"Государство недополучает, покупателей обманывают…" Пчеловоды просят защитить рынок от дешевого российского меда
24.01.2015 20:47
—
Новости Общества
– В последние годы широкомасштабный характер приобрели медовые ярмарки, товар для которых приходит из других стран. Вопрос в том, из каких, и каково качество этого меда, – открыла совещание заместитель министра торговли Ирина Наркевич. – Если человек заплатил 300-500 тысяч, это немалая сумма, чтобы просто взять и выбросить банку с медом, если с ним что-то не так.
Несколько лет назад Минская городская ветеринарная станция исследовала мед, который продается на ярмарках, рассказала директор станции Мария Горина.
– Мед был натуральный, но его название полностью не соответствовало ботаническому составу. Он то из чабреца, то вересковый, то можжевеловый – но везде было написано, что мед, образно говоря, из-за трех морей из диковинных цветов и с добавками маточного молочка.
На самом деле, говорят эксперты, на ярмарках рекой льется недорогой мед из подсолнечника, который продавцы везут из России. Из-за этого у белорусских пчеловодов проблемы со сбытом, объяснил Виталий Граблюк, главный ветеринарный врач Белорусского государственного ветеринарного центра.
– С открытием белорусско-российской границы к нам хлынул дешевый мед. В прошлые годы на ярмарках было много медосодержащих продуктов, сейчас практически весь товар настоящий. Проблема в том, что дешевый подсолнечниковый мед из России продается под видом белорусских медов с белорусскими же документами. Называют его по-разному: чабрецовый, липовый.
Михаил Холодинский, председатель Союза белорусских пчеловодов, объяснил, что продавцы российского меда не только покупают документы у наших пасечников, но и промышляют "серым импортом".
– Допустим, Иванов Иван Иванович произвел две фляги меда и продал их кому-то. А потом под эти две фляги продают две цистерны завезенного меда. Государство недополучает, покупателей обманывают…
Мелкие белорусские пасечники, которые держат по 5-7 пчелосемей, не могут конкурировать по цене с российским медом, добавил Холодинский. По информации газеты "Рэспублiка", натуральный мед, собранный со своей пасеки, обходится в среднем в 100-120 тысяч рублей за литр, а импортный товар продается по 45-50 тысяч.
Пришел на совещание и Юрий Редьков, директор частного предприятия "Царь-мед", которое регулярно организует одноименные ярмарки. Рассуждая о продаже дешевого российского меда, пчеловоды упоминали в том числе и мероприятия Редькова. Напомним, несколько дней назад "Царь-мед" получил предписание от Минторга за несогласованные даты проведения очередной ярмарки в Гомеле.
– На ярмарках "Царь-мед" было реализовано 70% российского и 30% белорусского меда. Почему белорусский мед перестали покупать? Первая и главная причина – белорусы продают очень дорогой мед. Мы ведь обслуживаем социально незащищенную категорию – пенсионеров, – напомнил Юрий Редьков.
Михаил Холодинский сообщил, что для мелких пасечников арендная плата за место на ярмарках вроде "Царь-мед" слишком высокая – около 1 миллион рублей в день. Он предложил чиновникам проводить специализированные медовые ярмарки, которые не разоряли бы и так небогатых пчеловодов.
– На столичных сельскохозяйственных ярмарках могут торговать пчеловоды со всей страны, но активности с их стороны нет, хотя все условия предоставлены: торговое место бесплатное, реклама широчайшая, покупателей много, – рассказала начальник отдела торговли и услуг ГУПР Мингорисполкома Тамара Тихонова. – Но у нас на рынках много свободных мест. На Комаровке создано 14 мест для продажи меда, ежедневно распределяется только 5-6.
Выслушав также мнение санитарной инспекции, Академии наук, Госстандарта, Министерства по налогам и сборам, Минсельхозпрода и Минздрава, Ирина Наркевич озвучила задачу-минимум – упорядочить проведение медовых ярмарок и определить единые правила продажи меда и продуктов пчеловодства. Задачей-максимум станет разработка закона или госпрограммы, которая "грамотно профинансирует развитие пчеловодства в Беларуси".