Гиблое место. Кто должен отвечать за канализационные люки в городе?

Источник материала:  
22.01.2015 09:28 — Новости Общества
Семилетняя минчанка Вероника недавно пережила сильнейший стресс: девочка провалилась в трехметровый канализационный колодец. Малышка осталась жива, но ей еще долго придется лежать, закованной в тугой корсет. Несчастный случай? Можно было бы списать на это. Но только за прошлый год из канализационных колодцев спасатели достали десятки человек. По чьей вине люки превращаются в смертельно опасные ловушки и почему можно провалиться на ровном месте, разбиралась "СБ Беларусь сегодня".


Фото:Юрий Мозолевский, respublika.sb.by

12 января Татьяна Довнар помнит как в тумане. Телефонный звонок старшей дочери заставил забыть обо всем. "Мамочка! — прокричала она, — Вероника провалилась в канализационный колодец и громко плачет".

…Спустя неделю идем по злополучному маршруту. Татьяне каждый шаг дается нелегко. Технологический колодец, ставший ловушкой для ее семилетней дочери, замечаем издалека. В метре от забора автостоянки на нежилой части улицы Горецкого, он находится на пути следования детворы. Сейчас накрыт бетонной плитой, на ней — деревянное ограждение красного цвета (на снимке).

События того дня Татьяна восстанавливает со слов старшей дочери. Девочки возвращались из школы. Увидели по дороге дерущихся мальчишек и побежали их разнимать. Младшая споткнулась и упала сначала на колени, потом на спину, а потом и вовсе скрылась под землей. Потом выяснилось, что ее 13-летняя сестра мгновенно сориентировалась и позвонила в "101".


Фото с сайта МЧС

Спасатели приехали быстро. Из трехметрового бетонного колодца девочку достали с помощью веревок и жестких носилок и сразу же передали медикам. Татьяна не скрывает слез: это настоящее чудо, что дочь осталась жива. Иначе как объяснить, что руки, ноги, голова, а главное, спинной мозг остались целыми после падения в трехметровую узкую, диаметром всего 50 сантиметров, трубу? Однако и легкими ушибами травмы первоклассницы не назовешь. В РНПЦ травматологии и ортопедии ей поставили диагноз компрессионный перелом пяти позвонков грудного отдела. И отправили лечиться домой. Лежать в корсете Веронике от 6 до 8 недель, потом ее ждет долгая реабилитация.

Ударит это вынужденное бездействие и по карману родителей: кому-то из них придется увольняться с работы. Ребенка, который лежит пластом, одного дома не оставишь. На две недели больничный им оформили, а дальше — за свой счет… Ничьей крови молодые родители не жаждут и за решетку никого сажать не хотят. Хотят лишь одного: чтобы подобное не повторилось.

Звоню в УКС Фрунзенского района. Именно на его балансе находится этот злосчастный колодец. "Мы и виноваты, и нет, — не скрывает директор УКСа Денис Коляго. — Должны были чаще проверять состояние колодцев и люков. Может, тогда и не случилась бы беда. А так все виновные уже наказаны — кто выговором, кто лишением премии".

Хотя, признается директор, канализационные сети — не их епархия. Такие колодцы если и строятся, то на перспективу для новых микрорайонов. Этот планировался для подключения к нему пункта проката спортинвентаря. Однако объект не появился. А участок сети так и остался построенным, но не эксплуатируемым. Этот канализационный "пенал" должен стоять на балансе "Минскводоканала". Однако не случилось: юридически его не передали. Так что состояние колодца и люка — на совести балансодержателя.

Случай вопиющий. Но, увы, не единичный. В октябре прошлого года в канализацию в Витебске провалился 4-летний мальчик. Ребенок наступил на крышку люка. В прошлом году в Светлогорске под ногой беременной женщины перевернулся люк. Бог миловал — она лишь одной ногой провалилась в пустоту. А вот жительнице Берестовицкого района не повезло: она угодила в незакрытый проем канализационного коллектора и утонула. Следователи выяснили: стационарный чугунный люк, закрывавший коллектор, похитили. Еще одну жизнь забрал узкий 12-метровый колодец: вместо люка он был прикрыт тонкой решеткой. Провалившийся минчанин погиб.

Чтобы такие случаи не повторялись, первый заместитель председателя Мингорисполкома Владимир Кухарев поручил проверить состояние всех городских колодцев ливневой канализации, а также наличие на них люков и решеток. За каждое ЧП виновный ответит своим рабочим местом.

Начальник управления городского хозяйства и энергетики Дмитрий Янчик уверяет: состояние канализационных люков и ливневых решеток специалисты проверяют. Первые результаты мониторинга: открытых колодцев на весь Минск — единицы. А вот плохо закрепленных люков и неочищенных от грязи ливневых решеток хватает. Все претензии направляются к балансодержателям.

А объектов этих в городе — сотни тысяч. В одном "Водоканале" их 90 тысяч, а в "Минсккоммунтеплосетях" — 15 тысяч. 687 километров в двухтрубном исполнении, уточняет Владислав Левин, главный инженер предприятия. И те в основном в новых микрорайонах. Свои сети здесь осматривают не реже одного раза в месяц. Не так часто, как хотелось бы, однако этого хватает. "Несчастных случаев у нас не было", — стучит по дереву специалист. А вот с воровством люков беда. В декабре прошлого года на улице Купревича пропало сразу 8 люков. Их, конечно, заменили. Однако удовольствие не из дешевых: люк с горловиной в зависимости от материала и габаритов может стоить от 20 до 90 миллионов рублей.

Так, может, такую дорогостоящую вещь стоит охранять построже? Оборудовать колодцы и люки сигнализацией, например. Снял 90 кг чугуна — а на пульт сразу сигнал. В этом нет необходимости, категоричны специалисты. Но вышеописанные случаи показывают: с такими рассуждениями можно и нужно спорить.

Интересно и другое: куда идут ворованные люки? Сдать на металлолом их нельзя. По крайне мере, законно. Владимир Ковалевский, заместитель директора по заготовке ГО "Белвтормет", подтверждает: в приемных пунктах примут только амортизационный лом или техотходы, образовавшиеся в процессе хоздеятельности. Чугунный люк в этот список не входит.

Может, и не входит. Однако бывалые металлосдатчики уверяют: разбитый люк всегда идет на ура. Поэтому особо ушлые специально его раскалывают и сдают как лом. Видимо, такая же участь постигла крышку на улице Горецкого.

Решить эту городскую проблему можно весьма просто и очень быстро. Например, ввести на пунктах приемки правило: на каждого, кто сдает люк или его фрагмент, составлять административный протокол и через суд взыскивать рыночную стоимость нового оборудования. Уверена, зияющих дыр после нескольких показательных процессов станет меньше в разы.
←Почему на селе частнику бытовка неинтересна и что заставило Минщину не закрывать комплексные приемные пункты

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика