Америка в лицах. Адвокат по разводам: "А что можно сделать, если супругам главное - испортить жизнь своим будущим бывшим?"
"Я занимаюсь бракоразводными процессами 25 лет, и мой главный совет при разводе – оставьте ваши эмоции. Воспринимайте это как бизнес-сделку. Не тратьте нервы и лишние деньги на юристов", – адвокат по семейному праву в Miles and Stockbridge Стивен Каллен (Stephen Cullen) в своем офисе в центре Вашингтона рассказывает о своей работе, но все чаще от бизнеса мы уходим в вопросы межличностных отношений, перемежая обсуждение самых громких случаев из практики ироничными размышлениями.

Никакой брак не длится долго в США
Американский культ семьи хорошо известен и широко растиражирован Голливудом. В итоге реалии семейной жизни для многих оборачиваются разочарованием, сетует юрист. "Люди хотят семью, как в телевизоре. А это нереально. В результате стресс на работе, высокая стоимость жизни и искаженные представления об идеальном браке, который, как выясняется, требует очень больших усилий, приводят к разводу", – отмечает Стивен, комментируя пессимистичную статистику разводов в округе Колумбия (разводом заканчивается 58% первых браков и более 70% – вторых).
"США – фантастическая страна, страна очень больших возможностей. Но здесь нет ничего бесплатного. Вообще ничего. Это суть здешней системы, здешнего общества. Почему это изумительная страна? Здесь не было ничего 250 лет назад. Ничего! Теперь все это есть – потому что люди очень много трудились. Желание работать, быть успешным... Европа более вялая, рефлексирующая. Там быть позитивным – это не круто. Если 20-летний британец говорит, что гордится своей страной, что она лучшая в мире, это вызовет смех и недоумение. Здесь – наоборот. Люди очень гордятся тем, что они – американцы", – размышляет адвокат. И действительно, представители бизнес-сообщества, с которыми удалось пообщаться, впечатляли нас и суммами своего годового дохода, и фантастической продолжительностью рабочей недели.
США – фантастическая страна, страна очень больших возможностей. Но здесь нет ничего бесплатного. Вообще ничего.
Среди пессимистичных наблюдений Стивена: венчание от развода не спасает. "Никакой брак не длится долго в США", – грустно улыбается он. Как и не спасают от конфликтов широко распространенные брачные договоры: "Наличие брачного контракта не облегчает процесс. Часто каждый из супругов оспаривает контракт, аргументируя это тем, что одна из сторон при подписании не имела адвоката или что не были полностью раскрыты финансовые активы второй половины. В итоге часто контракт не принимается во внимание".

Из наблюдений реалистичных: развод – дело дорогое и часто долгое. Развод, если у сторон есть спорные вопросы, которые будут решаться в суде, может затянуться на год. Только на изучение бумаг, обмен документами и вопросами уходит около 120 дней. Потом – обязательная процедура медиации, и уже затем (обычно месяцев через 10) назначается дата суда. "Мой самый длинный развод здесь длился три года. Думаете, они делили много имущества? Нет, они просто очень ненавидели друг друга! И получали удовольствие от процесса. Это была Третья мировая!" – иронизирует Стивен Каллен, уточняя, что международные разводы, когда кто-то находится в другой юрисдикции, куда более длительные и сложные.
Самый дорогой развод на памяти адвоката принес юристам около 500 тысяч долларов: "Весь случай там стоил около 1 млн долларов, хотя реально можно было обойтись суммой в 100 тысяч".
"В суде нас иногда упрекают, что адвокаты не могут помочь людям договориться. Мы реально делаем все возможное, чтобы уладить конфликт, но очень часто супруги не желают ничего слушать, стремясь по максимуму испортить жизнь своим будущим бывшим", – разводит руками адвокат.
Развод – это эмоции и деньги
Разбирая возрастные категории разводящихся, меньше всего вопросов по молодежи. Двадцати-тридцатилетние практически не разводятся. "Потому что не женятся. Это не круто", – комментирует Стивен.
Но работы у юристов меньше не становится: активно разводятся те, кто старше. Вплоть до 70-80-летних. "Они, наконец, могут себе это позволить, – отшучивается юрист, но уже серьезно продолжает, – очень много разводов основаны на каминг-аутах. Мы представляли в процессе супругу очень известного юриста, в 79 лет он заявил, что гей, развелся и женился. Его новому мужу 29 лет…".
Кстати, гей-браки в США разрешены примерно в 30 штатах, но данных для того, чтобы сделать выводы о количестве разводов, пока недостаточно.
Основной группе клиентов от 40 до 55 лет. "Это время первого развода. И возраст увеличивается, ведь уже время заключения первого брака у нас приближается к 35", – отмечает юрист.
Социальные роли в современной семье изменились, супруги часто финансово независимы, многие предпочитают иметь раздельные банковские счета. Равны родители и при выяснении, с кем останется ребенок при разводе. "Здесь презумпция совместной опеки, – поясняет Стивен Каллен. – Родители имеют право проводить равное время с ребенком, если нет очень серьезных причин для того, чтобы выбрали иной вариант. Делать выбор на гендерной основе запрещено Конституцией. Суть в том, чтобы сделать лучший выбор в интересах ребенка". При этом еще 20 лет назад матери, которые тогда обычно были домохозяйками, получали преимущество.
Оценка финансового состояния супругов – это очень большая работа. Часто хотя бы один из них обязательно утаивает какие-то активы.
"Сейчас в большинстве американских семей, чтобы свести концы с концами, работать вынуждены оба родителя. Дом, две машины, лучшая школа для ребенка, потом колледж – все это дорого. После развода расходы на детей обычно покрывают оба родителя пропорционально доходу каждого из них и времени, которое с ним живет ребенок", – поясняет адвокат.
Основная сложность работы, продолжает юрист, в том, что на вершине – эмоции. "В США никто не любит адвокатов. Но даже адвокаты не любят семейных адвокатов. Не удивительно. Вашингтон – столица самой могущественной страны мира, люди имеют серьезные активы. Развод – это значит, надо делить чьи-то деньги, активы (пенсионные накопления, ценные бумаги, страховые полисы). Оценка финансового состояния супругов – это очень большая работа. Часто хотя бы один из них обязательно утаивает какие-то активы", – рассказывает Стивен Каллен.

Деньги супругов, в зависимости от штата, делят двумя способами. В большинстве штатов (их называют equitable distribution state) делится только совместно нажитое в период брака имущество, не включающее подарки и наследство. В других штатах (community property state, среди них, к примеру, Калифорния) делить приходится все имеющееся на момент развода. Не удивительно, что даже подготовка к разводу в США – серьезная процедура, начинать которую рекомендуют не менее чем за шесть месяцев до первых официальных шагов. За этот срок надо привести в порядок свои финансы, не допускать промахов в личной жизни, которые вторая половина может использовать вам во вред, и даже "сделать фотографии дорогих и ценных вещей в доме, составить список полученных и подаренных подарков".
Полюбить другого взрослого человека – очень сложно
– Вы разводились? – после получаса беседы решаюсь на вопрос, уже предчувствуя положительный ответ.
– Пока один раз, – грустно улыбается Стивен.
– Если "пока", значит, в любовь все-таки верите?
– Я люблю своих детей. Какими бы они ни были и что бы ни делали. Думаю, очень сложно полюбить другого взрослого человека. Мне 54 года, и я могу честно сказать: я без понятия, что такое любовь. Хотя… (Стивен на секунду задумывается и начинает хитро улыбаться. - Прим. авт.) у меня в Шотландии холостой брат – могу вас познакомить. У вас с ним такое похожее чувство юмора…

Несмотря на жизнерадостность и позитивно-ироничное отношение к жизни, Стивен Каллен не видит причин для перелома печальной статистики по разводам. "Работа мне нравится все меньше и меньше. Очень стресса много. И он увеличивается. Суды переполнены делами. Результатом экономического кризиса в 2009 году стало море разводов. Многие потеряли работу, дома. Ужасная ситуация. Вот судьи жалуются, почему адвокаты не могут уговорить супругов достигнуть соглашения. Да потому, что это сумасшедшие люди! И они ненавидят друг друга!" – всплескивает руками адвокат.
Семейное право – не та сфера, где главное выиграть процесс, резюмирует юрист Miles and Stockbridge: "Есть юристы, которые идут на поводу у клиента: хочет судиться - пусть судится. Но мы часто отказываемся браться за сомнительные дела. Почему не доставить человеку, готовому платить, удовольствие? Это вопрос репутации – я не могу ее потерять из-за глупости клиента".
Читайте в следующем выпуске проекта "Америка в лицах":Здесь до сих пор помнят самого сложного пациента. Он не то что сам, но даже с помощниками с трудом мог попасть внутрь помещения. Человек весил 272 килограмма. "О, вы даже не представляете, как нам всем тут было тяжело его передвинуть".