ЮБИЛЕЙ ЭЛИТЫ СТРОЕВОГО ШАГА
Роте почётного караула Военной комендатуры Вооружённых Сил — 20 лет.
Их внешний вид — визитная карточка Вооруженных Сил. Ни одна встреча иностранных делегаций на высшем уровне, ни одно протокольное мероприятие с участием первых лиц государства не обходится без участия офицеров и солдат этого элитного подразделения.
Бравые парни сводной роты почетного караула (РПК) первыми встречают глав иностранных государств, прибывающих с официальным визитом в нашу страну. Образцовое исполнение строевых приемов с оружием, воинские ритуалы при обеспечении общественных мероприятий, мемориальная торжественность при возложении венков, выставление линейных на параде, плац-концерт на День Независимости — вот зримые черты службы в этом особом по предназначению подразделении белорусской армии.
Во многих государствах РПК по праву считаются лицом армии. Наша — не исключение. Слово «караул» на тюркском языке означает «стража». Неясно, существовал ли в глубине веков караул почетный, история же белорусской роты почетного караула пока умещается в два десятилетия — 17 февраля 1995 года было принято решение о создании этого подразделения в наших Вооруженных Силах. До этого приемом высоких гостей, возложением венков, выставлением караулов изначально занималась нештатная рота из числа курсантов МВИЗРУ.
Поставить нашу «новорожденную» РПК на ноги предстояло в 1995‑м некогда «кремлевцу» старшему лейтенанту Константину Чернецкому. Ныне этот офицер уже полковник, он заместитель начальника Военной академии Республики Беларусь по учебной работе.
Будучи курсантом Московского высшего общевойскового командного училища имени Верховного Совета РСФСР, Константин Витальевич состоял в нештатном подразделении почетного караула. Определенная часть знаний о методике строевой подготовки, разнообразных приемах и элементах (и навыков, конечно) у него была. Вдобавок молодой офицер получил отличную военную подготовку в 120‑й гвардейской мотострелковой дивизии — в 339‑м гвардейском мотострелковом полку. Несмотря на трудности в процессе реформирования армии и отсутствие, как у многих тогдашних военных, своего жилья, Константин Витальевич сумел сохранить лучшие качества офицера: верность долгу и профессии, стремление к совершенствованию, дисциплинированность и исполнительность.
— Двадцать лет назад история роты почетного караула писалась с чистого листа. Не скрою, на первых порах приходилось трудно. Нужно было разработать программу обучения военнослужащих РПК. На основании этого, — вспоминает полковник Константин Чернецкий — планировались занятия, отрабатывались элементы. Во многом исходили при подготовке из функционального состава роты: венковых, костровых, разводящих, основного подразделения. У каждого солдата были свои задачи и свои нюансы в обучении.
Помимо разработки программы обучения военнослужащих роты, нужно было решить вопрос с особо парадной формой, что делалось довольно долго. Изначально планировали добавить в нее больше национального колорита, выделить ее символикой и цветом ткани. Но тогда это было удовольствие не из дешевых… Решили, что форма РПК должна быть максимально близка к парадной форме одежды белорусских военнослужащих.
И двадцать лет назад, и сейчас для того, чтобы попасть служить в это элитное подразделение, необходимо пройти «кастинг» куда более строгий, чем в какое-либо иное подразделение белорусской армии.
При отборе кандидатов в РПК к личным качествам, здоровью и внешнему виду новобранцев предъявляются повышенные требования. Отсюда и особые критерии: рост — не ниже 185 сантиметров, приятная внешность и хорошее телосложение, у военнослужащего роты должны быть идеальное здоровье, высокие уровень образования и морально-деловые качества.
После осмотра в медучреждениях по месту жительства кандидаты проходят углубленный медосмотр в 432‑м главном военном клиническом медицинском центре Вооруженных Сил. Чтобы определить степень пригодности каждого, офицеры элитного подразделения специально выезжают в регионы: тесно взаимодействуют с местными органами власти, с сотрудниками милиции, общаются с родителями, учителями. И только после этого отбора призванные в армейский строй солдаты приходят служить в батальон комендатуры. А здесь уже самых достойных отбирают в ряды РПК.
За время службы в этом подразделении каждый военнослужащий становится настоящим атлетом. Комплексы упражнений, режим питания, системная разминка делают стройной и гибкой фигуру (почти каждый солдат способен сесть на шпагат), тренируют воины РПК и выносливость — последнее качество особенно актуально во время официальных церемоний в любое время суток и любую пору года.
А какой популярностью пользуются у девушек солдаты РПК — красивые, стройные молодые белорусские воины! Не одна мать, наблюдая за ними по телевизору, наверное, думала: «Вот бы и моему сыну такую службу». Многие офицеры наших воинских частей закономерно видят в личном составе роты живой образец безупречной строевой выучки. Солдаты же в войсках нет-нет да и завидуют тем парням: вот, мол, где служба «сладкая», ни тебе полигонов, ни учений, ни техники… Лучше не придумаешь! «Отстучали» каблуками на плацу — и в казарму на отдых.
Если бы так… Не стоит забывать о том, что за безупречной выправкой, завораживающими плац-концертами стоит титанический труд офицеров и солдат РПК.
Об этом не понаслышке знает рядовой запаса Дмитрий Казутин. Срочную службу он проходил с 2004 по 2005 год. После армии Дмитрий связал свою дальнейшую судьбу с журналистикой. Более семи лет проработал на Общенациональном телевидении, сейчас возглавляет пресс-службу Белорусской железной дороги.
— За внешним лоском и статью военнослужащих РПК, — с нотками гордости в голосе говорит Дмитрий Казутин, — скрываются ежедневные многочасовые занятия по строевой подготовке, от которых потом гудят и голова, и тем более ноги молодых здоровых ребят. Добавьте сюда огромные психологические и физические нагрузки во время всех мероприятий с участием РПК. Попробуйте хотя бы полчаса выстоять не шелохнувшись по команде «Смирно!»…
Первое время после увольнения в запас он все никак не мог привыкнуть к гражданскому укладу жизни.
— Идем мы как-то с братом по парку, и он говорит: расслабься — ты уже «на гражданке». А я иду и по привычке отмашку делаю и фиксирую руку… — вспоминает с улыбкой Дмитрий. — Служба в роте долго давала о себе знать.
Солдаты белорусской РПК ежедневно чеканят шаг на плацу по четыре-пять часов — и в жару, в лютый холод. Для этих парней не страшны никакие испытания. Они однозначно считают: почетное право, надев форму с аксельбантом с иголочки и белые перчатки, с гордой выправкой ловить восторженные взгляды со стороны, того стоит. И только им известно, какими трудами оплачены эти мгновения на военном параде под прицелом восторженных взглядов, когда белые перчатки при взмахе правой руки каждого в строю вмиг выстраиваются в одну линию.
— Каждый раз мы сдаем зачет на самом высоком уровне, представляя не только Вооруженные Силы, но и всю страну. Встреча глав государств, министров обороны или любой другой торжественный церемониал — это же высочайшая степень ответственности, — объясняет специфику задач РПК командир сводной роты почетного караула капитан Павел Шпарло.
Военнослужащие роты неоднократно демонстрировали виртуозное владение строевыми приемами не только в Беларуси, но и за ее пределами: во Франции, России, Катаре, Венесуэле…
— Представьте себе, как сложно выступать там роте ввиду особенностей климатических условий. Да и на подготовку и акклиматизацию времени практически нет, — подчеркнул в беседе командир РПК.
Самая заветная мечта каждого из этих солдат — принять участие в военном параде в честь Дня Независимости нашей республики. Ну а те бравые парни, кто служил в РПК прежде, часто вспоминают заветную фразу: «Пускай ты ныне не в строю, но под одеждой штатскою всегда и всюду узнаю я выправку солдатскую…».
С праздником, элита строевого шага!
Старший лейтенант Олег Некало, «Ваяр», nekalo@mod.mil.by, фото автора