Улицы нашего города. Интернациональная
02.02.2015 09:20
—
Новости Общества
Эта улица известна с XVI в. Тогда она называлась Зборовой. Здесь был расположен кальвинистский сбор, возле которого селились ремесленники-кальвинисты. В 1633 г. здесь возвели монастырь бенедиктинок, потом доминиканский костел, отель "Европа". Улица сильно пострадала в Великую Отечественную войну, часть зданий впоследствии была снесена. Но сохранились строения различных стилей постройки XVIII–XX вв. После революции она стала Интернациональной.
Однажды Евгений Александрович Мазо, старый журналист, уроженец Минска, знавший город, как свою ладонь, сказал об улице, на которой рос в довоенное время:
В 1909 г. почетным членом библиотеки был избран Лев Толстой. Читателями ее были Богданович, Купала, Бядуля, Колас, Тетка. После революции библиотека получила статус народной, позднее стала областной. Перед войной в ней насчитывалось 150 тыс. книг. В 1971 г. библиотека переехала на улицу Гикало.
Однажды Евгений Александрович Мазо, старый журналист, уроженец Минска, знавший город, как свою ладонь, сказал об улице, на которой рос в довоенное время:
– Она меняла названия, но всякий раз получала правильное имя. Вот я слышу слово "Интернациональная" и вспоминаю двор нашего дома, в котором росли дети семи национальностей. Каждый говорил на своем языке, но понимали друг друга прекрасно. И призывы матерей из окон переводили моментально, будь-то еврейское приглашение ужинать или польское обещание наградить озорника порцией ремня…
Зайдите за "спину" Дворца Республики. Отсюда, с последних зданий Интернациональной (ранее этот отрезок носил название Волоцкой улицы), начнем осмотр. Почему с конца? Потому что здесь сохранились очень старые здания, заслуживающие самого пристального внимания.
Зайдите за "спину" Дворца Республики. Отсюда, с последних зданий Интернациональной (ранее этот отрезок носил название Волоцкой улицы), начнем осмотр. Почему с конца? Потому что здесь сохранились очень старые здания, заслуживающие самого пристального внимания.
Дом № 31, принадлежавший изначально минчанке Ленской, был построен в конце XVIII – начале XX века. Хозяйка была, судя по всему, богатой, дом строила с размахом. Во всяком случае, когда через столетие в 1904 г. здесь разместилась первая в Минске публичная городская библиотека им. Пушкина, места в ней хватало и читателям, и десяткам тысяч книг. Книжный фонд интенсивно пополнялся за счет пожертвований. Причем многие меценаты, очевидно, были поклонниками революционных идей. Иначе откуда бы в библиотеку поступили произведения Маркса, Энгельса, Чернышевского, Плеханова, Клары Цеткин. Вдобавок к тому партия эсеров устроила в здании еще и подпольную типографию, раскрытую полицией в 1907 г.
В 1909 г. почетным членом библиотеки был избран Лев Толстой. Читателями ее были Богданович, Купала, Бядуля, Колас, Тетка. После революции библиотека получила статус народной, позднее стала областной. Перед войной в ней насчитывалось 150 тыс. книг. В 1971 г. библиотека переехала на улицу Гикало.
Рядом – дом № 33, реконструированная и открытая для посещений усадьба художника Ваньковича. Построена тогда же, на рубеже XVIII и XIX вв. из дерева. Дом располагался в глубине участка, который был отделен от улицы оградой и въездными воротами – "брамой". За ним теснились хозяйственные постройки. От дома к Свислочи спускался яблоневый сад, который дожил до конца XIX в.
Валенсий Ванькович – автор портретов Пушкина и картины "Мицкевич на скале Аю-Даг". Самые известные полотна художника – "Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева в 968 г." и "Наполеон возле костра". Чем не повод для разговора с детьми о войне 1812 года?
И еще один старый, построенный в 1797 г., дом на этой же стороне улицы – № 21. Первоначально он имел два этажа, в начале XX в. надстроили третий. Над улицей два небольших балкона с ажурной оградой. Фасад укреплен выступающими частями стены – контрфорсами. Но дом достоин внимания не только в силу возраста, а и потому, что в нем жил наш земляк, уроженец фольварка Убель в Червенском районе – выдающийся композитор, основоположник польской и белорусской оперы, дирижер и педагог Станислав Монюшко. Посмотрите в окошко ресторанной веранды, на стене дома – барельефная мемориальная доска.
Семья Монюшко переехала в Минск в 1830 г., и Станислав учился в Минской гимназии, которая располагалась рядом – в базыльянском монастыре. В гимназии он получил первые уроки композиции от известного в то время белорусского музыканта Стефановича. Свои первые оперы и оперетты Станислав Монюшко поставил в Минске. "Идиллия" ("Селянка"), которая считается первой польской и белорусской оперой, была написана на либретто известного белорусского драматурга Винцента Дунина-Марцинкевича, судьба которого также связана с этим районом Минска. Неподалеку, в монастыре бернардинок (в то время – православный Свято-Духов), за участие в восстании 1863 г. отбывала наказание дочь писателя Камилла. На той же улице Волоцкой, напротив дома, где жил Монюшко, был расположен еще один, доминиканский, монастырь. Он был основан в 1605 г. Софией Слуцкой и сохранялся до средины прошлого века.
Положа руку на сердце, признаемся, что в архитектурных стилях и направлениях мы не сильны. Да и откуда взяться фундаментальным знаниям, если здания города не единожды разрушались до фундамента.
Однако… Единичные представители классицизма, барокко, ампира, различных их гибридов сохранились. Главное – знать места. На Интернациональной ищем модерн (в переводе – новейший, современный).
В недавнем прошлом этот стиль клеймили как декадентское направление искусства и архитектуры. Зодчих упрекали за манерную вычурность, деформацию привычных очертаний, введение причудливых орнаментов из ломаных, разорванных и кривых линий, использование символических мотивов и даже за применение новых дешевых материалов в декоративных целях. Припомнив подобные характеристики, готовимся увидеть монстра.
Дом № 16 таковым совсем не кажется. Он просто веселый и озорной, со стенами хулиганского джинсового цвета. И даже заплатки из тех самых дешевых материалов имеются на его одежке. Это разноцветные майоликовые плитки, разбросанные по всему фасаду. Кроме того, главную стену украшают вертикальные мелкие углубления – ризалиты, которые завершаются треугольными щитами. В отделке присутствует рустовка – то есть штукатурка, имитирующая грубую каменную поверхность. Здесь же прилеплены расположенные пирамидой ажурные балконы.
По мнению исследователей архитектуры Минска, такое разнообразие декоративных элементов на фасаде здания вынужденное. Дом изначально был зажат в плотном ряду уличных строений, и сделать его заметным можно было только интенсивным украшательством лицевой стены.
Этот очень удачный образец модерна был построен в 1913 г., служил гостиницей. Сейчас в нем гнездятся различные офисы.
В стиле модерн была построена (а сейчас воссоздана) и гостиница "Европа".
Здание принадлежало минчанину Поляку, и после реконструкции в 1913 г. гостиница была суперсовременной, самой большой в Северо-Западном крае. Шесть этажей, 130 номеров, единственный в городе лифт, первоклассный ресторан Саулевича, отделение банка, дамская и мужская парикмахерские, читальный зал, в каждом номере – телефон, ванна, электричество. К поездам отсюда отправлялись экипажи и авто. Вот такой во всех отношениях – полный модерн!