Госконтроль Гродненской области выявил нарушения в строительстве за счет бюджета
15.01.2015 10:19
—
Новости Общества
На заседании коллегии КГК Гродненской области было отмечено, что в каждом из проверенных районов нашлись проекты, изготовленные и оплаченные по решению местных властей, которые потом оказались ненужными. Более того, в проверенных райисполкомах финансовые и хозяйственные службы даже не располагают информацией о размере бюджетных средств, направленных на строительные проекты. Между тем, в 2012-2013 годах только "Гродногражданпроект" выполнил проектных работ за счет бюджета на 133,1 млрд рублей. Это 89 процентов выручки института.
Так, Островецким райисполкомом еще в 2008 году принято решение о строительстве в деревне Трокеники школы на 200 мест и бани на 5 мест. За счет бюджетных средств в июне 2008 года за разработку проектно-сметной документации, геодезические и изыскательские работы оплачено 107,8 млн рублей, а уже весной 2009 года строительство школы было признано нецелесообразным из-за отсутствия потребности в школьных ученических местах на ближайшую перспективу. На строительство бани за два года было израсходовано 176,6 млн рублей из областного и районного бюджетов, но с июля 2009 года строительство прекратили.
В Ошмянском районе до сих пор не востребован проект благоустройства набережной реки Ошмянки. Стоимость документации по договору составила 153,3 млн, из бюджета в 2008 году оплачено 25 млн.
В Вороновском районе оказалась ненужной разработанная в 2012 году проектно-сметная документация на строительство водопроводных сетей в агрогородках Погородно, Вороновка и Трокели. Разработка проектов стоила бюджету 130,8 млн.
КГК обращает внимание, что объекты вводятся в эксплуатацию отдельными пусковыми комплексами, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств и удорожанию строительства. Дополнительные работы, не предусмотренные проектами, иногда в разы превышают установленный законодательством уровень. Это свидетельствует о низком качестве проектирования. К примеру, объект "Благоустройство ул. Калинина от ул. Генерала Беды до ул. Ленинской" в Лиде принят в эксплуатацию первым пусковым комплексом объемом работ 50% от сметной стоимости (в текущих ценах – 2,8 млрд рублей).
Для лидского микрорайона Индустриальный-2 уже разработаны проекты по благоустройству улиц, которые начали реализовываться до прокладки сетей канализации, проект которых был разработан еще в 2009 году, но УКС Лидского райисполкома его не реализовал. Только после вмешательства КГК работы были приостановлены, что предотвратило неэффективное использование бюджетных средств в сумме 7,2 млрд.
В Лидском районе в рамках программы устойчивого развития села в деревне Голдово на ремонт школы (на фото) было потрачено более миллиарда рублей. При этом школу-сад площадью 1755 кв. м и проектной мощностью 320 учащихся посещал только 41 ребенок, работали 32 учителя. В 2014 году школу закрыли, детей перевели в соседнюю деревню, а отремонтированное здание пустует. Причиной такой необоснованной траты средств КГК считает отсутствие четких и просчитанных направлений развития села.
Проверка института "Гродногражданпроект" установила, что в разрабатываемые проекты включаются завышенные объемы строительно-монтажных работ и стоимости материалов. По изученным и находящимся в разработке документациям КГК удалось предотвратить излишнее расходование 1,69 млрд из средств бюджета и 617,6 млн из средств кредитов на строительство жилья.
В некоторых случаях выбор проектных организаций проходил с нарушением закона. Так, при выборе разработчика проекта мини-ТЭЦ на котельной № 1 Сморгонского ЖКХ комиссия незаконно признала победителем подрядных торгов столичную фирму, которая не представила всю информацию, позволяющую судить о ее состоятельности. На разработку проектно-сметной документации был перечислен аванс 150 млн, но проектная организация не выполнила своих обязательств. В последующем она была признана лжепредпринимательской структурой.
По результатам проведенной коллегии Гродненскому городскому и районным исполнительным комитетам области поручено провести инвентаризацию разработанных проектно-сметных документаций, незавершенного строительства и определить целесообразность дальнейшей реализации проектов. Проектирование и строительство объектов социально-культурной и бытовой сферы в агрогородках должно осуществляться с учетом реальной перспективы их развития. Также Комитет госконтроля Гродненской области дал поручения по устранению выявленных нарушений.