"Димка, смотри, вот ты, в телогрейке сидишь!" Выпускники минской школы встретились спустя 30 лет
На пороге нас встречает нынешний директор Зинаида Михайлова. "Проходите, будьте хозяевами", - она широко улыбается бывшим выпускникам и приглашает на экскурсию по школе.
Те из выпуска 1985 года, кто никуда не уехал и остался в Минске, пересекаются постоянно. Некоторые из них дружат семьями.
- Наша параллель была очень дружная. Вообще мы делились на три класса, - рассказывают бывшие школьники. - Но мы были все вместе.
Сегодня в родную школу пришли 9 человек, еще около 30 соберется вечером. В большинстве своем все это дети работников тракторостроительного завода. Вместе с некоторыми из них мы открыли школьный альбом и посмотрели, как изменились выпускники за 30 лет.
1. Дмитрий Пучковский
По признанию одноклассников, в школьные годы Дима был "тем еще задирой".
"Мои родители – обычные рабочие. И, конечно, сын должен был "стать человеком", а это значит – получить высшее образование", - улыбается Дмитрий.
На дневное не поступил, учился на вечернем на строительном факультете Политехнического. Через год ушел в армию, а когда вернулся, решил, что "топать в ботах на стройке" – не то, чего хочет, и перевелся на экономический факультет того же института.
"Мама на тракторном заводе работала, в бухгалтерии, и меня туда взяли аудитором".
Там же, на тракторном, Дмитрий познакомился с будущей женой, которая работала в финансовом отделе. С завода позже ушел, сейчас он – руководитель региональных продаж, продает стройматериалы. Старшая дочка учится в инязе на 2 курсе, младшая – в 6 классе.
"Сказать, о чем мы мечтали? О чем, ребята, мы мечтали? Тогда был такой период, что вряд ли был кто-то, кто строил какие-то планы".
Николай - известный выпускник школы. Чемпион мира по гиревому спорту, председатель Белорусской федерации гиревого спорта.
Правда, в школе Коля занимался дзюдо. А гирю полюбил в 25 лет.
"На заводской спартакиаде есть, как отдел, гиревой спорт, выполняется одно упражнение, самое простое – рывок. Результаты росли, хотелось выйти на другой уровень", - рассказывает Николай Кайтан.
А среди уровней был городской, республиканский, международный. В итоге, "понемножку затянуло". Прошел все стадии: спортсмен, кмс, мастер спорта, чемпион Беларуси, чемпион мира... Потом переключился на судейство: судья национальной категории, потом международной. Позже стал сначала зампредседателя, а с прошлого года – председателем Белорусской федерации гиревого спорта.
"Но это не основная работа – я работаю простым рабочим на тракторном заводе. Но в то же время общественная деятельность меня очень затянула".
В то время, когда Николай оканчивал школу, вообще не представлял, как сложится жизнь. Но оказалось, что его жена в будущем станет замдиректора этой школы.
"Мы с ней с первого по третий класс вместе учились!" - улыбается Николай.
3. Анжелика Базыко (Быковская)
В школе училась хорошо, поэтому все были уверены, что прилежная ученица поступит в институт.
"Но я не захотела, хотя, родители очень расстроились".
Но для себя Анжелика решила, что сначала нужно поработать. Окончила с красным дипломом торговое училище и отработала положенные два года. Затем окончила бухгалтерские курсы и некоторое время работала в банке.
"Метания были, но когда вышла замуж, муж сказал: "Занимайся семьей".
Когда дети подросли, Анжелика окончила курсы флористов и сейчас занимается флористикой.
4. Оксана Зыбина
Хотела поступить в иняз, но боялась "завалить" историю, которая ей плохо давалась в школе. Поэтому пошла учиться в техникум. Поработала и исполнила свою мечту – поступила в иняз заочно. Сейчас работает в магазинчике "Все для рукоделия" - занимается тем, что ей всегда нравилось.
5. Владимир Давидович
В школе увлекался дзюдо, потом окончил университет физкультуры.
"Работал долгое время в спортивной школе. Так сложилось, что сейчас я не работаю, но, тем не менее, стал судьей национальной категории и всегда при деле".
Жена Владимира по образованию учитель начальных классов, а познакомились они в троллейбусе, когда ехали домой после учебы. Начали встречаться, потом свадьба, дети. Оба ребенка ходили в ту самую школу, которую закончил папа.
Владимир - мастер спорта по дзюдо и кмс по автоспорту, в чемпионате Беларуси по картингу занял второе место.
6. Наталья Иванцова (Кильдиярова)
Училась отлично, после школы поступила в радиоколледж. Окончила его с красным дипломом, уехала после распределения в Ганцевичи - обслуживать космическую связь.
"Увидела там лес, приемник, передатчик и больше ничего, и решила, что нет, это не для меня. После - замужество, первый ребенок, потом второй, и распад нашего союза. Решила – окончу-ка я что-нибудь более "земное". и пошла в педколледж".
Уже 25 лет Наталья работает воспитателем в детском саду.
"Никогда не думала, что буду воспитателем. Мне казалось, что в педагоги идут только троечники".
Директор школы: Вы думаете, чем-то отличаетесь от нынешних учеников? Ситуация повторяется
Вместе с выпускниками решаем пройтись по школе. Выпускница Наталья Иванцова тут же вспоминает, что учебный день обычно начинался с гардероба, который располагался в подвале."Так он и есть в подвале!" - улыбаются сотрудники школы.
Единственным педагогом, который с 1985 года все еще работает в школе, оказался 74-летний учитель физкультуры Иван Павлович Лычук.
Самим выпускникам сейчас по сорок семь. После школы прошло три десятка лет. Дата, конечно, серьезная, но бывшие школьники уверяют: в кругу одноклассников границы возраста стираются.
Анжелика Базыко вспоминает о дежурстве в гардеробе: "Когда начинались уроки, свет выключался, и мы играли в прятки. А еще дежурный мальчик любил выключать свет, когда в гардероб спускались девочки".
"Вы думаете, что чем-то отличаетесь от нынешних учеников? Ситуация повторяется", - улыбается директор школы.
В их воспоминаниях, кажется, все свежо: "Вот здесь скамейка стояла! А здесь был класс "трудов".
Актовый зал преобразился: вместо нынешних мягких кресел были деревянные, а на стенах не выло "венецианки". Выпускники вспоминают, что именно в актовом зале их принимали в пионеры и вручали аттестаты зрелости.
А еще когда-то "спортивный" класс собирался по крупицам. С первого по третий класс на уроках физкультуры школьников 30 лет назад водили в бассейн "Трактор" и тех, которые подавали надежды в плаванье, объединили в один класс.
"В 8 часов у нас была тренировка, в 10 часов начинались занятия в школе, до 3-х где-то учились, потом у нас был обед, усиленный, для спортсменов, - вспоминают они. - Потом два часа самоподготовки, что-то вроде продленки, где мы делали уроки. К пяти опять нужно было идти на тренировку".
Очень хорошо ребята помнят, как однажды затеяли бойкот.
"В Раубичах был зимний лагерь, но по каким-то причинам наш спортивный класс туда не пустили. После зимних каникул весь класс объявил бойкот школе: мы не разговаривали с учителями, не отвечали ни на какие вопросы. В актовом зале собрали родителей, приехали представители управления образования, а мы доказывали, что наше мнению тоже надо учитывать".
Экскурсия продолжается в школьной столовой.
"Бутерброд без масла с повидлом стоил 5 копеек, а с ними - 7 копеек", - вспоминает Дмитрий Пучковский.
"Дима, да ты как будто вчера школу закончил! 30 лет прошло, а он цены помнит!" - замечает одноклассница.
"Вот там учителя обедали – три столика, а нашему, спортивному классу, – здесь накрывали. Обеды усиленного питания, всех кормили на 35 копеек, а нас – на 50".
Сейчас в школе классы с уклоном в сторону химии и биологии, спортивных, как тогда, больше нет.
В коридоре нас застает школьный звонок. В мелодии, которая звучит на весь коридор, сложно узнать привычный советский "дзыынь-дзыынь".
"А что надо делать, когда такая мелодия играет?" – спрашивает один из выпускников Андрей.
"Это звонок. На урок или с урока", - улыбаясь, отвечает директор, ведь для нее такой звонок привычен. Зато удивителен для тех, кто тридцать лет назад бегал по этим коридорам.
На фотовыставке "История школы в лицах" выпускники узнают учителей: "Фаина Моисеевна, Лидия Петровна – такие знакомые лица!".
"Смотри, у меня фотографии есть, как мы "на морковку" ездили! Димка Пучковский, Светка Костеневич, вот я стою. Димка, смотри, вот ты, в телогрейке сидишь".
Наша экскурсия продолжается и мы заходим в школьный класс.
"Ленка, смотри, наша парта! Хорошо помню, мы с тобой здесь сидели".
Вспоминают, что во время карантина, когда 43 дня весь класс находился в одном помещении, мальчики открывали окно и по парапету переходили в соседний класс.
Выпускница Оксана Зыбина тоже предается воспоминаниям: "А помнишь, как на 23 февраля мы вас поздравляли? Мы с девочками разбились на три "бригады", и у каждой дома пекли разные тортики-угощения нашим защитникам. Вот мы с Леной, например, пекли "Наполеон", хотя не умели. И каждый раз спускались и звонили бабушке. Но торт получился очень вкусный. Потом Андрей Шатько вылил из стаканчика воду, в котором отросточек от цветка стоял, и остатки тортика в этом стакане домой с собой забрал, так он ему понравился".
Дмитрий Пучковский рассказывает, что их выпуск попал на сухой закон. То, что на выпускном на столах из выпивки ничего не было, – само собой разумелось, и никто ни на что не претендовал: "Единственное, с чем нам действительно не повезло – выпускной у нас был только до 12-ти".
Некоторые из одноклассников уехали за границу, остальные остались в Минске. Когда все только пришли в эту школу, то жили поблизости, а потом родители стали получать жилье "от завода", и класс понемногу разъехался. "Но никто не уходил из этой школы и не переводился в ту, которая рядом с домом. Нам было здесь хорошо".
"Самое золотое, что у нас было, это та атмосфера, в которой мы жили. Конфликтов у нас не было, и тогда мы не "тряслись" в школе по поводу ЦТ и поступления, и сэкономили на этом кучу нервов".
"Во время нашей учебы все были равны, у всех семей был примерно равный доход. Выделиться было нельзя. Но в чем точно был прав мой отец, так в том, что так, как на выпускном, мы больше не собрались ни один раз в жизни".