Улицы нашего города. Интернациональная

Источник материала:  
02.02.2015 09:20 — Новости Общества
Эта улица известна с XVI в. Тогда она называлась Зборовой. Здесь был расположен кальвинистский сбор, возле которого селились ремесленники-кальвинисты. В 1633 г. здесь возвели монастырь бенедиктинок, потом доминиканский костел, отель "Европа". Улица сильно пострадала в Великую Отечественную войну, часть зданий впоследствии была снесена. Но сохранились строения различных стилей постройки XVIII–XX вв. После революции она стала Интернациональной.
 

Фото: Тамара Хамицевич, minsknews.by

Однажды Евгений Александрович Мазо, старый журналист, уроженец Минска, знавший город, как свою ладонь, сказал об улице, на которой рос в довоенное время:
 
– Она меняла названия, но всякий раз получала правильное имя. Вот я слышу слово "Интернациональная" и вспоминаю двор нашего дома, в котором росли дети семи национальностей. Каждый говорил на своем языке, но понимали друг друга прекрасно. И призывы матерей из окон переводили моментально, будь-то еврейское приглашение ужинать или польское обещание наградить озорника порцией ремня…






Зайдите за "спину" Дворца Республики. Отсюда, с последних зданий Интернациональной (ранее этот отрезок носил название Волоцкой улицы), начнем осмотр. Почему с конца? Потому что здесь сохранились очень старые здания, заслуживающие самого пристального внимания.
 

Фото: Тамара Хамицевич, minsknews.by
 
Дом № 31, принадлежавший изначально минчанке Ленской, был построен в конце XVIII – начале XX века. Хозяйка была, судя по всему, богатой, дом строила с размахом. Во всяком случае, когда через столетие в 1904 г. здесь разместилась первая в Минске публичная городская библиотека им. Пушкина, места в ней хватало и читателям, и десяткам тысяч книг. Книжный фонд интенсивно пополнялся за счет пожертвований. Причем многие меценаты, очевидно, были поклонниками революционных идей. Иначе откуда бы в библиотеку поступили произведения Маркса, Энгельса, Чернышевского, Плеханова, Клары Цеткин. Вдобавок к тому партия эсеров устроила в здании еще и подпольную типографию, раскрытую полицией в 1907 г. 

В 1909 г. почетным членом библиотеки был избран Лев Толстой. Читателями ее были Богданович, Купала, Бядуля, Колас, Тетка. После революции библиотека получила статус народной, позднее стала областной. Перед войной в ней насчитывалось 150 тыс. книг. В 1971 г. библиотека переехала на улицу Гикало.
 

Фото: Тамара Хамицевич, minsknews.by
 
Рядом – дом № 33, реконструированная и открытая для посещений усадьба художника Ваньковича. Построена тогда же, на рубеже XVIII и XIX вв. из дерева. Дом располагался в глубине участка, который был отделен от улицы оградой и въездными воротами – "брамой". За ним теснились хозяйственные постройки. От дома к Свислочи спускался яблоневый сад, который дожил до конца XIX в.
 
Фото: Тамара Хамицевич, minsknews.by
 
Валенсий Ванькович – автор портретов Пушкина и картины "Мицкевич на скале Аю-Даг". Самые известные полотна художника – "Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева в 968 г." и "Наполеон возле костра". Чем не повод для разговора с детьми о войне 1812 года?
 
И еще один старый, построенный в 1797 г., дом на этой же стороне улицы№ 21. Первоначально он имел два этажа, в начале XX в. надстроили третий. Над улицей два небольших балкона с ажурной оградой. Фасад укреплен выступающими частями стены – контрфорсами. Но дом достоин внимания не только в силу возраста, а и потому, что в нем жил наш земляк, уроженец фольварка Убель в Червенском районе – выдающийся композитор, основоположник польской и белорусской оперы, дирижер и педагог Станислав Монюшко. Посмотрите в окошко ресторанной веранды, на стене дома – барельефная мемориальная доска.
 
Фото: Тамара Хамицевич, minsknews.by
 
Семья Монюшко переехала в Минск в 1830 г., и Станислав учился в Минской гимназии, которая располагалась рядом – в базыльянском монастыре. В гимназии он получил первые уроки композиции от известного в то время белорусского музыканта Стефановича. Свои первые оперы и оперетты Станислав Монюшко поставил в Минске. "Идиллия" ("Селянка"), которая считается первой польской и белорусской оперой, была написана на либретто известного белорусского драматурга Винцента Дунина-Марцинкевича, судьба которого также связана с этим районом Минска. Неподалеку, в монастыре бернардинок (в то время – православный Свято-Духов), за участие в восстании 1863 г. отбывала наказание дочь писателя Камилла. На той же улице Волоцкой, напротив дома, где жил Монюшко, был расположен еще один, доминиканский, монастырь. Он был основан в 1605 г. Софией Слуцкой и сохранялся до средины прошлого века.
 

Фото: Тамара Хамицевич, minsknews.by
 
Положа руку на сердце, признаемся, что в архитектурных стилях и направлениях мы не сильны. Да и откуда взяться фундаментальным знаниям, если здания города не единожды разрушались до фундамента.
 
Однако… Единичные представители классицизма, барокко, ампира, различных их гибридов сохранились. Главное – знать места. На Интернациональной ищем модерн (в переводе – новейший, современный).
 

Фото: Тамара Хамицевич, minsknews.by
 
В недавнем прошлом этот стиль клеймили как декадентское направление искусства и архитектуры. Зодчих упрекали за манерную вычурность, деформацию привычных очертаний, введение причудливых орнаментов из ломаных, разорванных и кривых линий, использование символических мотивов и даже за применение новых дешевых материалов в декоративных целях. Припомнив подобные характеристики, готовимся увидеть монстра.
 
Дом № 16 таковым совсем не кажется. Он просто веселый и озорной, со стенами хулиганского джинсового цвета. И даже заплатки из тех самых дешевых материалов имеются на его одежке. Это разноцветные майоликовые плитки, разбросанные по всему фасаду. Кроме того, главную стену украшают вертикальные мелкие углубления – ризалиты, которые завершаются треугольными щитами. В отделке присутствует рустовка – то есть штукатурка, имитирующая грубую каменную поверхность. Здесь же прилеплены расположенные пирамидой ажурные балконы.
 

Фото: Тамара Хамицевич, minsknews.by
 
По мнению исследователей архитектуры Минска, такое разнообразие декоративных элементов на фасаде здания вынужденное. Дом изначально был зажат в плотном ряду уличных строений, и сделать его заметным можно было только интенсивным украшательством лицевой стены.
 
Этот очень удачный образец модерна был построен в 1913 г., служил гостиницей. Сейчас в нем гнездятся различные офисы.
 
В стиле модерн была построена (а сейчас воссоздана) и гостиница "Европа".
 

Фото: Тамара Хамицевич, minsknews.by
 
Здание принадлежало минчанину Поляку, и после реконструкции в 1913 г. гостиница была суперсовременной, самой большой в Северо-Западном крае. Шесть этажей, 130 номеров, единственный в городе лифт, первоклассный ресторан Саулевича, отделение банка, дамская и мужская парикмахерские, читальный зал, в каждом номере – телефон, ванна, электричество. К поездам отсюда отправлялись экипажи и авто. Вот такой во всех отношениях – полный модерн!
←Посылок из Китая стало в 5 раз больше: на почте в Гродно открыли специальные окна

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика