"Переехал в деревню, ращу индюков". Как живет белорус, принявший ислам

Источник материала:  
04.02.2015 09:18 — Новости Общества
Православный минчанин перешел в ислам в 30 лет, женился на мусульманке из Видзов, дважды побывал в хадже, построил мечеть на своем участке в Колядичах и стал имамом.  Радыё Свабода посмотрело, как живут "новые" белорусские мусульмане.
 

Фото: svaboda.org


"Не заметил, как стал мусульманином"

Борода и коротко подстриженные усы, традиционный длинный свитер - ничего не выдает в 42-летнем имаме Сулеймане Раке его белорусскости. Однако еще 12 лет назад он вел совершенно обычный образ жизни. Он также был верующим, но православным.

"Я с детства задавался вопросами: для чего существует человек? Какова цель жизни? Во времена атеизма школьниками мы собирались с одноклассниками и обсуждали эти темы, потому что в школе никто нам не давал таких ответов"
.

С 20 лет он начал интересоваться христианством. В 1990-е годы в Беларусь приехало много проповедников разных протестантских церквей из Европы. Сулейман бывал во многих, но, как он говорит, не мог найти своей религии. Он остановился на православии, изучил Библию, долгое время ходил в церковь, причащался.

В 2003 году вместе с другими паломниками выбрался в Жировичи на Крещение, погружался там в прорубь. И буквально через пару месяцев встретил на улице в Минске молодых мусульман, с которыми завел разговор. Сам напросился на пятничный намаз, который тогда проводился в Доме профсоюзов.

"Меня тогда все интересовало, и я решил сходить. Служба меня так поразило, что на выходе из мечети я понял: это же я и был мусульманин, только этого не знал".
 

Без опознавательных знаков, без вывески и даже без минарета мечеть стоит у дома, в котором живет мать Сулеймана. Фото: svaboda.org

Сулейман стал изучать Коран, а также арабский язык. И уже через год после перехода в ислам выбрался в свой первый хадж - паломничество в Мекку. А когда вернулся, нашел себе жену-мусульманка с Браславщины. Сейчас в их семье уже пятеро детей, самому маленькому еще нет трех лет.


Отец приказал построить мечеть

Тем временем родители Сулеймана с пониманием отнеслись к тому, что сын сменил религию и даже сами перешли в ислам. Причем отец - в прошлом партийный работник - незадолго до смерти.
 

Сулейман показывает, как раньше выглядел участок. На месте  мечети - хлев. Фото: svaboda.org

"А это значит, что он умер мусульманином, - говорит Сулейман. - Я похоронил его на мусульманском кладбище под Смиловичами согласно шариатским правилам в безымянной могиле".

Более того, перед смертью отец приказал Сулейману построить мечеть. Дело в том, что в Минске она до сих пор не достроена. На пятничный намаз в долгострой собираются сотни людей, но всем не хватает места. Поэтому Сулейман решил построить мечеть на участке в Колядичах, доставшемся ему в наследство от отца.
"У нас это называется" садака джария "- благотворительность в пользу общества".

По словам Сулеймана, в мусульманской общине этой новости все были рады. Но зарегистрировать ее официально до сих пор не удалось: по белорусским законам на частном участке мечеть находиться не может. Поэтому в документах она проходит как летняя кухня.

"Вот такими простыми были первые мечети, - говорит Сулейман. - Минарет придумали позже, а во времена пророка Мухаммада мечети были вот такие прямоугольные, а азан (призыв к молитве. - РС) проводили с ближайшего к мечети высокого здания".

Сулейман делает азан просто с порога мечети, при этом на вечерний намаз призывает не очень громко, чтобы не беспокоить соседей.
 

Сулейман приглашает посмотреть его дом. Дорогу он долго объясняет по телефону, так как навигатор не прокладывает маршрут до его деревни между Минском и Смиловичами. Фото: svaboda.org
 

"Всю одежду делаем сами"

На следующий день Сулейман приглашает посмотреть его дом. Дорогу он долго объясняет по телефону, потому что навигатор не прокладывает маршрут до его деревни между Минском и Смиловичами. В шапке-ушанке и в сапогах Сулейман выглядит уже как типичный житель. Возле его трехэтажного дома припаркованы два внедорожника.
 

Фото: svaboda.org

"Один мой, а вот эта новая "мицубиси"- для мамы, - начинает экскурсию по своим владениях Сулейман. - Мама собирала деньги, чтобы обновить машину, и я решил добавить и пригнать из России новую. Знаете, у меня вот никогда не было новой, а у мамы теперь есть. Всевышний Аллах говорит в Коране: поклоняйтесь Аллаху и делайте добро родителям. А у меня самая лучшая мама в мире, так как она растила меня с детства. И теперь я хочу быть для нее хорошим сыном".

В дом входим через большую комнату почти без мебели - здесь семья собирается на молитву, принимает гостей. А дети здесь занимаются с репетиторами английского и арабского языков.
 

Фото: svaboda.org

Трехэтажный дом выглядит очень ухоженным. Сулейман говорит, что все это благодаря его жене. Она родилась в семье узбека и литовской татарки в Таджикистане. Когда в 1990-е годы там началась гражданская война, семья решила перебраться к родственникам в Литву. Но через белорусско-литовскую границу их не пропустили, потому что у них не было литовской визы. К счастью, жили родственники в Видзах на Браславщине, где местный сельсовет выделил семье с пятью детьми дом. Оттуда Сулейман и привез жену в 2004 году.

"Всевышний Аллах - очень мудрый. Он такой длинный путь предвидел для моей жены".

Рано - домохозяйка. Она не только убирает и готовит, но еще и одевает всю семью. Все, кроме курток, носков и обуви, она шьет сама. Сулейман и мальчики, например, ходят в длинных свитерах, чтобы во время молитвы не обнажалась спина. Но на вопрос, это ли традиционный восточный костюм, Сулейман возражает.

"Не так давно так ходили и белорусы. Посмотрите старые фото, во что одеты мужчины? Длинная рубаха, широкие штаны. Такая же одежда и на мне, только нет пояса".
 

"Жену берега от чужих взоров"

Сулейман показывает развешены по стенам картины жены - в свободное время Рано занимается живописью. Сулеймана интересует и творчество белорусских художников. Основная часть его коллекции - подарки самих художников или их родственников.

Сулейман обращает внимание на послевоенные картины Анатолия Наливаева, которые еще пару лет назад выставлялись в галереях. На некоторых картинах изображены минская мечеть, которую советы после войны приспособили под морской клуб ДОСААФ. Потом на месте мечети построили ресторан гостиницы "Юбилейная".
 

Фото: svaboda.org

По любому поводу Сулейман упоминает свою жену и превозносит ее: как она хорошо шьет, как хорошо управляет автомобилем, как они вместе держат хозяйство, как молятся. Но за все время мы ее так и не увидели. Только слышали, что кто-то ходит на верхних этажах. Сулейман объясняет: он ревнивый муж и бережет жену от чужих взоров.

"Пророк Мухаммад говорил, что лучшие из вас те, кто лучше других относиться к своим женам".
 

Кухня без стола и без свинины

Ничего необычного на мусульманской кухни нет. Только что колбаса, которая сушится на стене, сделано не из свинины, а из конины. Ее передают родственники или привозят из России.

Рядом с кухней - столовая. Ножки столика обрезали до 20 см, и он превратился в традиционный восточный. Сулейман уверяет: если сидеть на полу, то за столом помещается больше людей, чем когда на стульях.

По понедельникам и четвергам Сулейман обычно поститься, поэтому в эти дни только завтракает до восхода солнца, а ужинает уже после заката.
 

Фото: svaboda.org
 

Ислам делает белорусов лучше

Обойдя дом, возвращаемся в молитвенную комнату. Спрашиваем, что нашел Сулейман в исламе.

"Ислам - он искренен. Понимаете, я когда зашел первый раз в мечеть, я увидел, что люди туда приходят с серьезными намерениями. И служба такая красивая и простая. Имам прочитал проповедь, потом - короткая молитва, и все. Меня же никто не заставлял, ислам просто выбрал меня, вот и все".


Сразу после принятия ислама Сулейман, как он считает, начал новую жизнь.

"Я долго искал религию, находился в сложном материальном положении. А всевышний Аллах дал мне Коран - инструкцию к жизни. И если ты придерживаешься инструкции, у тебя все получается".

 

Сулейман с семьей собирается на пятничный намаз. Фото: svaboda.org


Пять намазов в день, посты, ограничения в еде - спрашиваем, не сложно быть мусульманином в Беларуси, когда большинство людей вокруг ведут другой образ жизни?

"Я же делаю это от сердца, меня никто не заставлял принимать ислам, - говорит Сулейман. - Аллах захотел, чтобы я пришел к нему, так и произошло".

С исламом, говорит он, даже проще жить. Отказавшись от запрещенных вещей и выполняя все предписания Корана, Сулейман нашел и спокойствие в жизни, и увидел ее смысл.

"Работаешь, молишься, занимаешься семьей, встречаешься с родственниками и друзьями - у нас обычная насыщенная жизнь".

А потому что мусульмане не употребляют алкоголь, у них больше времени на полезные вещи, считает Сулейман.

"Вот только через запрет на алкоголь ислам делает белорусов лучше. Разве это плохо?"

 

Просим бога за главу Беларуси

Выйдя из дома, Сулейман ведет на задний двор. Здесь стоят сараи и теплицы, а за ним еще поле на 40 соток. Хотя Сулейман и вырос в Минске, ему нравится деревенская жизнь. Вместе с женой они держат небольшое хозяйство: весной сажают огороды и теплицу, держат бройлерных индюков.

"Мне так нравятся эти птицы. До 25 кг может одна вырасти. Пару индюков - и это уже целый баран будет. Мяса хватает и самим поесть, и на продажу".

Когда-то он и мечтать не мог о собственном доме и большом хозяйстве. Жил в Сеннице под Минском. Потом согласно декрету о помощи многодетным семьям получил от государства трехкомнатную квартиру в Минске. Ее и небольшой загородный дом семья и пустила на приобретение этой недвижимости.

"Аллах даровал нам пространное жилье
, - говорит Сулейман. - Как известно, мусульмане имеют большие семьи, и среди моих братьев по вере многим дали или квартиры, или участки в Минске, а также дают финансовую помощь".

Как того требует ислам, мусульмане всегда просят Бога и за власть.

 

Намаз. Фото: svaboda.org

"В нашей стране народ не делят по национальности и религии. И ислам учит нас миру, за добро отвечать добром. И мы, белорусские мусульмане, просим Всевышнего Господа Бога, чтобы он одарил благами президента Беларуси за его добрые дела, продолжил его жизненный срок, оказал ему свою милость и поддержал его своей мощью. И я традиционно для всех мусульман свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Бога единого, и я свидетельствую, что Мухаммад - его раб и посланник".
←К инциденту с распылением газа в минской школе причастны старшеклассники

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика