Записка о здравии - до 20 тысяч, крещение - до 500 тысяч. "Цены" на добровольные пожертвования выросли
03.02.2015 13:37
—
Новости Общества
Читатели сообщают, что во многих храмах, которые они посещают регулярно, выросли рекомендованные суммы добровольных пожертвований. Мы узнали, что сколько стоит, и спросили, чем обоснованы повышения.
В Солигорске, рассказывает женщина, выше стала стоимость свечей. И теперь многие прихожане покупают их в магазине "Пчалярства". "Я и сейчас купила 100 штук за 30 тысяч. 15 февраля будет праздник Сретение Господне – в этот день свечи освящаются. Потом их ставят в церкви. И многие, вижу, так делают. Прошу прощения у Господа, я пенсионерка, перенесла инфаркт, а лекарства очень дорогие, – объясняет женщина. – Понимаю, что приходу нужно строить храм. Но мои проблемы тоже нужно понять".
За самую маленькую свечку в храме платят 3 тысячи, рассказывает женщина, а в магазине "Пчалярства" свеча в два раза большего размера стоит 1,3 тысячи. "Причем свечи в магазине не из парафина, а восковые. А Богу не угодно парафиновые свечи", – отмечает женщина.
"Много одиноких людей, которые предали себя Богу, не могут позволить себе [платить такие деньги. – Прим. TUT.BY]", – считает женщина. Теперь, по ее словам, все больше прихожан кладут деньги на общую свечу. "Это на поминальном столе стоят две такие коробочки. Вижу, что люди кладут 500 рублей в коробку о здравии, и 500 в коробку за упокой".
Верующая просит, чтобы мы не называли ее имени: боится, что наложат епитимью (церковное наказание, состоящее в строгом посте, длительных молитвах, поклонах и т.п. – Прим. TUT.BY) и не допустят до причастия.
Женщина была у родственников в Могилеве. Только в Свято-Никольском монастыре конкретные цены не установлены ("за поминание на проскомидии – кто сколько даст", отмечает верующая). В других храмах, в том числе в Трехсвятительском кафедральном соборе, цены установлены, и они высокие. "Требы (плата за крестины, венчание, отпевание и так далее – Прим. TUT.BY) баснословные".
В Жировичском монастыре за все просят тоже немалые суммы, отмечает жительница Солигорска. За сорокоуст (ежедневное молитвенное поминовение в течение сорока дней. – Прим. TUT.BY) в Жировичах берут 60 тысяч, а в Солигорске – 50 тысяч. "В могилевском Свято-Никольском монастыре всего лишь 30".
Прихожанка из Минска рассказывает, что цены поднялись в конце декабря – начале января, но не в каждом храме. "Например, в Кафедральном соборе (Минский Свято-Духов Кафедральный Собор. – Прим. TUT.BY) не выросли. Как был сорокоуст 20 тысяч, так и есть. А в других, например, в Свято-Георгиевской церкви в Смиловичах, сорокоуст уже стоит 50 тысяч рублей".
Просфорки (белые круглые хлебцы, употребляемые в обрядах православного богослужения. – Прим. TUT.BY) подорожали везде, рассказывает женщина. "Были 2 тысячи. Сейчас – по 3. Но нужно учитывать, что и продукты подорожали".
В церкви святой равноапостольной Марии Магдалины по улице Киселева сорокоуст на одно имя стоит 40 тысяч (подорожало еще до Нового года), записки о здравии и об упокоении по 20 тысяч. "А проскомидия – сколько дадите: тысяча, пять, десять, – поясняют в храме. – Общее крещение – 300 тысяч, индивидуальное – 500 тысяч".
В соборе святых апостолов Петра и Павла (по улице Раковской) на вопрос о ценах ответили, что сорокоуст стоит 20-25 тысяч рублей, записки о здравии и об упокоении "в пределах 10-15 тысяч". "За крещение денег платить не нужно. Разговаривайте с дежурным священником, он вам все объяснит. Цен ориентировочных нет никаких, это пожертвование", – ответили в храме.
В приходе храма Святой Живоначальной Троицы города по улице Севастопольской рассказали, что сорокоуст сейчас стоит 40 тысяч. На вопрос, сколько стоит подать записку о здравии, сказали: "Записки разные бывают. При чем здесь деньги? Сколько пожертвуете". Стоимость общего крещения – 250 тысяч.
В Жировичах нам рассказали, что подать записку об упокоении обойдется в 35 тысяч рублей, заказать сорокоуст – 60 тысяч. Вопрос денег в крещении не самый главный, пояснил нам батюшка. Кто-то жертвует 250 тысяч, другой – миллион. А в среднем – около 400-500 тысяч белорусских рублей.
Исповедь, причастие, другие таинства и требы – они не продаются, рекомендованные суммы приводятся для ориентировки прихожан. Они также служат ориентиром и для самого духовенства в ведении приходского хозяйства и позволяют ему планировать предполагаемые расходы. Если верующие считают для себя рекомендованные суммы неприемлемыми, то они вправе пожертвовать, сколько считают нужным. Существуют церковные законы, согласно которым священнику запрещено торговать таинствами (то есть, требовать деньги за таинство и одновременно отказывать в его совершении при неудовлетворении этого требования) под угрозой вплоть до лишения сана. Об этих законах (или канонах) неоднократно напоминал митрополит Павел.
Однако книги, церковная литература, иконы и прочая церковная утварь – все это, увы, имеет свою материальную цену и стоить "сколько не жалко" не может по объективным причинам, отмечает Лепин. Нередко и печатная продукция распространяется на добровольные пожертвования и даже безвозмездно. Во многих, но не во всех, храмах есть библиотеки, где каждый желающий может взять почитать книгу совершенно бесплатно.
"Каждый христианин должен понимать, что содержание храмов – обязанность прихожан, а не государства или какого-то дяди из-за границы… Все оплаты в храме – это жертва человека на храм, социальные программы, которые проводит приход, на строительство, ремонт, духовное просвещение и религиозное образование, в конце концов, и содержание духовенства. Как говорит апостол Павел, "Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?" (1Кор.9:13).
"Нет денег на самую большую свечу? Возьми самую маленькую. Никто же не настаивает на том, что чем больше ты купил свечку, тем ближе к раю оказался. Что такое свеча? Если отнестись к ней как к товару, то всем понятно, что она столько не может стоить. Это жертва! Человек приходит в храм, жертвует определенную сумму, и ему не просто говорят "спасибо", а в благодарность дают свечу – это такая осязаемая благодарность храма прихожанам", – объясняет Сергий Лепин и добавляет, что свечки ставят не для того, чтобы в церкви было светло. "Конечно, возжжение свечи имеет и психологическое, и символическое значение. Однако Церковь же не учит о том, что если человек пришел на богослужение и не поставил свечку, то богослужение ему не засчитали. Нет у человека сегодня денег – не надо делать из этого проблему. Стой и молись на здоровье! Но если уж кому-то совсем без свечи невмоготу, то, думаю, можно просто попросить. Забыть кошелек дома каждый может, но если человек вообще не может позволить пожертвовать на самую дешевую свечку, то… думаю, ему надо помогать даже не бесплатными свечками, а как-то по-другому"…
На вопрос, почему в разных храмах суммы сильно различаются, отец Сергий отвечает, что в тех или иных местах экономическая ситуация иная. "Чем больше приход, чем больше прихожан, тем больше он себе может позволить лояльности в таких вопросах. Как это ни парадоксально, но в провинции рекомендованные суммы часто оказываются больше. К сожалению, для сельских храмов не продают кирпичи и краску дешевле, чем для городских, а принцип "дешевле свечки – больше прихожан", увы, не работает. В том числе и потому что храм не магазин".
Митрополит Павел просит не возмущаться, что пожертвования большие. Если денег нет, священник обязан совершить священные таинства безвозмездно, говорит он.
Открыть/cкачать видео (51.95 МБ)
Фрагмент программы "Архипастырь" православного телеканала"Союз" (программа еще не вышла в эфир). Записано восточноевропейским бюро канала и Центром просвещения и милосердия Белорусского экзархата "Всех скорбящих радость" (сайт sobor.by).
Цены поднялись, но не в каждом храме
Прихожанка из Солигорска рассказывает, что "цены" в церквях поднялись еще до Нового года – не только в ее городе, но и по всей Беларуси.В Солигорске, рассказывает женщина, выше стала стоимость свечей. И теперь многие прихожане покупают их в магазине "Пчалярства". "Я и сейчас купила 100 штук за 30 тысяч. 15 февраля будет праздник Сретение Господне – в этот день свечи освящаются. Потом их ставят в церкви. И многие, вижу, так делают. Прошу прощения у Господа, я пенсионерка, перенесла инфаркт, а лекарства очень дорогие, – объясняет женщина. – Понимаю, что приходу нужно строить храм. Но мои проблемы тоже нужно понять".
За самую маленькую свечку в храме платят 3 тысячи, рассказывает женщина, а в магазине "Пчалярства" свеча в два раза большего размера стоит 1,3 тысячи. "Причем свечи в магазине не из парафина, а восковые. А Богу не угодно парафиновые свечи", – отмечает женщина.
"Много одиноких людей, которые предали себя Богу, не могут позволить себе [платить такие деньги. – Прим. TUT.BY]", – считает женщина. Теперь, по ее словам, все больше прихожан кладут деньги на общую свечу. "Это на поминальном столе стоят две такие коробочки. Вижу, что люди кладут 500 рублей в коробку о здравии, и 500 в коробку за упокой".
Верующая просит, чтобы мы не называли ее имени: боится, что наложат епитимью (церковное наказание, состоящее в строгом посте, длительных молитвах, поклонах и т.п. – Прим. TUT.BY) и не допустят до причастия.
Женщина была у родственников в Могилеве. Только в Свято-Никольском монастыре конкретные цены не установлены ("за поминание на проскомидии – кто сколько даст", отмечает верующая). В других храмах, в том числе в Трехсвятительском кафедральном соборе, цены установлены, и они высокие. "Требы (плата за крестины, венчание, отпевание и так далее – Прим. TUT.BY) баснословные".
В Жировичском монастыре за все просят тоже немалые суммы, отмечает жительница Солигорска. За сорокоуст (ежедневное молитвенное поминовение в течение сорока дней. – Прим. TUT.BY) в Жировичах берут 60 тысяч, а в Солигорске – 50 тысяч. "В могилевском Свято-Никольском монастыре всего лишь 30".
Прихожанка из Минска рассказывает, что цены поднялись в конце декабря – начале января, но не в каждом храме. "Например, в Кафедральном соборе (Минский Свято-Духов Кафедральный Собор. – Прим. TUT.BY) не выросли. Как был сорокоуст 20 тысяч, так и есть. А в других, например, в Свято-Георгиевской церкви в Смиловичах, сорокоуст уже стоит 50 тысяч рублей".
Просфорки (белые круглые хлебцы, употребляемые в обрядах православного богослужения. – Прим. TUT.BY) подорожали везде, рассказывает женщина. "Были 2 тысячи. Сейчас – по 3. Но нужно учитывать, что и продукты подорожали".
Цены из первых уст
Мы узнали суммы, на которые ориентируют прихожан в церквях, в первую очередь, Минска. Например, в храме Иконы Божией Матери "Всецарица" по улице Грушевской сорокоуст стоит 30 тысяч (раньше был 20), а записки о здравии и об упокоении "по 10 тысяч, как и было", говорят нам в приходе храма.В церкви святой равноапостольной Марии Магдалины по улице Киселева сорокоуст на одно имя стоит 40 тысяч (подорожало еще до Нового года), записки о здравии и об упокоении по 20 тысяч. "А проскомидия – сколько дадите: тысяча, пять, десять, – поясняют в храме. – Общее крещение – 300 тысяч, индивидуальное – 500 тысяч".
В соборе святых апостолов Петра и Павла (по улице Раковской) на вопрос о ценах ответили, что сорокоуст стоит 20-25 тысяч рублей, записки о здравии и об упокоении "в пределах 10-15 тысяч". "За крещение денег платить не нужно. Разговаривайте с дежурным священником, он вам все объяснит. Цен ориентировочных нет никаких, это пожертвование", – ответили в храме.
В приходе храма Святой Живоначальной Троицы города по улице Севастопольской рассказали, что сорокоуст сейчас стоит 40 тысяч. На вопрос, сколько стоит подать записку о здравии, сказали: "Записки разные бывают. При чем здесь деньги? Сколько пожертвуете". Стоимость общего крещения – 250 тысяч.
В Жировичах нам рассказали, что подать записку об упокоении обойдется в 35 тысяч рублей, заказать сорокоуст – 60 тысяч. Вопрос денег в крещении не самый главный, пояснил нам батюшка. Кто-то жертвует 250 тысяч, другой – миллион. А в среднем – около 400-500 тысяч белорусских рублей.
Священник: по каким расценкам нужно платить рабочим и сотрудникам?
Для председателя Синодального информационного отдела Белорусской православной церкви и настоятеля Преображенской церкви в Ракове протоиерея Сергия Лепина увеличившиеся рекомендованные размеры добровольных пожертвований не стали чем-то удивительным. "Увеличились цены на печатную продукцию, храмы ведут ремонты, реконструкции... По каким ценам они должны платить рабочим и сотрудникам, хору, сторожу, регенту, псаломщику? Понятно, что если меняется экономическая ситуация – меняется и ситуация в приходах".Исповедь, причастие, другие таинства и требы – они не продаются, рекомендованные суммы приводятся для ориентировки прихожан. Они также служат ориентиром и для самого духовенства в ведении приходского хозяйства и позволяют ему планировать предполагаемые расходы. Если верующие считают для себя рекомендованные суммы неприемлемыми, то они вправе пожертвовать, сколько считают нужным. Существуют церковные законы, согласно которым священнику запрещено торговать таинствами (то есть, требовать деньги за таинство и одновременно отказывать в его совершении при неудовлетворении этого требования) под угрозой вплоть до лишения сана. Об этих законах (или канонах) неоднократно напоминал митрополит Павел.
Однако книги, церковная литература, иконы и прочая церковная утварь – все это, увы, имеет свою материальную цену и стоить "сколько не жалко" не может по объективным причинам, отмечает Лепин. Нередко и печатная продукция распространяется на добровольные пожертвования и даже безвозмездно. Во многих, но не во всех, храмах есть библиотеки, где каждый желающий может взять почитать книгу совершенно бесплатно.
"Каждый христианин должен понимать, что содержание храмов – обязанность прихожан, а не государства или какого-то дяди из-за границы… Все оплаты в храме – это жертва человека на храм, социальные программы, которые проводит приход, на строительство, ремонт, духовное просвещение и религиозное образование, в конце концов, и содержание духовенства. Как говорит апостол Павел, "Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?" (1Кор.9:13).
"Нет денег на самую большую свечу? Возьми самую маленькую. Никто же не настаивает на том, что чем больше ты купил свечку, тем ближе к раю оказался. Что такое свеча? Если отнестись к ней как к товару, то всем понятно, что она столько не может стоить. Это жертва! Человек приходит в храм, жертвует определенную сумму, и ему не просто говорят "спасибо", а в благодарность дают свечу – это такая осязаемая благодарность храма прихожанам", – объясняет Сергий Лепин и добавляет, что свечки ставят не для того, чтобы в церкви было светло. "Конечно, возжжение свечи имеет и психологическое, и символическое значение. Однако Церковь же не учит о том, что если человек пришел на богослужение и не поставил свечку, то богослужение ему не засчитали. Нет у человека сегодня денег – не надо делать из этого проблему. Стой и молись на здоровье! Но если уж кому-то совсем без свечи невмоготу, то, думаю, можно просто попросить. Забыть кошелек дома каждый может, но если человек вообще не может позволить пожертвовать на самую дешевую свечку, то… думаю, ему надо помогать даже не бесплатными свечками, а как-то по-другому"…
На вопрос, почему в разных храмах суммы сильно различаются, отец Сергий отвечает, что в тех или иных местах экономическая ситуация иная. "Чем больше приход, чем больше прихожан, тем больше он себе может позволить лояльности в таких вопросах. Как это ни парадоксально, но в провинции рекомендованные суммы часто оказываются больше. К сожалению, для сельских храмов не продают кирпичи и краску дешевле, чем для городских, а принцип "дешевле свечки – больше прихожан", увы, не работает. В том числе и потому что храм не магазин".
Митрополит Павел просит не возмущаться, что пожертвования большие. Если денег нет, священник обязан совершить священные таинства безвозмездно, говорит он.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Открыть/cкачать видео (51.95 МБ)
Фрагмент программы "Архипастырь" православного телеканала"Союз" (программа еще не вышла в эфир). Записано восточноевропейским бюро канала и Центром просвещения и милосердия Белорусского экзархата "Всех скорбящих радость" (сайт sobor.by).