ДЕТИ И ГАДЖЕТЫ: ДЕСЯТЬ ЗА И ПРОТИВ
В канун Рождества я заглянул к Сергею Викторовичу Алексеевичу — моему давнему товарищу по совместной службе в Военной академии. Дверь мне открыла его жена Наталья, рядом с которой стоял и удивленно меня рассматривал годовалый мальчик. В руках карапуз держал смартфон.
— Игорь Григорьевич, добрый вечер, проходите, будем чай пить, — услышал я голос хозяина. — А ты, Максим, — обратился Сергей к сыну, — покажи пока дяде Игорю свои игрушки.
В гостиной под ярко украшенной новогодней елкой лежали игрушки — подарки малышу: машинки, домики, плюшевые зверушки — «стандартный набор» для мальчишеских игр. Заметил я и несколько современных, так называемых развивающих электронных игрушек, которые буквально год-полтора назад сам покупал внуку.
— Максимка, почему ты не играешь с машинками? — спросил я и погладил малыша по голове. Он что-то залепетал на своем языке и спрятался за маму.
— С машинками и другими игрушками Максим играет, — вмешался в разговор Сергей. — Но особым вниманием у него пользуются совсем не детские игрушки: папин смартфон, мамин планшет и ноутбук старшего брата.
Слова Сергея меня немного озадачили.
— Не рановато ли для ребенка?
— В самый раз, — вступила в разговор Наталья. — Максим рано приобщился к этим устройствам, ведь он видит, что мы активно ими пользуемся, вот и копирует наше поведение. Специально мы его не учили пользоваться домашней электроникой, он сам брал предмет в руки и повторял наши движения руками. Сейчас все дети такие — сперва учатся включать телефон, а уже потом говорить, — засмеялась Наталья.
Потом мы с хозяевами пили душистый чай с бергамотом, возле нас постоянно крутился Максимка, и я убедился, как ловко он обращается с техническими достижениями цивилизации, именуемыми модным словом «гаджеты».
Сергей и Наталья в чем-то правы, подумал я, вспомнив своего внука Сашу, который ни за что не хотел играть с игрушечным мобильником — подавай ему отцовский, настоящий!
Гаджеты: добро это или зло, польза или вред? Где та грань, которая отделяет их неоспоримые преимущества для развития современных детей от ущерба, который может быть нанесен ребенку при неразумном использовании? Этими вопросами я задался по дороге домой и решил провести собственное «независимое расследование».
Итак, реальностью нашего времени является повсеместное использование электронных гаджетов и Интернета. Смартфон, планшет, ноутбук стали не только средствами связи, но неиссякаемыми источниками удовольствия для детей и предметом беспокойства родителей. Дети охотно и легко осваивают устройства, говорят психологи, потому что, в отличие от взрослых, не боятся ошибиться, испортить дорогую игрушку, им не стыдно потерпеть неудачу. Поэтому они легко, играючи, методом проб и ошибок учатся использовать любой современный гаджет. Их и разрабатывают простыми и интуитивно понятными, вот только взрослые этого иногда не замечают, задавленные собственными комплексами и страхами неудачи. Ребенок, немного потыкав пальчиком в экран, уже в 3–4 года вполне уверенно себя чувствует в играх, а в 5–6 лет легко осваивает Интернет.
Пока вы с умилением смотрите, как маленькие пальчики водят по тачскрину, ребенок получает сугубо положительные эмоции от необычной новинки, интересных игрушек или мультиков. От удовольствия вообще трудно отказаться самостоятельно, тем более в детстве, когда функции самоконтроля еще слабы или вообще не сформированы.
Что же хорошего несут современные гаджеты детям?
1. Ребенок получает положительные эмоции от необычной игрушки.
2. Тачскрины, кнопочки и джойстики развивают мелкую моторику и логическое мышление. Пользуясь устройством, малыш учится анализировать и сосредотачивать внимание, тренирует зрительное и слуховое восприятие.
3. Детей можно научить звонить и общаться по смартфону с бабушками и дедушками, другими родственниками, которые живут далеко.
4. Гаджет можно использовать, когда ребенка действительно надо занять и утихомирить, — во время авиаперелета, в очереди к врачу, в автомобильной пробке.
5. В планшетах для дошкольников есть много игр, с помощью которых можно выучить буквы, слова, цифры, цвета, фигуры, научиться концентрировать внимание на объектах, появляющихся с разных сторон. Психологи утверждают, что после таких игр пятилетние дети говорят на 27% больше и лучше тех, кто готовился к школе традиционно, по букварю, трехлетние — на 17%.
6. Установите для ребенка на планшет программу-«читалку», закачайте туда книги. Как показывает практика, прежний незнайка начинает читать в 87% случаев.
7. Для планшетов и смартфонов существует множество спортивно-тренировочных приложений: как научиться отжиматься, подтягиваться, играть в футбол, бегать и даже танцевать. Не надо самому придумывать, чем занять засидевшегося ребенка — программа сама покажет, как ему двигаться. Разумеется, это не замена спортивной секции и тренера, но как развлечение, чтобы не сидеть целый день на стуле, может быть полезно.
8. С гаджетами можно развить творческие навыки: научите ребенка рисовать, фотографировать, снимать видео, тут же делать из снятых кадров ролик с титрами, заставками, музыкой.
9. Для устройств с GPS есть программы спорт-трекера: они запишут маршрут прогулки, а при подключении к Интернету наложат его на карту, и малыш с помощью взрослого сможет изучить окрестности, в которых он играл.
10. Можно использовать гаджеты в качестве награды. К примеру, если ребенок самостоятельно убрал игрушки, навел порядок в комнате, сделал уроки вовремя, то ему позволяется поиграть в любимую игру. Так у ребенка вырабатывается осознание, что развлечения и удовольствия нужно «заработать».
Список положительных сторон гаджетов можно продолжить, но будем объективны и посмотрим на другую сторону медали.
Какие опасности несут гаджеты нашим детям?
1. Неконтролируемое продолжительное сидение ребенка без перерывов в социальных сетях делает его неуправляемым и истеричным.
2. Оставшись без любимого гаджета, дети и подростки ощущают себя неуютно, капризничают, ищут пути вернуть его, хитрят и ловчат. Пользуясь случаем, вместе с маленьким Максимом я публикую фотографию своего протестующего внука Александра, который требовал прекратить прогулку на воздухе и вернуться в квартиру к своим игрушкам.
3. Ради гаджета ребенок может изменить привычный образ жизни: пытается сократить время сна, учебы, чтения, спортивных занятий, живого общения со сверстниками.
4. Долгое безотрывное смотрение в экран может привести к проблемам со зрением, развитию «синдрома сухого глаза». В норме человек моргает 18 раз в минуту, обновляя слезную пленку на глазу. Когда ребенок увлечен игрой или мультиком, он моргает всего 2–6 раз в минуту! Слезная пленка высыхает и истончается. Тогда глаз пытается получить влагу изнутри, усиливая прилив крови к сосудам. В итоге получаем красные глаза, а из-за ощущения сухости («песка» в глазах) ребенок, не задумываясь, трет их, рискуя получить конъюнктивит.
5. Возможно развитие близорукости! Она может быть связана как со спазмом зрительных мышц, так и с изменением формы глаза. Причина в том, что для поддержания остроты зрения необходимо статичное расстояние от наших глаз до объекта. А когда планшет или смартфон дрожит в быстро устающих детских ручках, глаз вынужден вновь и вновь повышать резкость изображения, что запросто может спровоцировать развитие близорукости.
6. Продолжительные компьютерные игры — эмоциональный стресс для ребенка. Они могут сопровождаться выбросом «гормонов стресса» из коры надпочечников, что может привести к повышенной возбудимости ребенка в дальнейшем.
7. Долгое сидение ребенка в неподвижной позе, да еще с удерживанием планшета или смартфона, может привести к нарушению осанки, перенапряжению и спазму мелких мышечных групп и ухудшению нервной проводимости. Могут даже возникнуть судороги пальцев, кистей и предплечья, боль в плечах, шее и спине.
8. Неподвижная поза приводит к длительному напряжению мышц шеи и их спазму. В результате этого возможно сдавливание кровеносных сосудов, что может стать причиной кислородного голодания мозга: ребенок во время игры с гаджетом все время зевает, становится вялым, жалуется на головную боль.
9. Регулярное продолжительное использование гаджетов приводит к уменьшению фантазии у детей! Раньше для того, чтобы организовать игру, ребенку требовалось много ресурсов. В гаджетах же есть все и сразу. Не нужно придумывать правила игры, персонажей, создавать декорации — разработчики продумали все за ребенка.
10. Гаджет может заменить ребенку общение со сверстниками и семьей, отрывать от внешнего мира, ограничивать его пространство «виртуальной реальностью».
И это, к сожалению, не полный перечень отрицательных сторон использования современных электронных устройств.
Как же поступить, чтобы освоение ребенком гаджетов не нанесло расстройств его психическому и физическому здоровью?
Специалисты утверждают, что выполнение простых рекомендаций обеспечит безопасное развитие наших детей.
1. До трех лет ребенок должен пользоваться гаджетами не более часа в день, причем с перерывами каждые 20 минут.
2. Нельзя разрешать ребенку играть на планшете во время еды, выполнения домашних заданий или разговора со взрослыми. Иначе реальное взаимодействие с другими людьми будет подменяться виртуальным.
3. В жизни вашего ребенка должна быть не одна интересная вещь — гаджет, а много других — спортивная секция, художественная школа и т. п. Чем больше ребенок занят, тем меньше времени на бесцельные развлечения.
4. Для предотвращения «синдрома сухого глаза» офтальмологи рекомендуют детям каждые полчаса отрываться от экрана и смотреть вдаль, а лучше встать и пропрыгать на одной ножке по комнате. И чтобы малыш не забыл это сделать — установите в гаджет программу-напоминалку.
5. Ребенок по возможности должен использовать гаджет, не держа его в руках, а положив на стол или поставив в специальную подставку-зарядник с Wi-Fi (она называется «док-станция»).
6. Следите, чтобы при работе с гаджетами ребенок соблюдал так называемую оптимальную зрительную дистанцию — расстояние от глаза до экрана устройства. Оно должно быть не менее 50 см с учетом размера знаков и символов на экране.
7. Для глаз особенно опасно низкое разрешение экрана, маленький размер и частота регенерации ниже 84 Гц. Все эти данные указаны в инструкции, проверяйте ее при покупке! Откажитесь от мини-приставок с маленькими экранчиками с разрешением 320 x 240. Лучше играть на современном смартфоне, где разрешение экрана и качество его матрицы уж точно выше. Лучше, если размер экрана у «детского» гаджета начинается с 4 дюймов, а разрешение не ниже 960 х 640.
8. Просмотр мультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать детям осмысливать происходящие на экране события и сопереживать героям фильма, обсуждать их поступки.
9. Компьютерные игры желательно вводить после того, как ребенок освоит традиционные развлечения — рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное — когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.).
10. Заполните жизнь вашего ребенка интересными занятиями, и необходимость ограничивать время на гаджеты отпадет сама собой. Сделайте смартфон или планшет своим союзником!
В завершение выскажу свое мнение: бороться с гаджетами в детских руках глупо! Если ребенок будет только бегать и прыгать, то вырастет необразованным. Если будет только сидеть и учиться — слабым. Нет ничего однозначно хорошего или плохого, нужно — все, но в меру. То же самое и с гаджетами. Пусть они присутствуют в жизни ребенка в той же степени, что и спорт, общение со сверстниками, творчество. Гаджеты ни в коем случае не должны отодвигать на второй план реальную жизнь. Задача родителей этот баланс создать. И пусть гаджет будет вашим союзником в развитии детей.
А маленькому Максиму я пожелаю расти здоровым, умным, веселым мальчишкой, идущим в ногу со временем!
Игорь Шелудков, фото автора