Быт или не быт: как живут молодые педагоги в глубинке

Источник материала:  
09.01.2015 13:04 — Новости Общества
Полгода назад мы с коллегой запустили новый образовательный проект. Образовательный в первую очередь потому, что он связан с системой образования. Ну, а затем уж (хотя, по совести, это первая цель) это возможность нам получить тот самый ценный методический опыт, который даст практическую жизнь моему теоретическому высшему образованию (по диплому моя специальность – методика преподавания русского языка и литературы).

В чем заключается проект? Мы, выпускники вузов, молодые люди с минской пропиской, уехали за 142 км от столицы, вместе устроились работать в сельскую школу (моя специальность – учитель русского языка и литературы, специальность товарища – учитель белорусского языка и литературы) и теперь уже в течение полугода ведем блог-дневник на tut.by, в котором пошагово записываем всё, что с нами происходит.

Зачем? Какова цель проекта? Дело в том, что наша система образования ежегодно бросает под пули распределения сотни и тысячи молодых специалистов, необстрелянных педагогов, которые, приезжая в географические точки различной удаленности от цивилизации, зачастую не знают, с чего начать, что делать, как выстраивать линию поведения, чему учить сельских ребятишек.

Во-вторых, цель наша – доказать, что образовательного результата можно добиться в любой среде и с любым материалом, было бы желание работать. То есть задача нашего пребывания там – сделать своих подопечных конкурентоспособными на фоне основной массы учащейся молодежи (поскольку часто я слышу сетования на то, что дети с периферии лишены тех возможностей в образовании, которыми обладают, к примеру, школьники городские).

И, наконец, итоговый пункт по традиции концептуальный и пафосный. Речь идет о престиже профессии учителя. Мы по-прежнему наивно убеждены, что учитель – это профессия творческая, а не бумажная, подвижническая, а не бюджетная. Поэтому цель еще и говорить об уважении к труду педагога и престиже профессии учителя как опциях по умолчанию (независимо от различного рода "но", которые каждый из вас с ходу начнет накидывать). Целиком концепцию проекта можно прочитать здесь, а мы начнем повествование.

Я полагаю, что, прежде чем мы выложим всю панораму учебных баталий, в которые были замешаны, читателей стоит познакомить с бытовой, прагматической стороной вопроса. Поэтому первую публикацию после повышения (из блогеров в репортеры) я посвящаю тому, что из себя представляет место, в которое мы (Сергей Сергеевич и Дмитрий Маратович) попали.

Инфраструктура

Агрогородок Жилихово расположен за 142 км от Минска (по навигатору) и относится к Бучатинскому сельсовету Копыльского района Минской области (то есть ехать на юг от столицы по слуцкой трассе с последующим съездом на ивацевичскую). Статус агрогородка Жилихово приобрело не так давно, но успело включиться в президентскую программу (то есть две улицы у нас застроены типовыми семейными домиками). Здесь есть сельский клуб, магазин, здание администрации (так называемая "контора"), ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), отделение почты и банка и, собственно, школа.








Удобства

Сколько бы ни шутили наши товарищи о том, что через год приедут к нам и увидят заросших бородой мужиков в рубахе да с коромыслом наперевес, живем мы очень себе комфортно. Нас поселили в общежитии от совхоза (то есть это не классическая деревенская хата с печкой и удобствами на улице): здесь обыкновенный санузел (то есть унитаз / ванная / раковина), другое дело что отопление паровое (в кухне стоит котел, который топится дровами и торфобрикетом). То есть, хочешь, чтобы было тепло, пойди наруби да натопи. Хочешь, чтобы была горячая вода, см. пункт первый.




Таким образом, по приезде на новое место работы нам необходимо было позаботиться о грядущей осени-зиме (классическое "готовь сани летом" никто не отменял), а потом уже заниматься обставлением своей комнаты и ее созданием некоего рабочего кабинета. Поэтому уже в сентябре нам привезли прицеп дров (ну, как дров – деревьев, которые потом люди топориком да ручками перерабатывают в дрова).




Ближе к зиме из соседнего аг. Тимковичи к нам приехала машина с торфом (то есть дровами вы разогреваете котел до нужной температуры, а потом вкидываете торф, который эту температуру держит), а с пилорамы в Красной Слободе – и с опилками (для утепления чердака, дабы не топить дом вхолостую, ибо через крышу уходит тепло).

Таков быт сельского учителя. С течением времени комната стала приобретать человеческий вид рабочего кабинета а выделенный нам сарай (стараниями всей деревни) начал походить на хозяйский.








Связь с миром

Все операции по проведению себе каких-либо благ цивилизации (телефон, интернет, пластиковая карточка) осуществляются в райцентре. Поэтому, не откладывая в долгий ящик, мы с коллегой, наскоро переделав песню группы "Ленинград" и напевая теперь "Ехай в Копыль", снарядились интернет добывать (все-таки наш проект по умолчанию подразумевает связь с общественностью).

Кто считает, что в белорусской деревне до сих пор слушают только советский радиоприемник, безбожно заблуждается. Сейчас совершенно не проблема провести интернет в любую точку земного шара (даже за 142 км от Минска). Более скажу: в основном у жителей агрогородка телевидение ZALA, так что с коммуникацией всё в порядке – чтобы нам доставить сообщение, необязательно снаряжать почтовых голубей. Так вот в Копыле мы получили телефонный номер четвертого (!) уровня элитности (честно, не могу толком объяснить, что это значит), но вот документальное подтверждение:




И теперь мы с элитными номерами можем безлимитно общаться с народом (безлимитный интернет у нас на всю общагу).

Денежный вопрос

Разумеется, у большинства респондентов, с которыми заводишь беседу о профессии учителя, с ходу возникает вопрос о заработной плате. Чтобы снять все возможные спекуляции на этот счет, сразу обрисую ситуацию, чтобы в дальнейшем к ней уже не возвращаться. Тут проблема системная – вопрос в целом в удержании кадров. Молодым специалистам у нас везде оказывается поддержка, но главный вопрос, как удержать работника, когда он уже вырастает из этого статуса (то есть самый проблемный год третий). Дело в том, что мы с коллегой не молодые специалисты, нас никто не распределял. Мы приехали сюда сами, по собственной инициативе, в здравом уме и светлой памяти, ради образовательного эксперимента, то есть государство нам ничего не должно, никаких "подъемных" нам не выплачивают. А наши "неподъемные" выглядят следующим образом (это мой расчетный лист за сентябрь):




Да, конечно, сейчас вместе с классным руководством, проверкой тетрадей да премиями у меня выходит чистыми около 4.000.000 бел.руб. Но в моем первом расчетном значилась сумма 2.779.290 руб. К слову сказать, здесь нет понятия "аванс" - вся зарплата начисляется единовременно 20 числа следующего месяца. Для справки: прицеп дров стоит 1.300.000 бел.руб., машина торфа – около 1.100.000 бел.руб. То есть, предположим, вы не сумасшедший экспериментатор, а человек, который искренне хочет работать учителем в глубинке. Вы приезжаете на место и мало того, что почти два месяца живете без зарплаты, так еще и первые деньги целиком потратите на хозяйственные нужды. Фактически до ноября вы обречены есть дрова и торф, если у вас нет иной финансовой подпитки. Другое дело, что все люди здесь живут за счет своих приусадебных участков и деньги на продукты питания практически не тратят (то есть в расчетном у них чистый заработок). Но в масштабе страны это, безусловно, проблема, если мы все ратуем за то, как сделать профессию учителя привлекательной для молодежи.

Однако – повторю – спонсор нашего проекта – энтузиазм, и мы все собрались на этом публицистическом пространстве не для того чтобы плакать о тяжкой учительской доле. Поэтому сейчас мы предлагаем вашему вниманию архив публикаций, вышедших до сей поры у нас в блоге и описывающих образовательные события, случившиеся с нами за первую четверть пребывания на новом месте работы.

Читать и комментировать пост можно в блоге авторов >>>
←Афиша выходного дня: Элвис зажигает, Дикий Запад стреляет, а цари развлекают

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика