Бум строительства моллов в Минске
Белорусская столица по количеству галерей, моллов и комплексов становится в один ряд с европейскими столицами. Только в прошлом году в Минске запустили восемнадцать крупных центров, площадью больше тысячи "квадратов". Не будут ли пустовать новые объекты, разбирался Яков Бута.
Проспект Независимости, район Национальной библиотеки. Эта стройка - будущий крупнейший торговый центр Минска. Почти двести тысяч квадратных метров. Это сотни магазинов. Городские власти уверяют, - пустовать комплекс не будет. Якорного (то есть основного) арендатора определяют, как правило, еще до начала строительства.
Светлана Шитикова, главный специалист главного управления потребительского рынка Мингорисполкома: "Это тот крупный арендатор, который будет привлекать посетителей в ТЦ. Перечень остальных, не основных арендаторов, он определяется по мере завершения работ по открытию ТЦ. Но к тому дню, когда ТЦ открывается, практически все площади уже заняты".
Количество огромных торговых центров растет. Эксперты скептически относятся к тому, что новые площади удастся быстро заполнить.
Александр Великий, эксперт рынка недвижимости:
"Те операторы торговли, которые на сегодняшний день действуют в Беларуси, они вряд ли могут заполнить эти объекты. Для того, чтобы они были заполнены, необходимо привлекать иностранные компании, которые бы снимали 3 и более тысяч метров квадратных".
И такие компании – мировые бренды – продолжат экспансию на белорусский рынок. В этом уверен Гедиминас Римкус – литовский инвестор. Его компания строила торговые центры по всей Европе. И уже пять лет холдинг работает в Беларуси. В том, что рынок у нас еще не насыщен и легко сможет вместить все запланированные комплексы, бизнесмен не сомневается.
Гедиминас Римкус, член правления строительного холдинга:
"Чем больше будет конкуренция, тем лучше для потребителя. Значит, цены на товары будут падать, будет выбор. И тогда, я надеюсь, не надо будет выезжать из Беларуси, все можно будет здесь найти, и ассортимент будет достаточным.
Я думаю, что в ближайшие годы в Беларуси появятся все бренды, которые появятся в Европе, и в России".
Все стороны сходятся в одном: строительство новых центров, модных галерей, огромных моллов ведет к росту конкуренции. Уже сейчас некоторые комплексы переходят на агрессивный маркетинг, все активнее привлекая посетителей.
Бум строительства моллов в Минске продолжится - возведут еще сто двадцать пять тысяч квадратных метров - это больше десяти комплексов.
На тысячу жителей Минска придется шестьсот "квадратов" торговых площадей - это уже на уровне европейских столиц.