порядке, выдают предписание - в течение 15 дней покинуть страну. Правда, его выполнение не контролируется. Один знакомый Виталия, получив "волчий билет", остается во Франции уже несколько лет.

Сам он с полицией сталкивался дважды. В первый раз подозрения вызвал найденный при досмотре шуруповерт, который лежал в рюкзаке. Решив, что инструмент украден, страж порядка доставил Виталия в отделение. И на время разбирательств приковал наручниками к скамейке в коридоре, а сам ушел пробивать базы данных. Там это в порядке вещей. Когда выяснилось, что все нормально, вещи вернули, попросили расписаться и отпустили.

Второй раз, рассказывает Виталий, он сознательно "вызвал огонь на себя", чтобы выручить товарища. Случилось это на станции, когда полицейские наметанным взглядом высматривали подозрительные лица в толпе пассажиров. Пока проверяли разрешение у белоруса, его спутник, у которого документов не было вовсе, спокойно проскочил. В отличие от московских коллег французские стражи порядка выманить взятку не пытались.

Увидеть Париж и не умереть

Откладывать сбережения из заработанных денег, по словам Виталия, вполне реально. Легче делать это, если приехал не один.

- Мы снимали квартиру на улице Жоржа Дантона, это примерно в 15 минутах езды от центра, за 350 евро, - Виталий подсчитывает расходы на жизнь в Париже. - Плюс 150-200 - коммуналка. Порядка 200 евро - на питание и еще 80 - на проезд. Одежда там стоит недорого. В общем, на одну зарплату мы вдвоем жили, особо себя не ущемляя, вторую - полностью откладывали. Ну, а сколько тратить на досуг и развлечения - тут каждый сам для себя решает.

Нам, например, посещать достопримечательности особо было некогда. Один выходной в неделю, напомню. Иногда в кино выбирались, хотя мало что понимали, на рыбалку за город ездили. Под конец только в Версале побывали, а вот до Лувра так и не дошли. И до океана не доехали. Хотя всего 50 евро стоит билет и час езды. Ну, Эйфелева башня - это, конечно, святое. Поднимались не раз, но меня она не сильно впечатлила.










На самом деле все зависит от твоих целей и стремлений. Я видел ребят, которые - приехал, полгода поработал и помчался - Канны, Ницца, Сен-Тропе. И ему до лампочки, что домой без денег возвращается, где долгов куча, кредиты невыплаченные и других проблем валом. Главное - на курортах побывал.


***

Напоследок задаю герою еще несколько вопросов.

- Не пытались оформить вид на жительство и остаться?

- Пробовали, но получили отказ. Честно говоря, не сильно расстроились, поскольку цели зацепиться там любой ценой перед собой не ставили. Да и само пребывание там уже порядком приелось. Захотелось вернуться и налаживать жизнь дома.

- Но в принципе, смог бы жить во Франции?

- Не думаю. Французы, конечно, приветливые, культурные, доброжелательные, но при этом довольно инфантильные. У них вот все должно быть строго по схеме. Чуть что не так - словно в ступор впадают. И это не только работы касается, но и в целом по жизни. Не умеют приспосабливаться, искать выход. Не знаю, почему, стал замечать, что и сам таким становлюсь. А превращаться в француза в этом смысле не хотелось бы. 

- А работать здесь хочется? С учетом некоторой разницы в зарплатах и ценах по сравнению с Парижем…

- Я понял, к чему ты клонишь, и скажу так - люди ноют всегда и везде. Там я тоже слышал жалобы по поводу того, что кто-то зарабатывает всего две тысячи евро, а не пять. Мое мнение: если руки из нужного места растут, заработать всегда сумеешь. Было бы здоровье и желание. Ну, а экономический кризис - не первый и не последний. Они приходят и уходят.



←СК изучает версии убийства на Либкнехта, в том числе и кыргызский след

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика